"Воспитание через чтение художественной литературы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание через чтение художественной литературы"
Автор: Ивашкевич Марина Владимировна
Воспитание через чтение художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Книга дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.1.Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников), 2.Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: взрослый читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично. 3. Литературные викторины. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг.Примерные вопросы для литературной викторины:• Из какой русской народной сказки эти отрывки?Курочка кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба,Я снесу вам яичко другое,Не золотое - простое". ("Курочка Ряба".)- Я мышка-норушка! А ты кто?- А я лягушка-квакушка.- Иди ко мне жить!И стали они жить вдвоем. ("Теремок".)Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку... ("Репка".)• Вставьте недостающие слова в стихотворения А. Барто. Идет... качается, Вздыхает на ходу:- Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)Я люблю свою... (лошадку), Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык, Опрокинул... (грузовик).(Самолет)... построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: "О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?" и т.п.