Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»
Автор: Прибылова Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Моряночка»План по самообразованиюТема: «Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»Выполнил воспитатель: Прибылова Татьяна ВладимировнаАктуальность темыВ наше время проблемы экологии выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. И чем раньше начать приобщать детей к экологической культуре, тем больше шансов, что дети, благодаря своей чувствительности и восприимчивости, смогут изменить будущее. Дошкольный возраст – очень ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственные и надёжные помощники – культура, духовность. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Содержание: Формирование осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают нас в течение всей жизни.Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. .Задачи:
  • Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • Продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
  • Предполагаемый результат:
  • Знакомство с новыми достижениями педагогики
  • Изучение новых учебных пособий и материалов по проблеме;
  • Повышение общекультурного уровня;
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и их родителями по проблеме экологического воспитания;
  • Разработка плана работы с педагогическим коллективом;
  • Разработка проектной деятельности «Секреты природы»
  • Этапы Самообразования:
  • Подбор и изучение методической литературы. Сроки: с мая 2018 по сентябрь 2018года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику. Сроки: с октября 2018 по июнь 2019 года.
  • Представление опыта работы. Сроки: в течение учебного года.
  • Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. Сроки6 в течение всего учебного года
  • 1. Изучение методической литературы2.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
  • Перспективный план работы
  • Проект «Секреты природы»Тип проекта: Групповой, творческо-исследовательский.Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.Длительность проекта: долгосрочныйЦель проекта: Формировать в ребенке способность к сопереживанию окружающему миру, способность понимать последствия своих и чужих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.Основные задачи проекта:
  • Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
  • Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
  • Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
  • Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
  • Развить умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.
  • Формы и методы проектной деятельности:
  • Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.
  • Наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы.
  • Экскурсии и целевые прогулки на территории д/с и в природе.
  • Работа с календарями природы.
  • Сбор коллекций семян, камней, листьев.
  • Опытно - поисковая деятельность.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Экологические досуги, праздники.
  • Беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Диагностика.
  • Консультативная работа с родителями.
  • Ожидаемые результаты:
  • Повышение экологической грамотности детей:
  • Развитие умственных способностей детей, через экспериментирование и практическую деятельность.
  • Появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Формирование основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.
  • Развитие личности, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру.
  • Понимание необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру.
  • Совершенствование психических процессов:
  • Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;
  • Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • Развитие логического мышления и памяти.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие: Формирование здорового образа жизни.
  • Социальное развитие: Формирование способов общения.
  • Познавательное развитие:
  • Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Эстетическое развитие: развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить.
  • Нравственное воспитание: воспитание гуманного отношения к природе.
  • Трудовое воспитание: участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными; участие в деятельности по охране природы.
  • Задачи для педагога:
  • Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал;
  • Следовать поставленной цели;
  • Овладение различными способами решения поставленных задач;
  • Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • Поиск различных средств для достижения цели.
  • Задачи для родителей:
  • Создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • Правильно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами;
  • Формировать у ребенка правильные ценности путем активного участия в воспитании и образовании ребенка.
  • Подготовительный этап:
  • Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
  • Вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
  • Выявление интересных идей по улучшению территории детского сада.
  • Знакомство с необходимой информацией по теме; Чтение литературы; Сбор материала для учебной деятельности; Подготовка средств, необходимых для реализации проекта.
  • Составление плана деятельности со всеми участниками проектной деятельности.
  • Основной этап:
  • Работа с детьми по перспективному плану;
  • Оформление выставок на разную тематику;
  • Организация различных развлекательных мероприятий;
  • Организация тематических прогулок;
  • Организация презентаций и фотоотчетов для детей по экологии;
  • Подготовка материала по экологии для газеты, издаваемой в группе «Крылатый вестник»;
  • Оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада.
  • Перспективный план проектной деятельности «Секреты природы» по формированию бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возрастаруководитель проектавоспитатель: Прибылова Татьяна Владимировна