Программа "В будущее - с уверенностью"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "В будущее - с уверенностью"
Автор: Попова Елена Ивановна
Утверждаю ______________ Н. В. Жерновников Директор ГКОУ «Красноярская школа-интернат» Программасопровождающего проживания обучающихся 8-9 классов ГКОУ «Красноярская школа-интернат» В учебной квартире «В будущее – с уверенностью»ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААнализ успешности социализации детей с особенными образовательными потребностями выпускающихся из школы-интерната, показал, что не все могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. Выпускники школы-интерната испытывают большие трудности: сталкиваются с проблемами организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской и психологической помощи, создания и сохранения собственной семьи, поиска работы, и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы. В итоге перед выпускником стоят две насущные задачи: Перейти на самостоятельное жизнеобеспечение. Выстроить границы своего нового жизненного пространства. Для успешной социальной адаптации выпускников, для их полноценного включения в общество необходимо создать соответствующие условия. На базе ГКОУ «Красноярская школа-интернат» создана учебная квартира «В будущее – с уверенностью», в условиях отдельного проживания у ребят 8-9 классов будут отрабатываться социально-бытовые навыки. Команда специалистов будет сопровождать выпускников на всем этапе самостоятельного проживания, и окажет возможную помощь в обустройстве быта, планировании бюджета, распорядке дня, самообслуживании. Куратор учебной квартиры – заместитель директора по УВР. Куратор отвечает за работу учебной квартиры и координацию ее деятельности.Наставник – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение проживания воспитанников в учебной квартире в соответствии с индивидуальными планами проживания.Специалисты: психолог, социальный педагог - обучают воспитанников навыкам самостоятельного проживания непосредственно в период их проживания в учебной квартире в соответствии с индивидуальными планами проживания. Цели и задачи программы.Целью деятельности учебной квартиры является подготовка обучающихся 8-9 классов к дальнейшей самостоятельной жизни, исходя из их индивидуальных возможностей и реальных условий, удовлетворяющих в первую очередь личные интересы и потребности каждого ребенка.4.2. Задачи: - научить детей умению самостоятельно планировать режим дня; бюджет; вести домашнее хозяйство; сформировать модель самостоятельного проживания; - закрепить на практике имеющиеся у воспитанников бытовые и социальные навыки, формировать у них активную, деятельную и ответственную позицию по отношению к собственной жизни;- формировать навыки постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов; - оказать помощь в профессиональном самоопределении, формировать устойчивый интерес к труду, представление о необходимости труда в жизни человека;- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы Сопровождаемое проживание Направлено на создание условий, в том числе жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема со стороны. Базовые жизненные навыки, обеспечивающие самостоятельное проживание, условно можно разделить на три сферы: самообслуживание, самоорганизация, саморегуляция. Деятельность в перечисленных сферах призвана сформировать следующие навыки:Сопровождаемое проживание должно обеспечить:- безопасность и защищенность;- соответствие потребностям и физическим возможностям детей, которым оно предоставляется;- самостоятельность и независимость в образе жизни и ведении хозяйства;- комфортность проживания и достойный уровень жизни.Разрабатывая индивидуальный план работы по сопровождаемому проживанию, важно учитывать уровень возможностей, способностей и ресурсов ребенка. Это позволит сделать программу социализации, соотносимой с «зоной ближайшего развития» воспитанника, т.е. предполагать приложение со стороны проживающего в учебной квартире некоторых усилий, не превышающих уровень его возможностей. Учебная квартира предоставляется для временного проживания несовершеннолетним с целью их подготовки к самостоятельной жизни посредством формирования навыков самостоятельного проживания, то есть учебная квартира играет роль своеобразного социального адаптера – с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой – формирует у воспитанника качества, необходимые для адаптации. Для реализации этой задачи составляется «План» (см. Приложение № 2), в котором прописываются основные действия, которые Проживающий должен выполнить в период нахождения в учебной квартире. Поставленные планом задачи воспитанник должен рассматривать как свои собственные. При этом план не должен отражать исключительно пожелания воспитанника. Принципы ведения программы сопровождающего проживания предусматривают также развитие потенциала подростка, то есть программа должна включать возможности для личного роста и повышения уровня социализации. В связи с этим команда специалистов должны способствовать осознанию подростком его собственных целей и потребностей, результатом чего станет повышение его мотивации изменению трудной жизненной ситуации, в которой он находится. Чтобы результаты проводимой работы в учебной квартире были долговременными и устойчивыми, подросток должен осознанно стремиться к достижению поставленных перед ним целей.Принципы деятельности учебной квартиры- постепенное усложнение предъявляемых воспитанникам требований и задач в сфере практической деятельности;- постепенное расширение зон самостоятельности и ответственности воспитанника на фоне того, что контроль со стороны воспитателя постепенно снижается, а уровень ответственности воспитанника увеличивается;- признание того, что воспитанник является активным участником деятельности на всех этапах работы;Документы, регулирующие деятельность учебной квартиры- перечень оборудования и расходных санитарно-гигиенических средств, имеющихся в квартире;- правила внутреннего распорядка;- памятки воспитанникам, проживающим в учебной квартире;- инструкции по технике безопасности и журнал ознакомления с ними воспитанников;- график проживания;- индивидуальный дневник проживанияЭтапы организации учебной квартирыПроцесс организации деятельности учебной квартиры можно представить, как социальный проект, реализуемый учреждением. В случае организации сопровождаемого проживания, под проектом подразумевается ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникальной услуги, имеющий четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает завершение проекта.Для реализации данного проекта необходимо:Оборудовать учебную квартируОпределить содержание обучения в процессе сопровождаемого проживания в ней воспитанниковОрганизовать процесс сопровождаемого проживания Предварительный этап включает: - принятие решения об организации при учреждении учебной квартиры;- создание рабочей группы для осуществления деятельности по организации учебной квартиры;- выделение помещения для учебной квартиры;- разработку и утверждение нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность учебной квартиры (положение об учебной квартире; должностных инструкций специалистов; программа сопровождаемого проживания обучающихся 8-9 классов учреждения, порядка заселения и схемы проживания; памяток для проживающих в учебной квартире; системы мониторинга индивидуальных достижений проживающих).На организационном этапе в соответствии с принятыми документами (порядок заселения, схема проживания, программа сопровождаемого проживания) и числом выпускников, которые будут проходить программу сопровождаемого проживания:- составляется график проживания в учебной квартире, где по датам указано время проживания каждого из выпускников, которые будут жить в учебной квартире. Подбор детей для совместного проживания осуществляется с учетом их пожеланий и мнения специалистов (психологов, педагогов);- определяется перечень объектов социальной инфраструктуры, с которыми будут взаимодействовать проживающие в ходе сопровождаемого проживания;- устанавливается степень самостоятельности проживания детей (что они приобретают самостоятельно, что готовят самостоятельно, какие решения могут принимать самостоятельно и т.д.);- определяется способ приобретения продуктов, бытовых, санитарно-гигиенических средств, канцелярских принадлежностей и других необходимых для самостоятельного проживания предметов (покупка или получение со склада);- составляется совместно с проживающими ребятами список необходимых вещей, которые им необходимо иметь для самостоятельного проживания, отмечается, что у них уже имеется, а что необходимо приобрести, где и в каком количестве (зависит от сроков проживания)Этап сопровождаемого проживания осуществляется в соответствии с принятой программойНа этапе анализа результатов и внесения изменений в деятельность учебной квартиры специалистами (куратор учебной квартиры, наставник, педагог-психолог, социальный педагог) изучается работа учебной квартиры за определенный период. Для подведения итогов используются результаты мониторинга индивидуальных достижений проживающих ребят, материалы рабочих совещаний, консилиумов, других форм работы специалистов, обеспечивающих деятельно сть учебной квартиры. На основе проведенного анализа могут вносится изменения как в содержание программы сопровождающего проживания, так и в некоторые нормативные правовые документы.Оборудование учебной квартирыОбустройство помещения учебной квартиры должно быть максимально приближено к условиям проживания в обычном доме квартирного типа. Учебная квартира должна состоять из прихожей, кухонного помещения, жилой комнаты, санузла. (см. Приложение № 3). При проектировании учебной квартиры и ее обустройстве необходимо учитывать требования соответствующих СНиПов, САНПиНов и ГОСТов.Принятие решения о зачислении несовершеннолетнего в учебную квартируЗачисление несовершеннолетнего в учебную квартиру, как и отчисление из нее, производится на основании приказа директора Учреждения. В приказе о зачислении прописывается дата зачисления, срок пребывания в квартире, который впоследствии может быть продлен или сокращен, а также цель и предварительный план социализации. Также в приказе отображаются следующие аспекты:- Утверждение индивидуального плана социализации (план-проживания);- Назначение специалиста, ответственного за реализацию программы;В личное дело ребенка, направляемого на проживание в учебной квартире, подшиваются все документы или копии документов, имеющих отношение к реализации программы «сопровождающее проживание».Система правил, поощрений и наказаний в учебной квартиреВ учебной квартире должна существовать четкая и ясная система правил, регламентирующих распорядок и основные виды. Разрабатывая систему правил важно помнить о том, что главное – не количество правил, а неукоснительность их выполнения. Нарушения правил всегда должно сопровождаться наказанием, причем строгость наказания также должна быть регламентирована. Если нарушение правила не влечет за собой наказания хотя бы единожды, оно перестает работать. Безусловно, не все правила и их нарушения равнозначны. Например, отказ помыть за собой посуду и появление в квартире в состоянии алкогольного опьянения должны повлечь наказания разной строгости. Для этого все правила в учебной квартире разделены на две группы: основные, нарушение которых ставит под сомнение дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в учебной квартире, и дополнительные, за нарушение которых проживающий получает замечание. Чтобы правила соблюдались, каждый несовершеннолетний в момент зачисления в учебную квартиру должен понимать их серьезность и неукоснительность.Контроль режимных моментов в квартире производит наставник.Утром в будние дни он помогает подросткам вовремя проснуться, помогает с организацией завтрака. Следит, чтобы проживающие не опаздывали на занятия Хозяйственно-бытовые задачи, такие как уборка, стирка, декорация помещений, мелкий ремонт, получение продуктов и т.п., выполняются совместно с подростками. Участие проживающих в хозяйственно-бытовой и прочей деятельности строится не на принуждении, а на развитии сознательности и мотивации к действию.Наставник учебной квартиры активно применяет такие методы мотивации как соревнование, поощрения и наказания. Поощрение отмечается в учебной квартире в виде определенной суммы баллов. Наказание может быть в форме выговора (за нарушение основных правил проживания) или замечания (нарушение дополнительных правил).Работа с проживающимЗачисление выпускника в учебную квартиру производится на основании приказа директора учреждения. Решение о зачислении доводится до сведения ребенка. Заселяемый в учебную квартиру должен быть ознакомлен под роспись с «Правилами внутреннего распорядка для проживающих в учебной квартире «В будущее – с уверенностью», после чего он имеет право вселиться в учебную квартиру.Личные вещи несовершеннолетнего тщательно осматриваются и принимаются наставником по описи (см. Приложение № 4). Согласно правилам проживания, в учебную квартиру нельзя приносить острые, колющие и режущие предметы, любые лекарственные препараты. Лекарства, назначенные врачом, несовершеннолетний обязан передать на хранение медицинскому работнику вместе с рецептом, где указана дозировка и кратность приема. Проживание выпускника в учебной квартире предусматривает разделение ответственности и реализуется посредством подписания плана проживания.Реализация плана-проживания фиксируется в карте ведения случая (см Приложение №5)Таким образом, программа сопровождаемого проживания предполагает подготовку выпускников, принимающих участие в проекте, по направлениям: «Самообслуживание», «Самоорганизация», «Саморегуляция». Важным моментом является то, что проживающие в учебной квартире обладают свободой выбора содержания подготовки по этим направлениям. Каждый ребенок совместно с наставником, осуществляющим непосредственное сопровождение проживания в учебной квартире, перед заселением в учебную квартиру определяет индивидуальные цели и задачи сопровождаемого проживания, исходя из имеющихся у него навыков, умений и осознанных желаний. Как уже упоминалось, все эти сведения отражаются в «Плане-проживания». Во время проживания в учебной квартире ребенок ведет «Дневник проживания», в котором отмечает порядковый день проживания, планируемые на этот день дела, выполненные за день дела, оценку их выполнения. По завершению недельного срока проживания подводятся промежуточные итоги с целью определения, что из запланированного было выполнено, а что нет.Выпускники, освоившие заявленные навыки на минимальном уровне, имеют право пройти программу повторно. «Дневник проживания» является средством текущего и промежуточного контроля.Во время проживания в учебной квартире выпускник должен осуществить следующие мероприятия в области самообслуживания:распределение временных ресурсов;стирка личных вещей и уход за ними;уборка квартиры;использование чистящих средств;составление меню;закупка продуктов питания;распределение имеющихся денежных средств на весь период проживания;приготовление первых, вторых и третьих блюд.Кроме того, в период проживания в учебной квартире выпускник должен продемонстрировать:способность планировать свою деятельность;способность нести ответственность за принятые решения;способность выполнять взятые на себя обязательства;способность критически и адекватно оценивать свою деятельность.Закрытие случая и мониторингОтчисление проживающего из учебной квартиры производится на основании соответствующего приказа директора учреждения. Отчисление происходит в следующих случаях:- Завершение работы со случаем в связи с выполнением индивидуальной программы социализации;- Личное заявление воспитанника с просьбой отчислить его из учебной квартиры;- Грубое или систематическое нарушение правил проживания в учебной квартире. Перед отчислением из учебной квартиры по причине выполнения программы, выпускник заполняет форму завершающей оценки, где анализирует основные изменения и достижения, произошедшие в его жизненной ситуации (см. Приложение № 6). Данная форма является средством итогового контроля.Также осуществляется фиксация достижений проживающего по следующим направлениям:Гигиена и здоровый образ жизниСоблюдение гигиены домаСоставление бюджетаПоход в магазинКухняСтоловаяКритерии оценивания деятельности выпускника, проживающего в учебной квартире при использовании бальной системы следующие:5 баллов - выполняет действия по самообслуживанию самостоятельно, качественно, при незначительной помощи;4 балла - выполняет микропроцессы по самообслуживанию самостоятельно, однако нуждается в периодическом контроле; 3 балла - выполняет действия только под контролем2 балла - не знает, не владеет, не выполняет.Критериями успешности формирования социальных компетенций являются:Стабильное эмоциональное состояние;Сформированные санитарно-гигиенические навыки;Сформированные социально-бытовые навыки;Сформированные навыки самоконтроля и планирования.Случай закрывается с положительной динамикой, если хотя бы два показателя подверглись положительным изменениям в процессе работы. Во всех остальных ситуациях случай закрывается с формулировкой «без изменений». (см. Приложение № 7).Оценка динамики (мониторинг) индивидуальных достижений детей основывается на трех последовательных измерениях:начальном — после написания воспитанником заявления на проживание в учебной квартире;текущем— в момент непосредственного проживания в учебной квартире;заключительном — по окончании проживания в учебной квартире Задачи, формы работы и предмет обучения описаны в Приложении № 8.Для обобщенной оценки достижений проживающих, педагогом-психологом и социальным педагогом используется метод опроса детей. Данная форма контроля предусматривает написание короткого эссе, в котором содержатся ответы на вопросы (см. Приложение № 9): - Чему смог научиться за время жизни в учебной квартире? - Что нового для себя узнал? - Как изменились отношения с другими людьми, в том числе с педагогами, после начала функционирования учебной квартиры? - Насколько понравилось участвовать в работе учебной квартиры? - Был ли данный проект полезным?Итоговое оценивание осуществляется путем фиксации приобретения конкретных навыков социализации:Кроме этого, при проведении итоговой оценки, необходимо оценить уровень социально-психологической адаптации. Здесь психологу необходимо обратить внимание на такие показатели, как:уровень тревожности;уровень конфликтности;уровень коммуникабельности.По итогам участия всех детей в проекте составляется итоговая таблица, в которой отображаются ответы проживающих на вопрос: «Чему научился во время участия в проекте?