GPS/ГЛОНАС на уроках географии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: GPS/ГЛОНАС на уроках географии
Автор: Меренкова Людмила Леонидовна, Труханова Ирина Андреевна
Современные педагогические технологии на уроках географии(из опыта работы Меренковой Л.Л.)Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. В. А. СухомлинскийОсновные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ. Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, к основным из которых относятся доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса. Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;обеспечивать благоприятные условия для развития личности;уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко). Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики.Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуреНазвание технологии,Целевые ориентации технологии.Содержание УВП.Процессуальная характеристика (методические особенности).Учебно-методическое обеспечение.Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки, добиваясь более качественных результатов. Технология критического мышления: Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:•представление информации в кластерах;•верные и неверные утверждения;• «мозговая атака»;•графические приемы Примеры данной технологии, используемой мной на уроках:Прием «Кластер» - графический систематизатор, схема. Как правило, применяю в начале изучения темы и при закреплении. Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях. Виды кластера: Классический – используется ключевое слово или термин. Например, АПК.Бумажный – когда учащиеся из слов, записанных на карточках, выбирают те, которые относятся к конкретной теме, например, машиностроение России.Прием «Верные и неверные утверждения» помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению. Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления. Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии и формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.Например, Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме.Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе, изучив дополнительный текст, ребята составили такие вопросы: А) С помощью какого прибора измеряется АД?Б) Кто и в каком году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?В) Какой барометр удобнее применять и почему?Г) При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом. Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.Игровые технологии Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.Приведу примеры некоторых игровых моментов.При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии»При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово.59 с.ш. 11 в.д. Осло35 с.ш. 51 в.д. Тегеран13 ю.ш. 76 з.д. Лима52 с.ш. 105 в.д. Иркутск52 с.ш. 113 в.д. Чита42 с.ш. 78 з.д. Нью – Йорк46 с.ш. 75 з.д. ОттаваПрием «третий лишний» или «белая ворона»Определить тему уроку, отгадав ребусы, загадки и т.д.Также это может быть урок-игра при закреплении темы или раздела («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и др.)Приём «Слова в словах”Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг. Приём «Геоалфавит».1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.3. Назовите столицу европейского государства. Париж.4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский. 7. Какую вы знаете горную страну? Памир.8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? ПапаниПриём Третий лишний» или «Белая ворона» Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)Приём «Отыщи на карте « Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующийПриём «Да и нет» Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ – различные ЭОР, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации. Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью. Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию. Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.Примеры разработанных мною заданий :Зарубежная Азия 11 классИтоговое задание по теме "Страны Азии"Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.Ответ оформите в формате 2-3 слайдов(в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию)Слайды вставьте в совместную презентацию. Задание для 6 класса "Круговорот воды" Большой и малый воды в природе.Задание.Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие вопросы:1) Что происходит над океаном?2) Что происходит над сушей?3) Чем отличается малый круговорот от большого?4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится? 4. Технология модульного обучения. Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:Личная мотивация учителя;Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;Соблюдение регламента времени;Материально – техническая база школы;Умение самого учителя работать с компьютером;Дополнительное время для учителя;Группа педагогов-единомышленников. Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения иначального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять ее. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.Пример разработанного урока ( Фрагмент ) : Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки. 5. Технология проблемного обучения. Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998). Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.Примеры проблемных вопросов.В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?Почему белые медведи не едят пингвинов? 4 Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают? 5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему? 7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов? Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД. Используемые в моей практике педагогические технологии позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Подтверждением того, что я на верном пути, является результативное участие моих обучающихся в конкурсах, олимпиадах от школьного до международного уровней. Список используемой литературы. 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г2.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.5.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.6. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г ., № 10, стр. 88-937.. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 8.«Современные образовательные технологии». М: КноРус,20099. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г.