"Веселая логика в старшей группе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Веселая логика в старшей группе"
Автор: Дудина Олеся Владимировна
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮРешением Педагогического совета Заведующая МДОУ «Детский сад № 32» №_____от «___» ___________201_ г. ________________ А.Н. Азикова приказ № ____от «____» ________ 201_г.Основная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Веселая логика»(социально-педагогическая направленность)(для детей 5-6 лет, срок реализации 1 год) Составители: Дудина Олеся Владимировна воспитатели МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»г. Саранск. 2019гСодержаниеЦелевой раздел Пояснительная записка1.1 Направленность программы1.2 Актуальность, новизна программы1.3 Цель, задачи программы1.4 Возрастные особенности детей1.5 Объём и сроки реализации программы1.6 Форма обучения1.7 Этапы реализации программы1.8 Планируемые результатыСодержательный разделСодержание программы2.1 Учебно-тематический планОрганизационный раздел3.1 Кадровое обеспечение программы3.2 Условия реализации программы3.3 Материально-техническое обеспечениеСписок использованной литературыПриложениеДиагностические картыКартотека логических игрКартотека игр на развитие вниманияКартотека игр на развитие памятиСемантические игрыКартотека проблемных ситуацийЗагадки - ловушкиИгры со спичкамиЦелевой разделПояснительная записка. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в кружковой деятельности с использованием логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников. В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.1.1 Направленность программыРабочая программа «Логика» носит социально-педагогическую направленность, реализуетсярамках образовательной области «Познавательное развитие» посредством формирования математически-логического мышления у детей и интегрируется с образовательными областями - «Речевое развитие» и «Социально - коммуникативное». Программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.1.2 Актуальность, новизна программы Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.Новизна Учитывая природную любознательность дошкольника, в программе «Логика» предлагается развивать логическое мышление с помощью игр и игровых упражнений. Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнениязадания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для развития тонкой моторики рук, а так же разнообразные коммуникативные игры. Коммуникативные игры помогают ребёнку адаптироваться в группе, научиться учитывать интересы и желания других детей, почувствовать себя равноправным членом коллектива. Образовательная деятельность проходит в форме увлекательной игры. Дети не устают от обучения, с удовольствием поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто навязчивое и скучное. 1.3 Цель программы: Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.Задачи программы:Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениямУчить детей ориентироваться в пространствеРазвивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказыватьВоспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.1.4 Возрастные особенности детей 5-6 лет.Интеллектуальное развитие: Для детей 5 - 6 лет характерны следующие возрастные особенности психического развития: вне ситуативно - личностное общение; сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета; возникновение произвольного поведения; появление словесно - логического мышления; ясные и разнообразные социально мировоззренческие представления.Произвольность: Способны планировать и выполнять сложные последовательные действия, сознательно определять свои действия.Мировоззренческие представления: Обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе.Мышление: В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. В связи с этим, дети могут устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.1.5 Объём и сроки реализации программыСроки реализации программы – 1 годПрограмма рассчитана на детей 5-7 лет, объём 13 часов в год.Программа реализуется один раз в неделю в старшей группе по 25 минут в совместной деятельности детей и взрослого (по подгруппам).1.6 Форма обучения – очная.Дополнительная образовательная деятельность проводится по подгруппам, во вторую половину дня, два раза в неделю, продолжительностью:В старшей группе – 20-25 минут,Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к новымзнаниям, организуя и направляя их поисковые действия.Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:Индивидуальная самостоятельная работа детей.Работа в парах.Групповые формы работы.Дифференцированная.Фронтальная проверка и контроль.Самооценка выполненной работы.Дидактическая игра.Соревнование.Конкурсы.1.7 Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам:Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знанийПостроение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).1.8 Планируемые результаты:Дети должны знать:Принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;Принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;Антонимы и синонимы;Названия геометрических фигур и их свойства;Принцип программирования и составления алгоритма действий.Дети должны уметь:Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памятиУметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.1.7. Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образованияОбобщающие занятия после каждого раздела;Познавательные итоговые мероприятия с участием родителей.Содержательный раздел Содержание программыКраткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):Анализ – синтез.Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.Сравнение.Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.Ограничение.Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.Обобщение.Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.Систематизация.Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.Классификация.Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.Умозаключения.Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.2.1 Учебно-тематический план 1 год обученияОрганизационный раздел3.1.Кадровое обеспечение ПрограммыПрограмма реализуется при непосредственном участии воспитателя подготовительной группы (проведение специальных занятий, индивидуальная работа, работа с родителями, координация взаимодействия участников образовательного процесса).3.2 Условия реализации программы.Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.3.3 Материально-техническое обеспечение программыЛогические блоки ДьенешаЦветные палочки КюизенераКострукторы по типу «Лего»НоутбукДидактические игры и задания развивающей направленностиСписок использованной литературы:«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г«Дидактические игры в детском саду» А.К.Бондаренко, Москва «Просвещение»2001г«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»1999г«Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва «Просвещение»2001г5. «Развивающие игры с малышами» Т.В. Галанова, Ярославль «Академия развития», 1996г«Развивающие игры для дошкольников Н.Н.Васильева, Н.В. Новоторцева, Ярославль «Академия развития», 1996г«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова, Ярославль «Академия развития», 1996г«Проверяем знания дошкольника-тесты» С.Е.Гаврина, Киров «Весна», 2007г«Веселые задачки для маленьких умников» С.Е.Гаврина, Ярославль «Академия развития», 2006г.«Логика. Готовимся к школе по интенсивной методике» Соколова Ю.А., М: Эксмо, 2006г.11. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления ивоображениядошкольников Стародубцева И.В., Завьялова Т.П.,М: АРКТИ. — 2008г.