Педагогическая поддержка младших школьников – способ продуктивного развития личности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая поддержка младших школьников – способ продуктивного развития личности
Автор: Кармазина Александра Владимировна

Педагогическая поддержка младших школьников ‬ способ продуктивного развития личности Сегодня, когда учитель имеет возможность выбирать развивающую образовательную концепцию, методику, хорошие учебники и учебные пособия, когда родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, казалось бы, это позволит решить все проблемы ученика. Но не всѐ так просто… Ребѐнок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями. Актуальной является проблема эмоционального благополучия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи,- это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и весѐлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. А младший школьник находится в особой ситуации риска: именно ему необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психо-физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика начальной школы. Педагогическая поддержка ‬ одна из категорий, о которой написано много. На первый взгляд, она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку преодолеть кризисный период развития и обрести своѐ «Я». Основная задача учителя не только устранить, но и помочь осознать причины трудностей учащемуся и найти способ решения проблем. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: 1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда учитель предлагает. Только при полном доверии к взрослому, помощь будет принята ребѐнком (возможно) и станет импульсом к активной внутренней работе. 2. Приоритет ребѐнка в решении собственных проблем, т.е. педагог, помогает осознать суть проблемы или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика. 3. Соблюдение принципа конфиденциальности. Крайне важно для доверительного общения с детьми при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед. 4. Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог не сравнивает действия ученика с действиями других учеников, а старается понять и услышать причины, трудности и проблемы. 5. Защита прав и интересов ученика, подразумевается, что учитель при любых обстоятельствах держит сторону ребѐнка (даже когда ученик нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребѐнок более чем взрослый, имеет право на ошибку). Педагогическая поддержка может иметь форму индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей и носить профилактический (превентивный) и срочный (оперативный) характер. Сначала о групповой форме поддержки:  Это может быть начало учебного года или после каникулярное время, когда ребѐнок адаптируется к условиям школьной жизни. Вхождение ребѐнка в учебную деятельность после длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Понимая такое состояние детей, мы постепенно наращиваем интенсивность деятельности, используем игровые творческие формы работы, больше даѐм ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.  Работаем с группами детей имеющих сходные проблемы. Эти группы формируюем по результатам диагностик или по повседневным наблюдениям (например, неуспевающие по определѐнным предметам, или застенчивые, тревожные неуверенные в себе).  Включаем учащихся в коллективные творческие дела ,где ребѐнок может раскрыть свои способности, интересы, склонности (совместные походы, уроки на природе). Теперь об индивидуальных формах педагогической поддержки: одной из наиболее распространенных и серьѐзных педагогических проблем является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Не всегда знаешь, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными. Они чаще, чем другие воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Такие дети бояться выходить к доске, их лучше спрашивать в середине урока, их нельзя торопить с ответом, им надо дать время подумать, Их нужно чаще хвалить, особенно когда ребѐнок не умел что-то делать, а теперь научился. Важно чтоб такое же отношение было и дома. Так же в классах есть другая группа детей, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне классе, обратить на себя внимание учителя. Они могут выкрикивать, вскакивать с места. Таких детей нельзя часто ругать, надо осторожно пользоваться похвалой. Если учитель хочет наказать такого ребѐнка, то самое лучшее, что он может сделать ‬ это не обращать на него внимания. Но если ребѐнок ведѐт себя хорошо, то поощрять его мелкими знаками внимания. Важным моментом в начальной школе является реализация педагогических техник и приѐмов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно - воспитательном процессе. Нельзя не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если ребѐнку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как и все остальные, и что у него есть своя особая искра божия».