"Солнечный лучик"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Солнечный лучик"
Автор: Старовойтова Светлана Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Золотой ключик» г. Рославля Смоленской областиПроектТема: «Солнечный лучик»во второй младшей группе.Воспитатель: Старовойтова С.Н.2019гПроектная деятельность «Солнечный лучик» во второй младшей группе.Автор – разработчик проекта: Старовойтова С. Н. –воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад: «Золотой ключик» Актуальность разработки и реализации педагогического проекта тема данного проекта выбрана не случайно, хочется дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. Так, как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. В беседах с детьми выяснилось, что не все дети проявляют интерес к солнечным явлениям, так как не достаточно знают о солнце, некоторые затруднялись называть какого оно цвета, формы. Мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Вот поэтому мною был создан данный проект.Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.Поставленные задачи: 1.Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.2.формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.3.Обоготить словарный запас детей по данной теме.4.Закрепить понятие «жёлтый», «круглый», «похоже», «не похоже».Тип проекта: информационно-исследовательский.Участники: Педагоги, воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.Длительность: 2 недели (краткосрочный)Ожидаемый результат: 1.Возникновение у детей интереса к экспериментам.2.Использование детьми в их активной речи слов: «яркое, светлое, тёплое», «светит, улыбается, греет» и т. д3.Развитие наблюдательности.Подготовительный этап:1.Беседы с детьми для выявления знаний детей о солнце.2.Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр с использованием «Солнца», иллюстративный материал.3. Подготовка атрибутов для игр, занятий4.Работа с родителями: подготовка атрибутов, картотека: стихов, потешек, загадок. Информация в родительский уголок на тему: «Наблюдения весной вмести с детьми». Рекомендации родителям.Основной этап:1.Чтение и заучивание потешки и р.н. песенки « Солнышко», «Солнечный зайчик», песенки «Я на солнышке лежу».2.Дидактическая игра: «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).3.Подвижная игра: « Солнечный зайчик».4.Наблюдения за изменениями в природе связанных с солнцем на прогулке.5.Проведение занятий: рисования и лепки по теме «Солнышко».6.Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента на занятиях.7.Комплекс утренней гимнастики «Солнышко лучистое».8.Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (в группе по иллюстрациям и по возможности с родителями).9.Эксперимент «Холодно тепло».10.Непосредственно – образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гости к солнышку».11.Малоподвизная игра: «Построй солнышко».ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:Подведение итогов проекта.Подготовка презентации по фотографиям.Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализациипроекта.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Физкультминутка – песенка «Я на солнышке лежу».ПРИЛОЖЕНИЕ 2Занятие по лепке на тему «Солнышко лучистое».ПРИЛОЖЕНИЕ 3Занятие по рисованию на тему «Свети, свети солнышко». ПРИЛОЖЕНИЕ 4Образовательная деятельность по познавательно – речевому развитию на тему «В гости к солнышку».ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое солнышко».ПРИЛОЖЕНИЕ 6Пальчиковая гимнастика: «Дай нам солнышка тепла».Физкультминутка – «Я на солнышке лежу»( Приложение к работе - Проектная деятельность во второй младшей группе на тему: «Солнечный лучик»).Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.Спеть детям « песенку львёнка и черепахи», сопровождая её соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону)Я на солнышко гляжу,Всё лежу и лежуИ на солнышко гляжу.Крокодил - дил- дил плывёт (развести руки в стороны)Носорог-рог-рог идёт, (ходить вперевалку)Только я всё лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)И на солнышко гляжу.Рядом львёночек лежитИ ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)Только я всё лежу (поворачивать голову из стороны в сторону)И на солнышко гляжу.ОД по лепке на тему: «Солнышко лучистое»( Приложение к работе - Проектная деятельность во второй младшей группе на тему: «Солнечный Лучик»).Цель: продолжать учить скатывать шарик круговыми движениями, расплющив его, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.Материал: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета. Сюрприз «солнышко».Ход занятия:Воспитатель: Загадать загадку: «Кто лучистым, ярким светомПробежался по предметам?Луч горячий выпускает?Землю нашу освещает?Если к нам в окно заглянетВсё, как в сказке засияет? ( Солнышко).Ответы детей…Воспитатель: (показать солнышко).Молодцы – это солнышко. У солнышка много дел: землю обогреть, осветить ярким светом, всех разбудить своими ласковыми лучиками: цветы, деревья, птичек, зайчиков и белочек, мальчиков и девочек. Дети садятся за столы.Ребята у вас на столах картинки это голубое небо, а на небе должно светить? (Прикрепить на мольберт заранее приготовленную заготовку).Солнышко на небе. Для этого я скатала шарик из пластилина жёлтого цвета, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете почему?Ответы детей…Воспитатель: правильно, так как у солнышка нет лучиков, давайте ему поможем и сделаем лучи. Пригласить одного ребёнка подойти к мольберту и нажать указательным пальцем на край пластилинового солнца надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону так получился «солнечный лучик». Давайте сделаем солнцу много лучиков. Чтобы лучи получились длиннее надо посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку. Легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо.Физкультминутка:Я держу в ладошках солнце! Я дарю его друзьям!Улыбайтесь – это просто!Лучик солнца - это вам!Практическая деятельность.Итог занятия.Воспитатель: ребята, чем мы сегодня занимались?Посмотрите на свои солнышки. Какие они?Ответы детей…Воспитатель: правильно: красивые, лучистые, жёлтые, ласковые,тёплые. Теперь они будут светить ярко!Русская народная песенка: «Солнышко» Свети, свети солнышко, На зелёное полюшко, На белую пшеницу На чистую водицу На наш садочек, На аленький цветочек.ОД по рисованию на тему: «Свети, свети солнышко».(Приложение к работе - Проектная деятельность во второй младшей группе на тему «Солнечный лучик»).Коллективная работа - рисование солнышка ладошками. Цель: Учить передавать образ яркого солнца, цветовым пятном располагая по кругу. Воспитывать эстетическое восприятия. Физкультминутка: П\игра: «Прокати солнышко»«Вот как солнышко смеётся!И под этим солнышком Нам весело живётся!Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гости к солнышку».( Приложение к работе - Проектная деятельность во второй младшей группе на тему: «Солнечный Лучик»).Интеграция образовательных областей:Познание, коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы, художественное творчество.Цель: продолжать знакомить детей с изменениями в природе, весной солнце не только светит, но и греет. Солнышко всем несёт тепло, свет, радость. Учить детей рисовать на пшенной крупе солнышко, развивать мелкую моторику рук.Методы и приёмы: Водная беседа, использование художественного слова, совместная деятельность воспитателя с детьми, подвижная игра.Обучающая: Знакомить детей с изменениями в природе, учить рисовать солнышко на пшённой крупе.Развивающая: Развивать активный словарь детей, внимание, память, интерес, мелкую моторику рук.Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, ценить красоту солнечного света, теплоПредварительная работа: Наблюдения на прогулке за солнцем. Учить всматриваться в явления сравнивать их, видеть общее и отличительное. Чтение произведений: сказка «У солнышка в гостях», К.И.Чуковский: «Краденое солнце». Загадывание загадок о солнышке, лепка и рисование солнышка.Материал: Макет – горы, облаков, солнышка. Герои из сказки зайка и белочка, пластиковые тарелочки по количеству детей с пшённой крупой, тарелочки на столах с разноцветными пуговицами (кругами). Угощение. Диск с музыкальным сопровождением. Ход образовательной деятельности:Вхождение в игровую ситуацию: приветствие: « Солнечные лучики»Воспитатель: Первый лучик, нежный лучик Заглянул он к нам в оконце. И принёс в своих ладошках Теплоту частицу солнца. ( Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями). Воспитатель: Ребята вы любите загадки? Послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чём в ней говорится: Оно весь мир обогревает И усталости не знает. Улыбается в оконце, А зовут его все… (Солнышко).Ответ детей. Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучи и поднимается высоко в небо, чтобы совершать «добрые дела». А какие «добрые дела» совершает солнышко? Дети…Воспитатель: Да, ребята, верно, у солнышка много «добрых дел»: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучами. Но иногда, ребята, бывает так, что солнышко не выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, почему?Ответы детей…(В то время из-за леса появляются Зайчик и Белочка. Звучит грустная музыка, которая постепенно утихает).Зайчик и Белочка (вместе): Здравствуйте, ребята.Дети: Здравствуйте.Зайчик: Мы с белочкой пришли к вам за помощью. Вот уже несколько дней в нашей сказке нет солнышка, а без солнышка нам холодно, одиноко и грустно. Ребята, помогите нам найти солнышко.Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашим зверушкам из сказки найти солнышко?Дети: Поможем.Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться с вами в сказку. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним, где же нам солнышко искать? Где оно живёт?Дети: За лесом есть большая гора, на большой горе среди облаков и живёт солнышко…Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Звучит весёлая музыка, дети вместе со зверушками идут по сказочному лесу) Физкультминутка: За солнышком, за солнышком (Ходьба на месте) Дорожкой луговой Пойдём мы все весёлые Весеннею порой. Щебечут птички звонкие, (Ходьба, руки вверх) Порхают мотыльки, (Ходьба, с взмахами рук вверх-вниз)Желтеют одуванчики, (Повороты туловища вправо, правая рука в сторону, левая за спину, и повторить наоборот).Синеют васильки. Дети со зверушками подходят к большой горе, наверху которой много туч. Дети и зверушки (вместе): Солнышко-вёдрышко! Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут! Солнышко, нарядись! Красное, покажись!(Дети и зверушки зовут солнышко, но оно не появляется).Воспитатель: Ребята, солнышко не появляется, видимо, ему нездоровиться. А давайте, пока солнышко спит и выздоравливает, мы его нарисуем. Может быть, тогда оно разгонит тучи, и начнёт всем дарить своё тепло. Но рисование у нас будет необычное. Мы будем рисовать на пшённой крупе. Посмотрите образец. ( Воспитатель показывает образец).Воспитатель приглашает детей к столам, на которых стоят тарелочки с пшённой крупой. Посмотрите ребята на тарелочки, что вы видите в них? (ответы детей). Правильно это крупа, называется пшённая. Какого цвета крупа? Правильно жёлтого мы и будем рисовать солнышко желтого цвета. Мы уже рисовали раньше с вами. Вы непросто должны будите нарисовать солнышко, но и сделать глазки и ротик солнышку. Для этого вы должны выбрать глазки зелёного, голубого или чёрного цвета. А ротик красного цвета. Нужно отыскать среди разноцветных кружков. Посмотрите на образец. Но сначала разомнём пальчики.Пальчиковая гимнастика:Гляньте: солнышко над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг Маховое движение ). Над деревьями, (Руки вверх, пальцы разомкнуты) Домами, (Руки сложены над головой домик). И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой). И немножко надо мной. (Дотронуться до головы). Воспитатель: Подходите к своим столам и начинайте рисовать солнышко. Работа за столами. (Воспитатель помогает, если дети в этом нуждаются). После того как дети завершают работу появляется солнышко.Солнышко: Здравствуйте ребята! Вот и я. Звери прыгают от радости.Воспитатель: Ребята, а давайте порадуемся солнышку и поиграем в игру: «Солнышко и дождик».Подвижная игра «Солнышко и дождик».Воспитатель: Ребята чем мы сегодня занимались в группе? Ответы детей…Воспитатель: Вы сегодня все хорошо занимались, искали все вместе солнышко. Теперь солнышко нас всех: людей, зверей, цветы, деревья будет обогревать, каждый день и мы будем радоваться этому. Солнышко: Я очень рада, что вы меня разбудили и за это я вас всех хочу угостить сладостями. (Угощает).Дети: Благодарят солнышко.Воспитатель: Молодцы! А теперь можете отдыхать. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко и тучка» (С элементами дыхательной гимнастики)( Приложение к работе - Проектная деятельность во второй младшей группе на тему: «Солнечный лучик»)Вводная часть: Выглянуло солнышко и зовёт гулять. Как приятно с солнышком вместе нам шагать! (Ходьба друг за другом по группе)Выглянуло солнышко, светит высоко. По тропинке с солнышком нам бежать легко.(Бег друг за другом). По тропинке с солнышком нам шагать легко.Ярко светит солнышко, светит высоко. (Ходьба) Общеразвивающие упражнения:Где же солнышко – колоколнышко?Скрылось солнышко за тучку. Не ту солнышка. (И. П. стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять плечи - « удивиться», вернуться в И. П. Выполнить 4 раза)Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,Наше солнышко-колоколнышко.(И .П. то же. Руки вперёд, ладони вверх. И.П. Выполнить 4 раза)Показался солнца лучик – стало нам светлее.Справа лучик, слева лучик, стало веселее.( И. П.- стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И. П.,влево – И. П. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.)Солнце в небе засветило, всё вокруг преобразило.Можно в лужу посмотреть и себя там разглядеть.(И. П. – то же. Наклон, руки направлены вниз – И. П. Выполнить 4 раза)Солнцу рады все на свете. И воробушки, и дети.( Прыжки на двух ногах 8 подпрыгиваний, - ходьба на месте. Выполнить 2 раза. Заключительная частьХодьба друг за другом. Солнышко и тучка рядышком живут. По утрам ребяток поиграть зовут. С солнцем вместе мы шагали И от тучки убегали. Завтра будем мы опять В солнце, тучку все играть.Упражнение на дыхание « Вырастим большими ».Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.Произнести: « У-х-х-х!» Повторить 5 раз. Загадки про солнышко:-Один костёр весь свет согревает.-Без него плачемся, а как появиться – от него прячемся.-Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.-Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет .-Красная девушка в окошко глядит.-Чего в сундук не запрёшь?-Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.-Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается.-Печь не топится, дрова не курятся, а тепло?-Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да выйду За город – и человек и зверь возрадуются.-Красная девица по небу ходит.-Выйдет Егор на бугор – выше леса, выше гор,С бугра спускается – за травой скрывается.-Сестра к брату в гости идётА он от сестры прячется.