Использование современных методов обучения в среднем профессиональном образовании
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных методов обучения в среднем профессиональном образовании
Автор: Данилевич Ирина Николаевна
Использование современных фор и методов обучения в среднем профессиональном образовании Мы живем в «информационном обществе». Самым ценным товаром становится информация, основным экономическим активом — интеллектуальный потенциал. Не случайно в последнее время все чаще употребляется выражение «экономика, основанная на знаниях».Чтобы занять в таком обществе достойное место, России необходимо готовить своих молодых граждан к жизни в информационном мире. Интеллектуальный потенциал — это неисчерпаемый ресурс. Поэтому одной из основных целей системы образования является развитие интеллектуального потенциала нации.Ключевое условие достижения этой цели — обеспечение высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и учащихся. Использование ИКТ в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.Активное использование ИКТ в учебном процессе позволит во многом снять проблему «образовательного неравенства» за счет широкого распространения качественных учебных материалов на цифровых носителях, развития системы дистанционного обучения школьников и дистанционной поддержки учителей. Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, оборудования, компьютерных программ и Интернет-ресурсов. Потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего, на начальный этап. Одним из направлений деятельности старейшего учреждения дополнительного образования Детской художественной школы г. Сызрани, работающего с одаренными детьми – является внедрение ИКТ в практику учебной работы. Задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребёнка, воспитать его как носителя культуры своей страны. Характерной особенностью школы ХХI века является обновление образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Мировая художественная культура» (МХК) и «История искусства», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.На данном этапе развития информационный потенциал школы позволяет использовать информационные технологии по следующим направлениям.1. Проведение медиа-уроков по теоретическим предметам «Мировая художественная культура» и «История искусств».Основой образовательной деятельности в художественной школе является урок. От того, насколько он грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован, зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей — предметников.Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: организовать урок на качественно более высоком уровне; активизировать работу учащихся на уроке; учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста; понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей; повысить качество знаний по предмету. При проведении практических занятий, составляющих более 90% всего учебного процесса детской художественной школы, широко используются презентации, видеоряд по теме урока, мастер — классы ведущих специалистов, художников—педагогов государственных образовательных учреждений среднего и высшего звена: Школы акварели С. Андрияки, Пензенского художественного училища, Российской академии художеств.2. Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению проблемы, повышения качества знаний. Поэтому завершающим этапом обучения в художественной школе является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.При работе над презентацией решается несколько вопросов: дополнительное погружение в проблему выпускного проекта; акцентирование внимания на наиболее существенных моментах; систематизация материала; использование и создание иллюстрированного материала; создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая, таким образом, свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей.Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.3. Введение в учебный процесс предмета «Введение в компьютерный дизайн» по обучению первичным знаниям о графических программах Paint и Photoshop, презентационной программы.Здесь ребенок через новые технологии с использованием новых материалов создает дизайнерские работы, с выходом на практическое использование учебных заданий: поздравление, рекламная афиша, приглашение. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков, которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях жизни. Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.В проекте работы школы, следующие направления:1. Организация дистанционного обучения. 2011-2012 учебный год в художественной школе будет ознаменован получением первого опыта в организации дистанционного обучения учащихся. Будут апробированы три курса: «Декоративная композиция», «Основы дизайна» и «Шрифты».В течение следующего учебного года будет поэтапно внедрен в дистанционную практику еще ряд курсов по графике, цветоведению и истории искусства. «Зачем дистанционное обучение школьникам?» – спросите Вы. Что касается школьной системы дистанционного обучения, то потенциальными пользователями такой системы являются дети, не имеющие опытного наставника, но проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком-либо из научных направлений. А так же дети, родителям которых приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.2. Организация зонального интернет-конкурса по компьютерной графике. Участвовать в такой олимпиаде может любой школьник, имеющий доступ к сети Internet и знающий современные графические программы. Ограничений по возрасту конкурс не имеет. Конечно, работая в такой среде, новичок испытывает определенные трудности. Поэтому на базе художественной школы проводятся курсы «Компьютерной грамотности», позволяющие не только ознакомиться со средой, но и познакомиться с графическими редакторами.В целом использование ИКТ в художественной школе позволяет не только осуществлять обучение учащихся, но и поддерживать деятельность учителей учреждений дополнительного образования в рамках обычного учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести дистанционные компоненты в культуру преподавания предметов особенно в сельской местности и малых городах. Так как художественная школа является единственной в западном управлении образования, объединяющем в себе учреждения г. Сызрани и Октябрьска, Сызранского роайона, Шигоны, Первомайска, Валов и Переволок, то нередко учащиеся старших классов и Курсов по подготовке к поступлению в ССУЗ, ВУЗ, живут далеко от школы. Использование ИКТ мотивирует преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса. Но самый важный результат, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами специального цикла и реализации комплексной системы дополнительных занятий учащихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.Список использованных источниковВозчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. докт. филос. наук. СПб., 2007.Ворсноп К., «Экранные образы: идеи для медиаобразования», М., 1994.Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков. Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С.241.Фёдоров А.В. «Медиаобразование: история, теория и методика». Монография д.п.н., ТГПИ, Таганрог, 2001.