"В гости к сказке"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В гости к сказке"
Автор: Китаева Надежда Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 20 комбинированного вида г.о. Саранск
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На педагогическом совете Приказом от 2018 № 356
Протокол от 31.08.2018 № 6 Заведующая
МДОУ Детский сад № 20_____________ Н.С. Рязина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОСТИ К СКАЗКЕ
Срок реализации: 1 год
Разработали:
воспитатель Н.А.Китаева
муз.руководитель Л.Н. Сорокина
Саранск 2018 - 2019
Пояснительная записка
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Цель программы:
- развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса;
- воспитание любви к театру и театральной деятельности;
- формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Воспитывать у детей миролюбие, доброжелательное поведение, создавать благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы.
3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и т.д.)
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев, животных.
6. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
7. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Развитие речи - где ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек, чистоговорок. У детей развивается четкая, ясная дикция
2. Музыкальное воспитание - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более
полно оценить и понять характер героя, его образ.
3. Хореография - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
4. Изобразительная деятельность - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
5. Ознакомление с художественной литературой - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
6. Ознакомление с окружающим - где дети знакомятся с природными явлениями, предметами ближайшего окружения, общественной жизнью, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Обогащать их жизненный опыт, побуждая их интерес к новым знаниям. Готовность к театрализованной деятельности ребенка включает система знаний и умений, обеспечивающих не только возможность совместной деятельности по созданию спектакля, но и комфортность ребенка на всем протяжении подготовки. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.
Педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
3. Упражнения по формированию выразительности исполнения;
4. Отдельные упражнения по этике;
5. Игры-драматизации.
Оснащение театрализованной деятельности
* различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый театр на фланелеграфе и др.);
* реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
* атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, деньги, номерки,ткани, природный материал, виды бумаги, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигаться в заданном ритме.
Умеют запоминать заданные позы.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Знают наизусть стихотворения.
Мониторинг детского развития в кружке по театрализованной деятельности
В гости к сказке на 2018 – 2019 учебный год

п\п
Ф.и. ребенка
Этюдный тренаж
Игры-драматизации
Музыкально-ритмические движения
Итог
Начало года
Конец
года
Начало года
Конец
года
Начало года
Конец
года
Начало года
Конец
года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
отлично - 5;
хорошо - 4;
удовлетворительно - 3;
неудовлетворительно - 2.
Оценка знаний, умений и навыков детей:
Отлично – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).
Хорошо – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Удовлетворительно – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
Неудовлетворительно – (редко встречаемая оценка) – негативное о ношение ребёнка к музыкальной и театральной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью
(чаще по вине семьи).
Литература:
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002;
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000;
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000;
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб. 2001;
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр Сфера Москва, 2007.
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
33 часа

п/п
Наименование мероприятия
Кол – во
часов
1
Театральная игра. Знакомство с разделами программы Художественное слово
1
2
Ритмопластика.
Свободная импровизация. Игры. Жесты.
Двигательные способности: ловкость, подвижность.
Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
1
3
Культура и техника речи
Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов.
Веселые слова и фразы
1
4
Основы театральной культуры.
Виды театрального искусства: драматические, музыкальные
(опера, балет, оперетта) и кукольным театром
1
5
Театральная игра.Знакомство со сказкой К. Чуковского Муха - Цокотуха. Представление детьми главных героев. Распределение ролей.
1
6
Ритмопластика
Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация.
1
7
Культура и техника речи.Техника речи. Дыхание. Громкость. Тембр.
1
8
Основы театральной культуры.Экскурсия в ЦДОД. Театр и профессии в нем.
1
9
Театральная игра.Изготовление костюмов.Репетиция сказки Муха-Цокотуха на сцене.
1
10
Ритмопластика.Отработка движений и текста.
1
11
Культура и техника речи.Дикция. Скороговорки. Репетиция.
1
12
Основы театральной культуры. Постановка сказки Муха - Цокотуха.
1
13
Театральная игра.Сочинение этюдов по сказкам.
Импровизация игры - драматизации на темы знакомых сказок.
1
14
Ритмопластика.Пластическая импровизация
1
15
Культура и техника речи.Работа над дикцией и произношением. Стихи и скороговорки.
1
16
Основы театральной культуры. Экскурсия в библиотеку. Театральный словарь:
Сцена, занавес, кулисы, задник, партер,
амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт
1
17
Театральная игра.Творческие игры со словами.
1
18
Ритмопластика
Пластическая импровизация
1
19
Театральная игра. Знакомство со сказкой Теремок. Обсуждение героев сказки. Представление детьми главных героев. Распределение ролей.
1
20
Ритмопластика
Пластическая импровизация
1
21
Культура и техника речи.Дикция. Скороговорки. Репетиция.
1
22
Основы театральной культуры. Правила поведения на концерте, в театре, в музее.
1
23
Театральная играРепетиция сказки Теремок.
1
24
Ритмопластика.Пластическая импровизация
1
25
Культура и техника речи.Понятия тон голоса, речь, общение. Специфика речевого общения
1
26
Основы театральной культуры.Инсценировка сказки Теремок.
1
27
Театральная играЧтение и обсуждение рассказа В. Осеевой Волшебное слово.
1
28
РитмопластикаОбразы главных героев рассказа В. Осеевой Волшебное слово.
1
29
Культура и техника речи.Инсценировка рассказа.
1
30
Основы театральной культуры.Экскурсия в музей.
1
31
Театральная игра.Выступление перед дошкольниками школы раннего развития.
1
32
Ритмопластика.Свободная импровизация. Игры. Жесты.
Двигательные способности: ловкость, подвижность.
Упражнения о переменном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
1
33
Культура и техника речи.Чтение стихов на праздниках.
1
Перспективно – тематический план работы кружка
месяц
№ п\п
Тема занятия
Базовая программа
Компонент ДОУ
Октябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное
Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я
Пойми меня
Язык жестов
Игры с бабушкой Забавушкой
Первое посещение кружка
Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации. Игры и упражнения Диктор, Изобрази героя
Знакомство с русскими народными костюмами
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Игры-упражнения Где мы были, мы не скажем, Удивленные мышки
Артикуляционная гимнастика Удивлённый бегемот, Горячая картошка.
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
Колобок не тот, а другой
Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок
Очень жить на свете туго без
подруги и без друга
Косой хвастался, смеялся, чуть
лисе он не попался
Отгадывание загадок, с изображением их героев. Рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.
Драматизация сказки Колобок – колючий бок
Беседа о друзьях. Рассказывание сказки Лучшие друзья.
Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
Игра Скажи о друге ласковое слово.
Знакомство со скороговоркой Вез корабль карамель
Декабрь
1.
2.
3.
4.
Зайца съела бы лиса, если б не его друзья
Лучшие друзья
Вот как я умею
В тесноте да не в обиде
Рассказывание сказки воспитателем Лучшие друзья. Общий танец.
Рассказывание сказки детьми Лучшие друзья.
Игра Что я умею. Чтение стихотворения Б.Заходера Вот как я умею.
Отгадывание загадок. Веселый танец.
Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений).
Игра-имитация Догадайтесь, о ком я говорю.
Упражнение на дыхание Насос.
Январь
1.
2.
3.
4.
Щенок спал около дивана, вдруг
услышал рядом мяу
Только мяу где сыскать?
Не вы ли мяу-мяу говорили?
Кто сказал мяу?
Рассказывание сказки В.Сутеева Кто сказал мяу?.
Рассказывание сказки В.Сутеева Кто сказал мяу? детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра
Пантомимическая игра Угадай, кого встретил щенок?
Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)
Упражнение в интонировании диалогов.
месяц
№ п\п
Тема занятия
Базовая программа
Компонент ДОУ
Февраль
1.
2.
3.
4.
Упрямые ежата
Вот так яблоко
Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить
Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири
Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат.
Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме.
Рассказывание сказки В.Сутеева Яблоко.
Имитационные упражнения.
Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева Яблоко.
Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева Яблоко с помощью кукольного театра
Мордовская народная сказка Как собака себе друга искала
Игра на выразительность мимики.
Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов мордовских, их характерные особенности.
Март
1.
2.
3.
4.
Невоспитанный мышонок один
остался, без друзей
Что мышонку делать и как быть,
как друзей обратно возвратить?
Чтоб друзей возвратить, решил
мышонок вежливым быть
Сказка о глупом мышонке
Показ сказки мамам.
Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и
радости)
Подготовка к драматизации.
Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми.
Чтение стихотворения Добрые слова.
Игра Назови вежливое слово.
Рассказывание сказки Сказка о невоспитанном мышонке. Проблемная ситуация
Игра на интонировании вежливых слов: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините ( радостно,
приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо).
Апрель
1.
2.
3.
4.
Игровой урок
Лису зайка в дом впустил, много
слез, потом пролил
Кто зайчишке бы помог?
Показ сказки Заюшкина избушка малышам.
Этюды на выразительность движений.
Рассказывание русской народной сказки Заюшкина избушка.
Пантомимические этюды.
Драматизация сказки Заюшкина избушка.
Этюды на выразительность основных эмоций.
Обогатить словарь: ледяная, лубяная
Пантомимическая игра Угадай, кого покажу.
месяц
№ п\п
Тема занятия
Базовая программа
Компонент ДОУ
Май
1.
2.
3.
Каждый хочет спрятаться под
маленький гриб Дождик льет, льет, а грибочек все
растет
Вот так гриб-великан, всем
хватило место там
Итоговое
Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки
В.Сутеева Под грибом Загадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций к сказке
Под грибом, беседа по ним. Игра-имитация Угадай, кто просился под грибок
.
Игра-конкурс Попросись под грибок
Игра-имитация Пойми меня.