урок литературного чтения, 2 класс, С.Воронин "Храбрый клоун"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок литературного чтения, 2 класс, С.Воронин "Храбрый клоун"
Автор: Довганич Наталья Васильевна
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 Тема: С. Воронин «Храбрый клоун»Цели урока:Познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”.Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально.Развивать творческие способности, через задания, обучающие иллюстрированию (словесному, музыкальному); выразительное чтение.Развивать речь, воображение, память, логическое мышление; расширять словарный запас (формировать умение работать с толковым словарём).Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, оценочные листы на каждого ученика, карточки-задания для работы в группе, толковые словари, презентацияХод урокаI. Орг. момент (слайд 1)Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Все расселись по местам?Никому не тесно?По секрету скажу вам:«Будет интересно!»II. Проверка домашнего задания.- Я предлагаю поработать парами. Прочитайте выразительно своему соседу по парте, то стихотворение о зиме, которое вы готовили дома. После чтения оцените работу друг друга и закрасьте один из знаков в оценочном листе. - Кто из вас думает, что его товарищ очень выразительно прочитал стихотворение, и мы всем классом должны его услышать?III. Введение в тему урока. (слайд 2)- Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип. (Клип «Цирк! Цирк! Цирк!»)- Расскажите о своих эмоциях после просмотра клипа. - У вас сейчас хорошее настроение? Что вы ждёте от сегодняшнего урока?IV. Постановка учебной задачи. (слайд 3, 4, 5, 6)- Продолжите ряд слов: цирк, дети, весело, смех, … , … (клоун)- Да, мы познакомимся с произведением о клоуне.- А кто же автор этого произведения?- Рассмотрите портреты писателей. Узнайте, кто на них изображён.- Найдите портрет неизвестного вам человека.- Это писатель Сергей Воронин. Сергей Алексеевич Воронин родился 13 июля 1913года, в городе Любима. Работал токарем, путейцем, был журналистом. Он пишет о геологах, о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, и конечно, детские рассказы. - Объясните запись: солдат → клоун.-Удивительно. Ребята, а как же солдат мог стать клоуном? («Мозговой штурм»)- Вот сколько версий. Тайна. - А вам хотелось бы узнать эту тайну?- Ребята, определите тему нашего урока?V. ФизминуткаВ нашем цирке нынче праздник:Слоники затопали,Бабочки захлопали,Зайчики запрыгали,Мотыльки полетелиИ за парты тихо сели.VI. Речевая разминка (слайд 7) 1) Учебник, стр. 7 2) Упражнение «Горка» КЛО УН СОЛ ДАТ МАС ТЕР КРЫ СА СВЕТ ЛАНА- Догадайтесь, что это за слова? (Герои произведения)VII. Словарная работа (слайд 8, 9)- Прочитайте ключевые слова: солдат, починить, сшить одежду, клоун готов, воевать, большая крыса, победа.- О чем же это произведение? Верны ли ваши предположения узнаете, когда прочитаете текст.- Вам встретятся незнакомые слова, объясните значение слов, соотнеся их с картинками: мастерская, литавры, колпак, помпон, мундир.- Найдите их значение в толковом словаре. (Работа в малых группах по 4 человека)- Приготовьтесь прочитать вслух.- Оцените свою работу в малых группах. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)VII. Физминутка для глаз (слайд 10)VIII. Комбинированное чтение произведения. -Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?-Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста? - К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите.- Где происходят события, описанные в сказке?- Зачем женщина хотела из солдата сделать клоуна? Зачитать.- Какую одежду сшил мастер для клоуна? - Что произошло, когда мастер ушёл домой?- Что увидел мастер утром, когда пришёл в мастерскую?IX. Физкультминутка «Стоп-кадр» Я в мастерской игрушек ночью. Изобразите тех, кого я вижу. Как только скажу «Стоп», замираете. Кукла Светлана, медведи, зайчики, жираф, крыса, клоун-солдат.X. Групповая работа с текстом. (Группы формируются на уроке. Ученикам предлагаются разные виды работ над текстом, а они выбирают ту работу, что им нравится.)1 группаПрочитайте предложенные вам пословицы.Подумайте, которые из них передают основной смысл данного литературного произведения.Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.Отвага половина спасения.У страха глаза велики.Не спеши языком, спеши – делом.Сам погибай, а товарища выручай.Жизнь дана на добрые дела.Делу - время, а потехе - час.Двух смертей не бывать, а одной не миновать.Живи для людей, поживут и люди для тебя.2 группа. (Работа с деформированным картинным планом – иллюстрации к произведению)Внимательно прочитайте рассказ. Рассмотрите иллюстрации. Установите порядок происходящих событий. Разложите иллюстрации в нужном порядке.Сделай подписи к каждой иллюстрации.3 группаСоставьте характеристику главного героя, используя копилку слов.Выскажите своё мнение об этом герое.4 группа Чтение по ролям диалога куклы Светланы и солдата-клоуна по рабочей тетради.Выступление групп.- Оцените работу каждой группы.- Оцените работу каждого участника в группе. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)XI. Итог.-Зачем автор задумал такую историю? Что он хотел сказать? -Как бы вы поступили на его месте?-Зависят ли поступки героев от того, в чём он одет?XII. Рефлексия.- Расскажите о своих эмоциях от урока. Изобразите своё настроение в улыбке клоуна (дети выбирают рожицу клоуна)XIII. Домашнее задание - по выбору.Чтение по ролям.Составление «тонких» и «толстых» вопросов к тексту.Пересказ.Сочинить свою сказку об игрушках.