"Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников с ОВЗ"
Автор: Худякова Ольга Ивановна

Обобщение педагогического опыта:Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников с ОВЗучитель-логопед Худякова Ольга Ивановна филиал МБОУ г. Мурманска СОШ 27Содержание:1.Информация об опыте;2.Технология опыта;3.Результативность опыта.Актуальность. В Концепции модернизации российского образования обозначена задача – «обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения». Поэтому тема опыта представляется актуальной, так как применение нейропсихологических методик значительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно-ориентированной и, значит, более эффективной. Практика коррекционной работы выявила следующие противоречия:- между требованиями ФГОС по родному языку и затруднениями у младших школьников с недоразвитием речи в усвоении школьной программы;- между успешностью овладения письменной речью у учащихся и сформированностью у них операций и психических функций, ответственных за формирование письма. Выявленные противоречия дают основания сформулировать проблему выявления, предупреждения и коррекции нарушений письменно ечевой деятельности у детей с ОВЗ. В настоящее время недостаточно использовать традиционные методы коррекции, так как они не всегда устраняют первопричину нарушений и не приносят устойчивого положительного результата. Необходим нейропсихологический подход к исправлению речевых ошибок на письме у младших школьников с ОВЗ, направленный на развитие речевых функций с опорой на сохранные анализаторы. Он обусловлен и вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, требующих учета «индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения».Идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологического подходов в системе логопедических занятий по коррекции дисграфии.Длительность работы над опытом: I этап – сентябрь, октябрь 2015 г. – всестороннее обследование детей с речевыми недостатками, выявление наиболее распространённых ошибок, причины их возникновения, определение оптимальных условий их исправления.II этап – 2015-2019г.г. – создание системы работы на основе использования современных рекомендаций по проведению занятий, пропедевтика нарушений письменной речи, разработка поурочного планирования и методических рекомендаций с применением новых методов и приёмов, проведение родительских собраний для ознакомления. III этап – май 2019 г. – итоговая диагностика. Новизна опыта заключается в совершенствовании диагностики и пропедевтики нарушений письменной речи на основе использования традиционных и нейропсихологических методик. Условия, в которых возможно применение данного опыта: система коррекционных логопедических занятий, система начального обучения, внеклассной работы. Цель опыта: развитие грамотности и орфографической зоркости у детей с ОВЗ с опорой на психолого-педагогический подход к обучению. Задачи:1. Изучение особенностей формирования навыка письма у детей с ОВЗ с точки зрения нейропсихологии и нейролингвистики.2. Диагностирование речевого развития младших школьников с ОВЗ.3. Формирование психологической базы письменной речи: восприятия, внимания, памяти, мышления.4. Активизирование нарушенных или ослабленных функций, отвечающих за физическое и психическое здоровье ребёнка.5. Определение методов и приёмов обучения, оптимальных для коррекции письменной речи. Принципы :1. Принцип «от простого к сложному». 2.Принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). 3.Принцип учета сложности вербального материала. 4.Принцип учета эмоциональной сложности материала. Этапы: I. Диагностика. Речевое обследование проводилось в начале и конце учебного года и включало изучение анамнеза каждого ребёнка. Использовала диагностику Т.А. Фотековой, для изучения состояние основных речевых и психических функций, лежащих в основе чтения и письма, у детей, поступивших в первый класс. В процессе работы определялась основа для компенсации, выявлялось, на какие сохранные качества ребёнка можно опереться. Для этого использовалось адаптированное нейропсихологическое исследование Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. В эту диагностику включается не только исследование состояния речевых функций, но и изучение уровня развития мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, пространственных и временных представлений, психических функций, тесно связанных с речью (произвольное внимание, восприятие, память, мышление).II Профилактика речевых нарушений на письме. С целью профилактики дисграфических ошибок проводится последовательная работа по следующим направлениям:1. Активизация работы больших полушарий;2. Развитие психических функций;3. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук;4. Активизация межполушарного взаимодействия;5. Воздействие на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез;6. Нормализация питания обоих полушарий мозга, профилактика болезней дыхательных путей и сердечнососудистой системы. Уровень грамотности зависит от работы больших полушарий головного мозга, от их взаимодействия. Незрелость структур левого полушария мозга, доминантного в речевом процессе в сочетании с развитым воображением, за которое отвечает правое полушарие, Систематическое и правильное их применение позволяют повысить работоспособность детей и улучшить качество обучения. Психолого-педагогический подход позволяет проводить профилактику нарушения письма путём развития психических функций. Поэтому в структуру логопедических занятий целесообразно включать гимнастику для мозга. Разработанный комплекс упражнений для развития психических функций используется для мобилизации силы обучающихся при усвоении материала, улучшения переключаемости с одного вида деятельности на другой. Уменьшению количества ошибок способствует правильно подобранные упражнения и время проведения мозговой гимнастики. Для стимуляции учебной деятельности на занятиях часто используются упражнения для мелкой моторики. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль в становлении реакций. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рук. Таким образом, разработанный комплекс для тренировки функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребёнка, но и развитие психики и речи. Данный опыт представляет комплекс кинезиологических упражнений ,развивающий межполушарное взаимодействие, способствующий повышению работоспособности, концентрации внимания учащихся. Их использование на логопедических коррекционных занятиях позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга. Применение кинезиологических упражнений даёт результаты при соблюдении следующих условий: Систематичность выполнения. Постепенное увеличение темпа и сложности. Точность выполнения движений и приёмов. Выполнение стандартных учебных действий на занятиях чередуются с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы. Для логопедических занятий разработан комплекс упражнений, используемый для повышения усвоения материала. В становлении речи важны дыхательные упражнения, позволяющие ребёнку правильно оформлять звуковую сторону речи, нормализовать питание обоих полушарий мозга, дыхательных путей и сердечнососудистой системы. Регулярные занятия по разработанному комплексу дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Используемые упражнения этого комплекса позволяют выработать правильное носовое дыхание, которое способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение. У детей повышается тонус, улучшается качество выполняемых заданий. Цветотерапия. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам ЦНС. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие, жизненно важные органы и процессы в организме. Эти знания эффективно применяю в учебно-коррекционном процессе. Например: в начале урока демонстрируется игровой момент с красным предметом («Сигнальные огоньки» красного цвета мобилизуют) или оранжевым («Чудесный мешочек» концентрирует внимание). Для минуток релаксации часто использую белый цвет. Он нейтрализует агрессию, отрицательные эмоции и полезен как в окружении (снегопад, облака), так и в одежде, игрушках. Поэтому на занятиях в физкультминутках, для создания благоприятного климата, применяю игровой момент со снежным полем или белым облаком.III Коррекционно-логопедическая помощь. Важное условие занятий – неосознанный процесс запоминания в момент спокойной предметно-игровой деятельности, многократное повторение. Реализация этих целей осуществляется через методику педагога-новатора С.А. Белолипецкого «Метод врождённой успеваемости». Способ обучения был адаптирован и использован в опыте на этапе обучения грамоте в соответствие с основными принципами логопедической коррекции и специфики детского восприятия и мышления. Методика работы: 1.Обучение начинается с изучения согласных букв алфавита. Научившись присоединять к ним гласную А, ребёнок уже начинает читать и писать отдельные слова. К седьмому уроку он может усвоить 30 слов и несколько простых предложений. 2.Для развития ассоциативного мышления были разработаны индивидуальные комплекты образных картинок, которыми дети пользуются на занятии. Картинки помогают выделять в слове первую букву и легко её запоминать. Наглядно демонстрируется ребёнку сходство между картинкой и буквой. 3.Гласные буквы вводятся постепенно. При таком последовательном подходе ребёнок вскоре начинает писать слова с различными гласными и небольшие тексты.4.Для фронтальных занятий используются комплекты индивидуальных таблиц для чтения и письма. Они были адаптированы к уровню развития детей школьного логопункта. Разделительная чёрточка стоит строго после гласной буквы и имеет соединительный характер. Читая и списывая нараспев первый слог, ребёнок может удлинить в нём звучание гласной, сосредоточив при этом своё внимание на следующей букве или слоге. Это позволяет добиваться слитного произнесения всего слова. Широко используются игровые упражнения, которые помогают ребёнку лучше усваивать учебный материал. Игровой метод наряду с применением нетрадиционных форм проведения занятий повышает активность учащихся, формирует положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания на всех этапах урока. Эта технология в коррекционной деятельности приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребёнка сенсорно-перцептивной способности, к развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность. Использование опыта рекомендуется для работы учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов. Результативность опыта. Для определения результативности применения нейропсихологического подхода в профилактике нарушений письменной речи младших школьников с ОВЗ был проведен мониторинг в 1-2 классах до использования нейропсихологического подхода в образовательном процессе в 2015 году и во время его использования с 2015-2019 гнализируя опыт работы, видно, что количество детей, исправивших речевые нарушения на письме и повысивших свою успеваемость, увеличивается. В сравнительных диаграммах можно заметить уменьшение количества дисграфических ошибок. Основным показателем развития связной речи является умение четко и ясно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. С целью определения эффективности использования нейропсихологических методик в коррекционно-развивающих логопедических занятиях проводился анализ сформированности связной речи первоклассников. По данным диагностики, можно сделать вывод о положительных результатах у детей, зачисленных на логопункт. Результативность работы логопедической службы за последние три учебных года. Повышается уровень сформированности речевых умений и навыков. Растёт процент детей, выпускаемых с полностью исправленной речью(от 83% до 92%).Опыт показывает, что очень трудно удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить в них интерес к содержанию урока, к процессу обучения в целом, а так же добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Система упражнений, разработанная с использованием нейропсихологических методов и приёмов, позволяет предупреждать и устранять проблемы нарушения письма (дисграфии), повышать качество обучения. Необходимо системное применения методов восстановительного обучения, обеспечивающих комплексное воздействие на дефект и восстановление поведения в целом. Основная задача учителя-логопеда – так построить обучающий процесс, чтобы точно определить и использовать основы для компенсации. Опора на сохранные качества ребёнка в процессе коррекции через психолого-педагогический подход будет способствовать росту грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Литература:1. Ахутина.В.Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников/ Т.В.Ахутина, О.Б.Иншакова. – М.: В.Секатев, 2008. 2. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи/ Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1999.3. Иншакова. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы4еменович, А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза//Учебное пособие/А.В Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.