Рабочая программа "Мастера-волшебники"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Мастера-волшебники"
Автор: Ларина Светлана Викторовна
Рабочая программана 2018 – 2019 учебный год (1 год обучения)к дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе«Мастера-волшебники»1.Пояснительная запискаРабочая программа дополнительного образования (далее – Программа) «Мастера-волшебники» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 года; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года №189; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; Лицензии МКУ ДО ЦДТ на образовательную деятельность; Устава муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края; дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МКУ ДО ЦДТ, срок реализации которой – 2 года, автор-составитель – Ларина С.В.. Программа реализуется на базе МКУ ДО ЦДТ в объединении «Умелые ручки».Программа направлена на развитие пространственного мышления, развития технического кругозора, творчества, постепенного расширения практических и теоретических знаний, умений и навыков.Работа с различными материалами в разных , расширяет круг возможностей ребенка, развивает конструкторские способности.Программа знакомит детей с различными материалами: бумагой и картоном, бросовым материалом, нетрадиционными материалами, пластилином, а также со способами сборки из плоских и объемных деталей, простейших моделей технических сооружений, транспортной , созданием художественных образов сказочных персонажей, выполнением динамических игрушек.Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.При разработке программы учитывались знания возрастных, , особенностей детей младшего и среднего возраста.Уровень усвоения программы – репродуктивный и креативный. Функциональное назначение – творческая и развивающая. Направленность – научно-техническая. Главным направлением программы «Мастера-волшебники» является обеспечение планируемых результатов по достижению детьми целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего и среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.Программа разработана для детей, проявляющих интерес и способности к моделированию, так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения. Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике и технологии у учащихся.Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цель программы - всесторонне развивать личность учащихся путём введения их в мир труда, техники, производства; раскрытие познавательного интереса учащихся к технике, формирование нравственных качеств личности. Основные задачи рабочей программы:- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях, способствовать их систематизации;- совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;- продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);- пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции;- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности;- знакомить с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий.- воспитать чувство коллективизма, аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделок.Принципы реализации программы-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;-Последовательность и системность обучения;-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;-Принцип доступности;-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;-Принцип динамичности;-Принцип результативности и стимулирования.Большое внимание при обучении в объединении уделяется развитию у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и исследовательских навыков, воспитанию трудолюбия, культуры труда, умения работать в коллективе. Содержание теоретического материала предусматривает ознакомление учащихся с видами техники, объектами окружающей среды, с основами техники работы с бумагой, материаловедения, с технологией изготовления игрушек и моделей. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами. Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем обучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа, направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту и оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование рабочего времени. Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер. Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:– помогает ребенку адаптироваться в коллективе;– выявляет и развивает интеллектуальные и творческие способности учащегося;– формирует художественный вкус;– способствует развитию коммуникативных навыков у младших школьников;– формирует чувства толерантности и эмпатии.К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и на мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. Воспитательная работа является приоритетным направлением в ходе реализации Программы. В процессе воспитательной работы воспитывается чувство любви к родной земле, уважение к традициям своего народа, формируются чувства толерантности и эмпатии, воспитывается уважение к народному наследию. Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение к рабочей программе).Рабочая программа составлена на один год (2016-2017 учебный год) с расчётом на учащихся 1 года обучения и предусматривает приобретение необходимых знаний, умений и навыков для успешного обучения по программе.Время, отведенное на обучение, составляет ___72_____ часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.Минимальный состав группы данного года обучения _10___ человек. Занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта, занимающихся, делается больший упор на исследовательскую и проектную деятельность. Основные формы деятельности по программе:1. Учебные занятия.2. Изучение литературных источников, документов по истории края, района, села.3. Участие в школьных, внутрицентровских мероприятиях, районных, краевых, всероссийских олимпиадах, викторинах.4. Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием различных методик. 3.Годовой календарно-учебный график.Почасовая разбивка учебного курса:Режим занятий:В 2018-2019 учебном году - понедельник - 1400-1530 (1 «А») - вторник – 1450 - 1620 (1 «Б») - среда – 1130 – 1210, 1400 – 1440(1 «В») - пятница - 1450 -1620(1 «Г»)Сроки аттестации:Сроки и форма контроля4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.Личностными результатами являются:• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;• планирование образовательной и профессиональной карьеры;• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.Метапредметными результатами являются:• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.Предметными результатами являются:В познавательной сфере:• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.В трудовой сфере:• планирование технологического процесса и процесса труда;• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;• документирование результатов труда и проектной деятельности;• расчет себестоимости продукта труда;• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.В мотивационной сфере:• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;• осознание ответственности за качество результатов труда;• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.В коммуникативной сфере:• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.симметрии.5. Содержание тем учебного курсапо программе «Мастера-волшебники» 1 года обучения. 1.Вводная беседа (2 часа). - Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. - Требования к поведению учащихся во время занятия. - Понятия о материалах и инструментах. - Соблюдение правил по технике безопасности. 2.Первоначальные графические знания (4 часа). - Закрепление, углубление и расширение знаний о чертёжных инструментах и приспособлениях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их название, правила пользования. - Знакомство с линиями чертежа. - Изготовление бумерангов, летающих тарелок. - Изготовление воздушного змея, его применение. 3.Конструирование (6 часов). - Понятие о контуре, силуэте технического объекта. - Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат и т. д.). - Элементарные понятия о разметках, выкройках, простых геометрических тел. 4.Необыкновенные чудеса (10 часов). - Беседа: «Из чего изготовлены одноразовые тарелки» (полистирол, картон). - Изготовление «Неваляшки», её применение. - Тарелки легко режутся ножницами, что увеличивает область их применения. - Учить мыслить нестандартно и находить в простых предметах интересные идеи. - Овладение техникой изготовления интерьерного решения из бросового материала, развитие фантазии. - Поделки из компакт дисков – создание весёлого настроения. - Ручная работа, поделки, сделанные своими руками всегда ценились и были в моде. - Это отличный способ утилизации ненужных вещей, которые на первый взгляд, ни на что не годятся, но выкинуть их жалко.5.Объёмные модели технических объектов (20 часов). - Сопоставление формы окружающих предметов, технических объектов и их основных частей с формой геометрических фигур – прямоугольник, квадрат, круг. - Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. - Конструирование макетов и моделей технических объектов на основе выполненных развёрток. 6.Игрушки из ничего (20 часов). - Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. - Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.7.Творческие работы (8 часов). - Научить оформлять работы. Коллективные работы лучше всего построить так, чтобы дети могли показать свои умения и навыки, приобретённые в каждом разделе. - Конкурсы, соревнования, викторины помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а педагогу правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.- Изготовление сувениров. 8.Заключительное занятие (2 часа).Подведение итогов за год. Задание на лето. 6. Формы подведения итогов реализации учебной программы.Программа предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:- тестирование, - участие в выставках, конкурсах,- устные зачеты.Итогом освоения программы является:- участие обучающихся в выставках различного уровня;- развитие творческой активности учащихся; - формирование необходимых специальных технических умений и знаний и использование их на практике;- воспитание личности, обладающей стремлением к активнойжизненной позиции, способной к творческой деятельности инастроенной на самосовершенствование.7.Воспитательная работаОжидаемый результат в воспитательном плане:1. Реализация принципа сотрудничества детей, родителей, педагога.2. Создание условий для социализации обучающихся, осмысления своего места в коллективе.3. Развитие чувства толерантности.4. Формирование активной жизненной позиции.5. Развитие творческой деятельности через КТД.6. Способствование сплочению коллектива студии «Волшебный узор».9.Условия реализации программыДля реализации программы необходимы:Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули. Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель. Наглядные пособия: - демонстрационные работы; - схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур); - тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы, викторины; - иллюстрационный материал к тематическим занятиям; - работы обучающихся.10. Список литературы для педагога.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.Архипова Н.А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.Вяткин Г.П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.Дорин В.С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз», 1957.Жабров А.А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.Список литературы для детей и родителей.Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 311. Методическое обеспечение рабочей программы «Мастера-волшебники».Содержание, методы и приёмы обучения по данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности. Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера вуспех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция даёт возможность оказать внимание каждому - замечен успех или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый учащийся. В общем виде почти каждое занятие состоит из следующих этапов:Постановка задачи: Показом образца или рассказом возбуждается интерес воспитанников. Формируется волевой импульс - немедленно смастерить то же самое.Энергия импульса расходуется рационально - на обсуждение технологии, выполнение в рабочей тетради эскиза (это обязательно), подготовительные операции. Без руководителя воспитанник ничего делать не станет- поспешит к конечному результату, всё испортит и расстроится.Исполнение:Для поддержания ровного тонуса полезно одновременно вести беседу с учащимися на темы, близкие к теме занятия. Благотворна функциональная музыка.Оценка результатов даётся сначала группой, затем руководителем. Работывыставляются на подиум, сравниваются. Действующие модели в конце занятияучаствуют в мини-состязании. Лучшие имеют право участвовать в итоговой выставкепо окончании учебного года и районной выставке технического творчества.Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность воспитанников первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски.Данный курс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь, с предметами таких областей, как информатика, физика, черчение.Данная рабочая программа направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы МОУГ в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию Государственного стандарта образования и способствует:формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;эффективному личностному и познавательному развитию учащегося;сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;реализации личностно-ориентированной педагогики, где учащийся субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.Для поддержки интереса и стимулирования творческой и познавательной деятельности детей следует использовать различные формы работы – выставки, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д. Чрезмерные требования к учащимся «проведение экзамена» и резкая критика в их адрес могут погасить интерес и увлеченность данным делом. Надо исходить из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно найти условия и способы его раскрытия. Важным моментом поддержки интереса является создание «ситуации успеха». Перед обучающимися необходимо ставить конкретные и доступные задачи, обязательно отметить достигнутое, а затем постепенно усложнять задания – умело использовать принцип от простого к сложному. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.Освоив образовательную программу, учащийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни. Модель выпускника включает следующие личностные качества и характеристики: Духовно-нравственные качества: - доброта; - нравственность; - способность жить в согласии с самим собой, окружающими тебя людьми, обществом. Творческие способности: - творческая активность; - владение навыками самоанализа. Универсальные учебные действия и ключевые компетенции: - память, внимание, мышление; - умение вести диалог, работать самостоятельно и в коллективе; - решать творческую задачу, ставить перед собой цель при планировании хода работы. - уметь разобраться в современных источниках информации. Учебно-творческие знания, умения, владения: - познавательная активность; - интерес к техническому творчеству; - уверенное владение техническими приемами и навыками; - техническая грамотность. По завершению изучения полного курса программы у учащихся будет сформулированы представления о эстетическом восприятии окружающей действительности, об экономических и экологических аспектах деятельности человека, о методах конструирования и технологии обработки материалов.