Инровой подход в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инровой подход в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Автор: Кабыф Оксана Александровна
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Кабыф Оксана Александровнавоспитатель, МАДОУ №133, г. Мурманск Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13г №2506-р. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр. Роль развивающих игр и игровых упражнений в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и на ее основе зарождаются и развиваются другие виды деятельности.Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: она для них – учеба, труд, способ познания окружающего мира и в то же время средство воспитания. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, основной целью является развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Дидактические игры – это обучающие игры, которые относятся к играм с правилами в общей классификации и создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Для детей воспитательно-образовательное значение дидактической задачи не выступает открыто, а реализуется через игровую форму, игровые действия и правила. Дидактическая игра учит ребенка в легкой непринужденной форме, способствует развитию интеллектуально – познавательной деятельности и содержит в себе обучающую задачу, которой руководствуется взрослый. Обучающая задача воплощается в соответствующее содержание, реализуется с помощью игровых действий. Успешное выполнение игровых действий связано с определенными знаниями, умениями и навыками. Ребенка в дидактической задаче привлекает не задача, а возможность проявить активность, добиться результата, выиграть, выполнить игровое действие. Эти действия побуждают ребенка быть активным, внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Традиционно, дидактические игры разделяют на следующие виды: игры с предметами: сюжетно – дидактические, игры – инсценировки;настольно – печатные: лото, домино, лабиринты, пазлы, кубики, разрезные картинки;словесные: игры – загадки, игры – предположения.В процессе формирования элементарных математических представлений у детей педагог может использовать различные методы: практические, наглядные, словесные, игровые. Однако при выборе метода важно учитывать: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т.д.Для формирования элементарных математических представлений, несомненно, ведущим является практический метод, а игровой метод можно рассматривать как его часть или отдельный, самостоятельный метод.Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр, которые учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в пространстве, во времени и т.д. Количество и счетВ старшем дошкольном возрасте совершенствуются количественные представления – дети сравнивают числа, используют их для оценки величины: временных длительностей, веса, длины, осваивают счет, арифметические действия в доступном каждому ребенку пределе. Примеры игр: «Посчитай», «Найди свое место», «У кого сколько…», «Какое число рядом?», «Живые числа», «Сосчитай и назови», «Что изменилось?», «Положи столько же» и другие.Форма Геометрические фигуры становятся предметом изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей. Примеры игр: «Подбери фигуру», «Найди и назови», «Сложи из палочек», «Найди свою фигуру», «На что это похоже?», «Выложи из палочек», «Составь картинку из фигур» и другие.ВеличинаНа основе постепенно осваиваемого умения сравнивать и обобщать предметы у детей складывается представление о величинах (высокий – низкий, широкий – узкий), дети сравнивают предметы по длине, ширине, используют прием непосредственного соизмерения или сопоставления опосредованным путем, например при помощи шнура. Примеры игр: «Подбери коробку по размеру», «Найди гараж каждой машине», «Разные ленточки, шнуровки» (длинный – короткий), «По какой дорожке ты быстрее дойдешь?», «Кому что подойдет?» (одежда по размеру) и другие.Ориентировка в пространствеОчень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева). Для закрепления можно использовать разные игрушки: расставить их в разном порядке и спросить, что стоит впереди, позади, рядом и т.д. Примеры игр: «Линии и точки», «Путешествие», «Угадай, где стоит», «Художники», «Найди правое (-ую), левое (-ую) (ухо / ногу / руку)» и другие.Ориентировка во времени Пространственные и временные ориентировки состоят в определении ребенком своего местонахождения и расположения объектов относительно самого себя, в установлении последовательности развития событий из детской жизни во времени. Это требует активного использования в речи предлогов и наречий, названий времен года, частей суток и ориентировки в понятиях вчера, сегодня, завтра; использования моделей пространственных отношений объектов и временной последовательности (планы – схемы продвижения в пространстве, календари, и т. д.). Примеры игр: «Успей вовремя», «Назови сутки», «Дни недели», «Живая неделя», «Что мы делаем сейчас, что мы сделаем потом?», «12 месяцев», «Какой сегодня день?» и другие.Таким образом, дидактическая игра является хорошим помощником в формировании элементарных математических представлении. В игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности, усваивает сложные математические понятия, учится считать, читать и писать цифры. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию, поэтому занятия должны проходить в увлекательной игровой форме, которые помогут детям глубже и ярче постичь явления окружающей действительности и познать мир. Список литературы1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.2. Дурова Н.В., Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009. – 80 с.3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников 1997г4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 33 с.