Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»
Автор: Прибылова Татьяна Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Моряночка»План по самообразованиюТема: «Формирование бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста»Выполнил воспитатель: Прибылова Татьяна ВладимировнаАктуальность темыВ наше время проблемы экологии выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. И чем раньше начать приобщать детей к экологической культуре, тем больше шансов, что дети, благодаря своей чувствительности и восприимчивости, смогут изменить будущее. Дошкольный возраст – очень ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственные и надёжные помощники – культура, духовность. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Содержание: Формирование осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают нас в течение всей жизни.Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. .Задачи: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;Продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.Предполагаемый результат:Знакомство с новыми достижениями педагогикиИзучение новых учебных пособий и материалов по проблеме;Повышение общекультурного уровня;Разработка перспективного плана работы с детьми и их родителями по проблеме экологического воспитания; Разработка плана работы с педагогическим коллективом;Разработка проектной деятельности «Секреты природы»Этапы Самообразования:Подбор и изучение методической литературы. Сроки: с мая 2018 по сентябрь 2018годаФормирование опыта по теме. Внедрение в практику. Сроки: с октября 2018 по июнь 2019 года.Представление опыта работы. Сроки: в течение учебного года.Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. Сроки6 в течение всего учебного года1. Изучение методической литературы2.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.Перспективный план работы Проект «Секреты природы»Тип проекта: Групповой, творческо-исследовательский.Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители.Длительность проекта: долгосрочныйЦель проекта: Формировать в ребенке способность к сопереживанию окружающему миру, способность понимать последствия своих и чужих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.Основные задачи проекта:Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существахПоказать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениямСформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.Развить умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.Формы и методы проектной деятельности:Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.Наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы.Экскурсии и целевые прогулки на территории д/с и в природе.Работа с календарями природы.Сбор коллекций семян, камней, листьев.Опытно - поисковая деятельность.Создание проблемных ситуаций.Экологические досуги, праздники.Беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы.Дидактические игры.Подвижные игры.Диагностика.Консультативная работа с родителями.Ожидаемые результаты:Повышение экологической грамотности детей: Развитие умственных способностей детей, через экспериментирование и практическую деятельность.Появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.Формирование основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.Развитие личности, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру.Понимание необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру.Совершенствование психических процессов:Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;Развитие логического мышления и памяти.Речевое развитие.Физическое развитие: Формирование здорового образа жизни.Социальное развитие: Формирование способов общения.Познавательное развитие: Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;Формирование системы экологических знаний и представлений.Эстетическое развитие: развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить.Нравственное воспитание: воспитание гуманного отношения к природе.Трудовое воспитание: участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными; участие в деятельности по охране природы. Задачи для педагога:Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал;Следовать поставленной цели;Овладение различными способами решения поставленных задач;Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;Поиск различных средств для достижения цели.Задачи для родителей:Создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;Правильно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами; Формировать у ребенка правильные ценности путем активного участия в воспитании и образовании ребенка.Подготовительный этап:Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.Вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада.Выявление интересных идей по улучшению территории детского сада.Знакомство с необходимой информацией по теме; Чтение литературы; Сбор материала для учебной деятельности; Подготовка средств, необходимых для реализации проекта.Составление плана деятельности со всеми участниками проектной деятельности.Основной этап:Работа с детьми по перспективному плану;Оформление выставок на разную тематику;Организация различных развлекательных мероприятий;Организация тематических прогулок;Организация презентаций и фотоотчетов для детей по экологии;Подготовка материала по экологии для газеты, издаваемой в группе «Крылатый вестник»;Оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада.Перспективный план проектной деятельности «Секреты природы» по формированию бережного отношения к окружающему миру у детей дошкольного возрастаруководитель проектавоспитатель: Прибылова Татьяна Владимировна