ГРАЖДАНСКОКО-ПАТРИОТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ГРАЖДАНСКОКО-ПАТРИОТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Гефен Лариса Павловна

ГРАЖДАНСКОКО-ПАТРИОТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛ.П. Гефен,учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ№5 имени Романа Александровича Турского г. Амурска2020 год для нашей страны будет особым – это год 75-летия Победы над фашистской Германией. Уже сегодня раздаются голоса псевдо демократов и псевдо патриотов по поводу предстоящего события, что не стоит ворошить прошлое нашей страны, ведь его нельзя назвать безупречным для нашего народа, гордиться особо нечем. «Бессмертный полк», который стал настоящим проявлением преемственности поколений и вахтой памяти, стали называть «победобесией» или «парадом зомби». Что это? Историческая амнезия или желание раскола нашего общества и его уничтожения? Разве можно воспитать гражданина своего Отечества, не зная своей истории? К большому сожалению, у нас в стране появилось поколение «Иванов, не помнящих родства», не знающих истории своей родины, преклоняющихся перед Западом. На мой взгляд, нужно чаще обращаться к словам Л.М.Леонова: « Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. Сегодня на одном из каналов телевидения героический подвиг генерала Карбышева превратили в глумление и посмешище, ставится под сомнение подвиг Зои Космодемьянской. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы у молодежи, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Не так давно А. Навальный, называющий себя системным оппозиционером, вывел на улицы страны, пользуясь социальными сетями, тысячи подростков и студентов с антиправительственными лозунгами. Почему молодежь так активно поддержала пресловутого борца с коррупцией? При опросе участников акции никто из них аргументировано не сказал, в чем их недовольство выражалось. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение неуважительного отношения к истории нашей страны, немотивированную  равнодушие, эгоизм? Как найти путь к сердцам и разуму наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало значительнее и полнее? Эти вопросы не первый день волнуют педагогов.Роль исторического образования в системе патриотического воспитания огромна. История – это проявление души народа, его золотой запас. Если сегодня общество утратит способность к исторической памяти, то оно утратит и способность к цивилизованному развитию. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества. О необходимости возрождения патриотического воспитания, о возрождении традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры постоянно говориться на государственном уровне. Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах героев нашего Отечества, полководцах, выдающихся исторических деятелях нашей страны. В то же время, знание о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть, осмысление прошлого не должно сопровождаться критиканством и отторжением своей истории, а подвергаться осознанию и критическому анализу. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован социальный заказ, поставленный перед школой – воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны». Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». Одной из задач Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2020 годы» является «внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы».В ФГОС определен «портрет выпускника школы», в котором играют определяющую роль гражданско-патриотические качества:
  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
  • Моя деятельность как учителя истории и обществознания заключается в интегративном подходе, который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию России и малой родины. В основе моей профессиональной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся я использую следующие педагогические технологии:
  • духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования (например: «Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград - Санкт-Петербург»);
  • оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков (например: «Октябрь 1917 года глазами политических партий, Временного правительства, Николая II, современными историками»);
  • «имя в истории» - обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
  • бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
  • переноса в изучаемую эпоху или событие;
  • оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей (например: «Реформы П.А.Столыпина: вчера, сегодня, завтра»);
  • выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами (например: «Н.С.Хрущев: реформатор или волюнтарист?»).
  • В ходе реализации данных технологий я использую как традиционные, так и инновационные методы обучения:проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта; технологию организации самостоятельной работы обучающегося, особенно на старшей ступени образования; технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности; технологию модульного обучения, которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности; исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний; технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся; педагогическая мастерская.Все перечисленные технологии используются в различных формах:уроки истории, обществознания, внеурочные занятия;лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой) и практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);моделирование хода событий;диспуты, дискуссии (командные, проекты, групповые). «Ток-шоу» и «Круглые столы»;   экскурсии, связанные с историей края, района, города;поисковая и исследовательская работа;уроки и десятиминутки Мужества и т.д.На современном этапе истории нашей страны воспитание патриотизма мы должны рассматривать в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы, которую мы, к сожалению, потеряли в 90-е годы двадцатого века. Хочется обратиться к словам А.Н.Патриотизм — это не значит только одна  к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».Список используемой литературы1. Закон РФ «Об образовании»;2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2020 годы.3. О концепции модернизации современного российского образования, Вестник образования.-2002.-с.16.4. Л.А. Альшевская «Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы».