Педагогическая поддержка младших школьников способ продуктивного развития личности Сегодня, когда учитель имеет возможность выбирать развивающую образовательную концепцию, методику, хорошие учебники и учебные пособия, когда родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, казалось бы, это позволит решить все проблемы ученика. Но не всѐ так просто… Ребѐнок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями. Актуальной является проблема эмоционального благополучия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи,- это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и весѐлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. А младший школьник находится в особой ситуации риска: именно ему необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психо-физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика начальной школы. Педагогическая поддержка одна из категорий, о которой написано много. На первый взгляд, она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку преодолеть кризисный период развития и обрести своѐ «Я». Основная задача учителя не только устранить, но и помочь осознать причины трудностей учащемуся и найти способ решения проблем. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: 1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда учитель предлагает. Только при полном доверии к взрослому, помощь будет принята ребѐнком (возможно) и станет импульсом к активной внутренней работе. 2. Приоритет ребѐнка в решении собственных проблем, т.е. педагог, помогает осознать суть проблемы или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика. 3. Соблюдение принципа конфиденциальности. Крайне важно для доверительного общения с детьми при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед. 4. Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог не сравнивает действия ученика с действиями других учеников, а старается понять и услышать причины, трудности и проблемы. 5. Защита прав и интересов ученика, подразумевается, что учитель при любых обстоятельствах держит сторону ребѐнка (даже когда ученик нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребѐнок более чем взрослый, имеет право на ошибку). Педагогическая поддержка может иметь форму индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей и носить профилактический (превентивный) и срочный (оперативный) характер. Сначала о групповой форме поддержки: Это может быть начало учебного года или после каникулярное время, когда ребѐнок адаптируется к условиям школьной жизни. Вхождение ребѐнка в учебную деятельность после длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Понимая такое состояние детей, мы постепенно наращиваем интенсивность деятельности, используем игровые творческие формы работы, больше даѐм ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения. Работаем с группами детей имеющих сходные проблемы. Эти группы формируюем по результатам диагностик или по повседневным наблюдениям (например, неуспевающие по определѐнным предметам, или застенчивые, тревожные неуверенные в себе). Включаем учащихся в коллективные творческие дела ,где ребѐнок может раскрыть свои способности, интересы, склонности (совместные походы, уроки на природе). Теперь об индивидуальных формах педагогической поддержки: одной из наиболее распространенных и серьѐзных педагогических проблем является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Не всегда знаешь, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными. Они чаще, чем другие воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Такие дети бояться выходить к доске, их лучше спрашивать в середине урока, их нельзя торопить с ответом, им надо дать время подумать, Их нужно чаще хвалить, особенно когда ребѐнок не умел что-то делать, а теперь научился. Важно чтоб такое же отношение было и дома. Так же в классах есть другая группа детей, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне классе, обратить на себя внимание учителя. Они могут выкрикивать, вскакивать с места. Таких детей нельзя часто ругать, надо осторожно пользоваться похвалой. Если учитель хочет наказать такого ребѐнка, то самое лучшее, что он может сделать это не обращать на него внимания. Но если ребѐнок ведѐт себя хорошо, то поощрять его мелкими знаками внимания. Важным моментом в начальной школе является реализация педагогических техник и приѐмов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно - воспитательном процессе. Нельзя не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили: «Если ребѐнку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как и все остальные, и что у него есть своя особая искра божия».