"Знатоки природы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знатоки природы"
Автор: Плоскова Ирина Николаевна
Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы» Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.Задачи:Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.Ход деятельности:Дети заходят в зал и команды занимают свои места.Воспитатель:Нас в любое время годаУчит мудрая природа:Птицы учат пению,Паучок – терпению.Пчёлы в поле и в садуОбучают нас труду.Учит солнце – доброте.Учит снег нас чистоте.У природы круглый годОбучаться нужноВесь лесной народУчит крепкой дружбе.Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)Физкультминутка.Воспитатель: Мы идем во лесок,Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)Впереди ручеек,Перейти – вот мосток. (На носочках.)Пробирайся осторожно –Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)Мы попрыгаем немножкоПо извилистой дорожке. (Прыжки.)Как услышим в небе гром,Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)Будем медленно идти –Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)Мы пришли с тобой, дружок,Во дремучий во лесок. (Ходьба.)Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,Тебе благодарными будут они!Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,Не всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!Воспитатель: Вопросы для всех команд:Какие деревья называются хвойными?Почему деревья называются лиственными?Какие деревья не меняют цвет кроны?В какое время года деревья меняют окраску листьев?В какое время года на деревьях распускаются листочки?У какого дерева ствол белый?Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.Ребёнок 3: Много трав растет полезныхНа земле страны родной!Помогают от болезней:Липа, мята, зверобой!Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,Бережем и охраняем!Соберем не на потеху,Отнесем мы их в аптеку!Воспитатель:- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)- Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».Я красна, я кисла,На болоте я росла,Дозревала под снежком,Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)На припеке у пеньков много тонких стебельков,Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)На болоте уродилась,В мягкой травке притаилась.Желтенькая брошка —Ягодка... (морошка)Что за ягодки на кочке?Осень им румянит щечкиИ морозить, и мочить, и варенье варить,И в морс годится – не даст простудиться.Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)Под листом на каждой веткеСидят маленькие детки.Тот, кто деток соберёт,Руки вымажет и рот. (Черника.)Эти ягоды, все знают,Нам лекарство заменяют.Если вы больны ангиной,Пейте на ночь чай с... (Малиной.)Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК нам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо!Ребёнок 6: Приучите птиц зимойК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну!Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!Говорим тебе спасибоЗа прекрасный воздух твойЗа рябину и калину,За ромашку, зверобой.Ребёнок 8: На одной большой планетеНам с тобою вместе жить.Будем взрослые и детиДружбой этой дорожить!Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?Дети: В Красную книгу.Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?Дети: Сигнал, опасность…Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.Ребёнок 9: Любите родную природу -Озера, леса и поля.Ведь это же наша, с тобоюНавеки родная земля.Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,Живем мы с тобою на ней.Так будем же, люди, все вместеМы к ней относиться добрей.Задание №1 "Подбери слово"1. Лес может быть густым, а может быть и ___(редким) .2. Лось могучий, а еж ___(маленький)3. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ___(горькие) .4. Ельник темный, а сосновый бор ___(светлый) .5. Деревья высокие, а кустарник ___(низкий) .6. Белка живет в дупле, а лиса в ___(норе) .7. Уели шишки, а у дуба ___(желуди) .8. Подберезовик съедобный, а мухомор ___(ядовитый) .Задание №2 "Загадки"1. Сердитый недотрога Живет в глуши леснойИголок очень много, А ниток - ни одной. (еж)2. По округе славится Зеленая красавица:Сарафан - как колокол, По земле да волоком,Шапочка с опушечкой, С острою макушечкой. (ель)3. Стоит столб до небес А на нем шатер - навес.Красной меди столб точеный, А навес сквозной, зеленый. (сосна)4. Темной он покрыт корой, Лист красивый, вырезной,А на кончике ветвей Много-много желудей. (дуб)5. Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.Тот, кто деток соберет - Руки вымажет и рот. (черника)6. Кто по елкам ловко скачет? И взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы? (белка)7. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец.Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)8. Черный жилет, Красный берет.Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел)9. На поляне возле елок Дом построен из иголок.За травой не виден он, А жильцов в нем - миллион. (муравейник)10. Под березой старичок, На нем - бурый колпачок. (подберезовик)Задание № 5"Ответь на вопрос"1. Что такое лес? (дом для многих жильцов)2. Какие деревья растут в лесу? (лиственные и хвойные)3. Чем выделяется береза среди других деревьев (Цветом ствола)4. А что будет если в лесу будут жить одни насекомые? (они съедят лес)5. Какого жителя леса можно назвать длинноухим и косоглазым? (заяц)6. Какой лесной житель спит зимой в берлоге (медведь)7. Какие ягоды растут в лесу? (земляника, черника, голубика, малина, морошка, костеника, брусника, ежевика)8. Какая птица подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)Задание № 8 "Как вести себя в лесу"На столе разложены картинки с правилами поведения в лесу, дети по очереди берут карточки и называют правила.