«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»
Автор: Тимошенко Жанна Алексеевна
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой» Тимошенко Жанна Алексеевна, преподаватель физической культурыГБОУ РО «ЗернПК» г.Зернограда Учебный предмет «физическая культура» – это единственный учебный предмет, который формирует у студентов грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию. Известно, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия. В соответствии с социально-экономическими потребностями общества я считаю, что цель учебного предмета «физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является – овладение студентами основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и нормальное физическое развитие. В своей работе я применяю современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого студента. Свою работу я разделяю на урочную, методическую, внеурочную и мониторинговую деятельность. Моя работа направлена на: - формирование и развитие физической культуры личности, - сохранение здоровья студентов, - привитиюстудентам знаний по здоровому образу жизни. Исходя из вышеизложенного, студент должен: - знать основы физической культуры, историю развития физической культуры и спорта в России, вести здоровый образ жизни;- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую помощь себе и пострадавшим. Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока: - развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;- обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры);- обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,- развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием собственного здоровья;- использую оптимальную нагрузку,- провожу инструктажи по технике безопасности,- осуществляю контроль за физическим состоянием учеников,- слежу за моторной плотностью урока;- на теоретических занятиях рассматриваю вопросы здорового образа жизни;- воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах, помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;- развиваю волевые качества. Для реализации учебной программы я использую: Методы:- словесные (рассказ, беседа, объяснение);- наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений);- практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная, индивидуальная работа. Приёмы:- работа в парах, тройках, командах;- самостоятельная работа;- дифференцированный выбор заданий;- объяснение;- показ;- контроль за состоянием здоровья студентов. Способы организации учебной деятельности:- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно);- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами);- индивидуальный (отдельные студенты получают задания и самостоятельно выполняют их);- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом). Это позволило мне, начиная с начальной школы, постепенно вовлечь учащихся в процесс совершенствования собственных физических возможностей. В последние годы вопросы охраны здоровья детей стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру. Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья студентов, и в том числе через повышение двигательной активности учащихся и развитие мотивации к занятиям физической культурой. Для решения поставленной цели я применяю: - дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки студентов); - вовлекаю их в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении занятий);- развиваю самостоятельность (через привлечение студентов к подбору упражнений и проведению разминки);- провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс). Весь этот процесс положительно повлиял на результаты моей преподавательской деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технической базы для работы. Все студенты занимаются занятиями физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, а это значит, что у студентов есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой. При использовании здоровьесберегающих технологий выбираются такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на них. В результате учебных нагрузок у студентов резко снизились основные показатели здоровья: ухудшились зрение, осанка, появились заболевания желудочно-кишечного тракта. В первую очередь необходимо составить карту здоровья каждого студента, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень физического развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням даёт возможность подобрать для каждого учащегося индивидуальный подход. Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение программы по физической культуре. Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, то студенты более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге преподаватель физической культуры должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у студентов, приучать их смотреть несколько вперёд, не наклоняя голову. Необходимо обеспечить гигиенические условия в спортивном зале: достаточную освещённость, свежий воздух, комфортный температурный режим. Все это достаточно подробно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами. На каждой перемене в спортивном зале открываются окна. При этом больший эффект даёт сквозное проветривание, поэтому во избежание простуды студенты должны покинуть спортивный зал. Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье считаю внеклассные проекты, разрабатываемые моими учащимися. В группах проводятся классные часы о здоровом образе жизни, беседы о «Сдаче норм ГТО»; активно участвуют в колледжных, городских и районных соревнованиях и олимпиадах по предмету. Здоровьесберегающие технологии должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления студентов на занятиях по физической культуре и во внеурочное время. Для достижения оптимального уровня физической подготовленности, развития двигательных способностей, поддержания уровня здоровья необходимо особое внимание уделять внеклассным формам физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они способствуют закреплению умений и навыков. Основными формами физического воспитания являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В колледже постоянно организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, подготовка команд к колледжным, городским и районным соревнованиям. Участие в соревнованиях различных уровней способствует привлечению студентовк здоровому образу жизни. К спортивно-массовым мероприятиям и соревнованиям стараюсь привлечь как можно больше студентов. Здоровьесберегающие технологии должны обязательно использоваться в процессе оздоровления студентов не только на занятиях физической культуры, но и во внеурочное время. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают студентам стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога. Главная задача преподавателя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Своими действиями преподавательь физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.