Конспект урока по физике для 11 класса по теме "Электромагнитная индукция"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по физике для 11 класса по теме "Электромагнитная индукция"
Автор: Хромова Наталья Эдуардовна
Урок физики – 11 класс
Тема: Электромагнитная индукция.
Цели урока:
образовательные – раскрыть сущность явления электромагнитной индукции; разъяснить учащимся правило Ленца и научить их пользоваться им для определения направления индукционного тока; разъяснить закон электромагнитной индукции; научить учащихся производить расчет ЭДС индукции в простейших случаях.
развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить и обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к физике. Развивать умение видеть связь между физикой и практикой.
воспитательные - воспитывать любовь к ученическому труду, умение работать в группах. Воспитывать культуру публичных выступлений.
Оборудование:
Учебник Физика – 11 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин.
Сборник задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова.
Физика – 11. Поурочные планы к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева. автор – составитель Г.В. Маркина.
В/м и видеоматериалы. Школьный физический эксперимент Электромагнитная индукция (разделы: Примеры электромагнитной индукции, Правило Ленца, Закон электромагнитной индукции)
Компьютер и проектор;
Материал Библиотека наглядных пособий
Презентация к уроку.
Карточки с вопросами по теме: Электромагнитная индукция
План урока
Этапы урока
Время
мин
Методы и приемы
1.Организационный момент:
Введение;
Исторические сведения
1
5
Сообщение учителем темы, целей и задач урока. Слайд 1.
Жизнь и деятельность М.Фарадея. (сообщение учащегося). Слайд 2,3,4.
2. Объяснение нового материала:
определение понятий электомагнитная индукция, индукционный ток. Введение понятия магнитного потока. Связь магнитного потока с числом линий индукции. Единицы магнитного потока.
Правило Э.Х.Ленца.
Изучение зависимости индукционного тока (и ЭДС индукции) от числа витков в катушке и скорости изменения магнитного потока.
Применение ЭМИ на практике.
6
5
6
6
3
1.Демонстрация опытов по ЭМИ, анализ опытов, просмотр видеофрагмента Примеры электромагнитной индукции, Слайды 5,6.
2. Беседа, просмотр презентации. Слайд 7.
3.Демонстрация справедливости правила Ленца. Видеофрагмент Правило Ленца. Слайды 8, 9.
4.Работа в тетрадях, выполнение рисунков, работа с учебником.
5.Беседа. Эксперимент. Просмотр видеофрагмента Закон электромагнитной индукции. Просмотр презентации. Слайды 10, 11.
Просмотр презентации Слайд 12.
4. Закрепление изученного материала
10
1.Решение задач № 1819,1821(1.3.5) (Сборник задач по физике 10-11. Г.Н. Степанова)
5.Подведение итогов
2
Обобщение изученного материала учащимися.
6. Домашнее задание
1
8-11 (учить), Р. №902(б,г,е),911 (письменно в тетрадях)
ХОД УРОКА.
Электрические и магнитные поля порождаются одними и теми же источниками – электрическими зарядами. Поэтому можно сделать предположение о том, что между этими полями существует определенная связь. Это предположение нашло экспериментальное подтверждение в 1831 году в опытах выдающегося английского физика М. Фарадея, в которых он открыл явление электромагнитной индукции. Слайд 1.
Урок – презентация.
Тема урока: Электромагнитная индукция
Эпиграф: Счастливая случайность
выпадает лишь на одну долю
подготовленного ума.
Л.Пастернак
Краткий исторический очерк о жизни и деятельности М.Фарадея. (сообщение учащегося). Слайды 2,3.
II. Впервые явление, вызванное переменным магнитным полем, наблюдал в 1831 году М.Фарадей. Он решил проблему: может ли магнитное поле вызывать появление электрического тока в проводнике? Слайд 4.
Электрический ток рассуждал М.Фарадей может намагнитить кусок железа. Не может ли магнит, в свою очередь, вызвать появление электрического тока? Долгое время эту связь обнаружить не удавалось. Трудно было додуматься до главного, а именно: движущейся магнит, или меняющееся магнитное поле, может возбудить электрический ток в катушке. Слайд 5.
. (просмотр видеофрагмента Примеры электромагнитной индукции)
Рис.1 Рис.2 Рис 3.
Вопросы:
Как вы думаете, что приводит к возникновению электрического тока в катушке?
Почему ток был кратковременным?
Почему тока нет когда магнит находится внутри катушки (рис.1), когда не перемещается ползунок реостата (рис2),когда одна катушка перестает двигаться относительно другой?
Вывод: ток появляется при изменении магнитного поля.
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле , либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур меняется.
В случае изменяющегося магнитного поля его основная характеристика В – вектор магнитной индукции может меняться по величине и направлению. Но явление электромагнитной индукции наблюдается и при магнитном поле с постоянной В.
Вопрос: Что же при этом меняется?
Изменяется площадь, которую пронизывает магнитное поле, т.е. изменяется число силовых линий, которые пронизывают эту площадь.
Для характеристики магнитного поля в области пространства вводят физическую величину – магнитный поток- Ф.
Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют величину, равную произведения модуля вектора магнитной индукции В на площадь S и косинус угла ( между векторами В и n.
Ф=ВS cos (