Картотека "Русские народные игры для раннего возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека "Русские народные игры для раннего возраста"
Автор: Захарова Елена Викторовна
Картотека«Русские народные игры для первой младшей группы»Игра «У медведя во бору» Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):У медведя во боруГрибы, ягоды беру.Медведь сидит,На нас глядит.Медведь не спитИ на нас рычит!Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),Медведь за нами кинулся!Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведемИгра с «петушком»Ход игры: Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.Трух-тух-тух-тух!Ходит по двору петух.Сам – со шпорами,Хвост – с узорами!Под окном стоит,На весь двор кричит,Кто услышит –Тот беит!- Ку-ка-ре-ку!Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.«Каравай»Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)Испекли мы Каравай.Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником»Игра «Гуси-лебеди» Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:Гуси-гуси! Га-га-га.Есть хотите? Да, да, да.Гуси-лебеди! Домой!Серый волк под горой!Что он там делает?Рябчиков щиплет.Ну, бегите же домой!Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»Огуречик… огуречик…Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.Наши уточки с утра -Кря - кря - кря! Кря - кря - кря!(ручки назад - изображаем уточек)Наши гуси у пруда -Га - га - га! Га - га - га!(ручки на поясе, поворачиваем корпус то вправо, то влево)Наши гуленьки вверху -Гру - гру - гру, гру - гру - гру!(машем ручками, как крыльями)Наши курочки в окно -Ко - ко - ко! Ко - ко - ко!(ручки сгибаем в локтях, то прижимаем их к себе, то отводим)Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,-бегать, подпрыгивать на двух ногах;-игра способствует развитию речи.Зайка беленький сидит,Он ушами шевелит,Вот так, вот такОн ушами шевелит(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,Надо лапочки погреть.(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать, .Скок, скок, скок, скок,Надо зайке поскакать.(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)Кто-то зайку испугал,Зайка прыг… и убежал.(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .«По ровненькой дорожке»Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости. Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:По ровненькой дорожке,По ровненькой дорожкеШагают наши ножки.Раз-два, раз-два,По камешкам, по камешкамПо камешкам, по камешкам….В ямку бух!При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.Устали наши ножки, устали наши ножки.Вот наш дом—здесь мы живем. По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА». «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.Потешка для умывания:Зайка начал умыватьсяВидно в гости он собралсяВымыл ротикВымыл носикВымыл ухоВот и сухоОт слез:Не плачь, не плачь,Куплю калач.Не хнычь, не ной,Куплю другой.Слезы утри,Дам тебе три. Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками:Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)А зовут его ……Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:Расти коса до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, коса, не путайся,Маму, дочка, слушайся.**Чешу, чешу волосоньки,Расчесываю косоньки!Что мы делаем расческой?Тане делаем прическу.Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИВодичка серебристаяСтруится из-под крана.И мыло есть душистое,Совсем как в нашей ванной***Чистая водичкаУмоет Саше личико,Анечке - ладошки,А пальчики – Антошке***Знаем, знаем, да-да-да,Где тут плещется вода.Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошки,По-нем-нож-ку,Нет, не понемножку - посмелей,Будем умываться веселей.***Водичка, водичка, умой мое личеко,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки алели,Чтоб кусался зубок,Чтоб смеялся роток.ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИПосадим на ложкуКапустку, картошку — и спрячем!Попробуй найди!Не видно на ложкеКапустки, картошки.И нет на тарелке — гляди!***Глубоко и мелко,Корабли в тарелке,Вот кораблик плывет,Заплывает прямо в рот.***А у нас есть ложкиВолшебные немножко.Вот — тарелка, вот — еда.Не осталось и следа.***Каша вкусная дымится,Миша кашу есть садится.Очень каша хороша!Ели кашу не спеша,Ложку за ложкойЕли понемножку...ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУРаз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.Завязала КатенькеШарфик полосатенький.Наденем на ножкиВаленки-сапожкиИ пойдем скорей гулять,Прыгать, бегать и скакать.***Мы на пухлые ручонкиНадеваем рубашонкуПовторяй за мной слова:Ручка – раз, и ручка – два!Застегнем застёжкиНа твоей одёжке:Пуговки кнопочки,Разные заклёпочки.***Тушки-тутушки,Где твои ушки?Ушки в шапке,Не достанут лапки.ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»Тишина у пруда,Не качается вода.Не шумят камыши,Засыпают малыши***Байки-побайки,Прискакали зайки,Стали люльку качать,Сладку дрему навевать.Стали в дудки играть,Начал Миша засыпать***Баю-баю, баю-бай.Поскорее засыпай.Баю-баю, спи-усни,Угомон тебя возьми.***Лю-ли, лю-ли, люленьки,Прилетели гуленьки.Они сели ворковать,Стали деточку кочать..***Баю, баю, байки,Прилетели чайки,Стали крыльями махать,Наших деток усыплять.ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНАНа кота потягушки,На дитя порастушки,А в ручки хватушки,А в ножки ходушки,А в роток говорунок,А в голову разумок!***Вот проснулся петушок,Встала курочка.Подымайся, мой дружок,Встань, мой Юрочка.***Мы спокойно отдыхали,сном волшебным засыпали.Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепко кулачки сжимаем,Их повыше поднимаем.Потянуться! Улыбнуться!Всем открыть глаза и встать!***Потягуни — потягушечки (Тянемся пальчиками вверх как можно выше)Потягуни — потягушечки,От носочков до макушечки,Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся.Вот уже растем, Растем! Растем.!ПОТЕШКИ ПРИ РСАЧЕСЫВАНИИЧешу, чешу волосоньки,Расчесываю косоньки!Что мы делаем расческой?Тане делаем прическу.***Уж я косу заплету,Уж я русу заплёту,Я плету, плету, плету,Приговариваю:«Ты расти, расти, коса —Всему городу краса».***Чешу, чешу, волосыньки,Расчесываю косыньки.Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, косонька, до пят -Все волосоньки в ряд.