"Веселая логика в старшей группе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Веселая логика в старшей группе"
Автор: Дудина Олеся Владимировна

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮРешением Педагогического совета Заведующая МДОУ «Детский сад № 32» _____от «___» ___________201_ г. ________________ А.Н. Азикова приказ № ____от «____» ________ 201_г.Основная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Веселая логика»(социально-педагогическая направленность)(для детей 5-6 лет, срок реализации 1 год) Составители: Дудина Олеся Владимировна воспитатели МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»г. Саранск. 2019гСодержание
  • Целевой раздел Пояснительная записка
  • 1.1 Направленность программы1.2 Актуальность, новизна программы1.3 Цель, задачи программы1.4 Возрастные особенности детей1.5 Объём и сроки реализации программы1.6 Форма обучения1.7 Этапы реализации программы1.8 Планируемые результаты
  • Содержательный раздел
  • Содержание программы2.1 Учебно-тематический план
  • Организационный раздел
  • 3.1 Кадровое обеспечение программы3.2 Условия реализации программы3.3 Материально-техническое обеспечение
  • Список использованной литературы
  • Приложение
  • Диагностические картыКартотека логических игрКартотека игр на развитие вниманияКартотека игр на развитие памятиСемантические игрыКартотека проблемных ситуацийЗагадки - ловушкиИгры со спичками
  • Целевой раздел
  • Пояснительная записка. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в кружковой деятельности с использованием логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников. В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.1.1 Направленность программыРабочая программа «Логика» носит социально-педагогическую направленность, реализуется
  • рамках образовательной области «Познавательное развитие» посредством формирования математически-логического мышления у детей и интегрируется с образовательными областями - «Речевое развитие» и «Социально - коммуникативное». Программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
  • 1.2 Актуальность, новизна программы Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.Новизна Учитывая природную любознательность дошкольника, в программе «Логика» предлагается развивать логическое мышление с помощью игр и игровых упражнений. Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения
  • задания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для развития тонкой моторики рук, а так же разнообразные коммуникативные игры. Коммуникативные игры помогают ребёнку адаптироваться в группе, научиться учитывать интересы и желания других детей, почувствовать себя равноправным членом коллектива. Образовательная деятельность проходит в форме увлекательной игры. Дети не устают от обучения, с удовольствием поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто навязчивое и скучное.
  • 1.3 Цель программы: Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.Задачи программы:
  • Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
  • Учить детей ориентироваться в пространстве
  • Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
  • Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
  • 1.4 Возрастные особенности детей 5-6 лет.Интеллектуальное развитие: Для детей 5 - 6 лет характерны следующие возрастные особенности психического развития: вне ситуативно - личностное общение; сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета; возникновение произвольного поведения; появление словесно - логического мышления; ясные и разнообразные социально мировоззренческие представления.Произвольность: Способны планировать и выполнять сложные последовательные действия, сознательно определять свои действия.Мировоззренческие представления: Обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе.Мышление: В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. В связи с этим, дети могут устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.1.5 Объём и сроки реализации программыСроки реализации программы – 1 годПрограмма рассчитана на детей 5-7 лет, объём 13 часов в год.Программа реализуется один раз в неделю в старшей группе по 25 минут в совместной деятельности детей и взрослого (по подгруппам).1.6 Форма обучения – очная.Дополнительная образовательная деятельность проводится по подгруппам, во вторую половину дня, два раза в неделю, продолжительностью:В старшей группе – 20-25 минут,Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к новымзнаниям, организуя и направляя их поисковые действия.Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
  • Индивидуальная самостоятельная работа детей.
  • Работа в парах.
  • Групповые формы работы.
  • Дифференцированная.
  • Фронтальная проверка и контроль.
  • Самооценка выполненной работы.
  • Дидактическая игра.
  • Соревнование.
  • Конкурсы.
  • 1.7 Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам:
  • Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
  • Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
  • Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
  • Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
  • Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
  • Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
  • Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
  • 1.8 Планируемые результаты:Дети должны знать:
  • Принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
  • Принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
  • Антонимы и синонимы;
  • Названия геометрических фигур и их свойства;
  • Принцип программирования и составления алгоритма действий.
  • Дети должны уметь:
  • Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  • Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  • Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
  • Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
  • 1.7. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования
  • Обобщающие занятия после каждого раздела;
  • Познавательные итоговые мероприятия с участием родителей.
  • Содержательный раздел Содержание программы
  • Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
  • Анализ – синтез.
  • Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
  • Сравнение.
  • Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
  • Ограничение.
  • Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
  • Обобщение.
  • Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
  • Систематизация.
  • Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
  • Классификация.
  • Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
  • Умозаключения.
  • Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.2.1 Учебно-тематический план 1 год обучения
  • Организационный раздел
  • 3.1.Кадровое обеспечение ПрограммыПрограмма реализуется при непосредственном участии воспитателя подготовительной группы (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса).3.2 Условия реализации программы.Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.3.3 Материально-техническое обеспечение программыЛогические блоки ДьенешаЦветные палочки КюизенераКострукторы по типу «Лего»НоутбукДидактические игры и задания развивающей направленности
  • Список использованной литературы:
  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г
  • «Дидактические игры в детском саду» А.К.Бондаренко, Москва «Просвещение»
  • 2001г
  • «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»
  • 1999г
  • «Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва «Просвещение»
  • 2001г5. «Развивающие игры с малышами» Т.В. Галанова, Ярославль «Академия развития», 1996г
  • «Развивающие игры для дошкольников Н.Н.Васильева, Н.В. Новоторцева, Ярославль «Академия развития», 1996г
  • «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова, Ярославль «Академия развития», 1996г
  • «Проверяем знания дошкольника-тесты» С.Е.Гаврина, Киров «Весна», 2007г
  • «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е.Гаврина, Ярославль «Академия развития», 2006г.
  • «Логика. Готовимся к школе по интенсивной методике» Соколова Ю.А., М: Эксмо, 2006г.
  • 11. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления ивоображениядошкольников Стародубцева И.В., Завьялова Т.П.,М: АРКТИ. — 2008г.