Мастер- класс для семинара педагогов "Каждый урок-новое открытие"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер- класс для семинара педагогов "Каждый урок-новое открытие"
Автор: Дзанаева Светланат Федоронва

28.1 Раскрытие темы по существу — 3 балла
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.  Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 3 балла. 
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 2 балла.
  • Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.  Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с  выделением пунктов и подпунктов) — 0 баллов. 
  • Указания по оцениванию:
  • Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  • Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по  критерию 28.2 выставляется 0 баллов 
  • 28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана — 1 балл
  • Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей - 1 
  • Все иные ситуации 0
  • Максимальный балл —  4 1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:1) Что такое…2) Понятие…3) Определение…2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например: - Теории происхождения… - Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).4. Функции Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)... Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.Назывная форма плана раскрытия данной темы:1) Понятие о глобальных проблемах.2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.3) Причины экологического кризиса:а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;б) потребительское отношение к природе;4) Проявления и последствия экологического кризиса.5). Пути преодоления экологического кризиса:а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.Вопросная форма плана раскрытия данной темы:1) Что такое глобальные проблемы?2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?3) Каковы причины экологического кризиса?а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;б) потребительское отношение к природе.4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;б) создание безотходных производств;в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.Тезисная форма плана раскрытия данной темы:1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.3) Причины экологического кризиса:а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:а) преодоление потребительского отношения к природе;б) создание безотходных производств;в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:1. Понятие деятельности.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.3. Структура деятельности:а) цельб) средствав) действияг) результат4. Основные виды деятельности:а) практическаяб) духовная5. Роль деятельности в жизни общества и человека.РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПЛАНА:
  • мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
  • разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
  • озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
  • в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
  • проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
  • в случае необходимости внесите корректировки;
  • помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
  • в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.