Аналитический отчет
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аналитический отчет
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
Аналитический отчёт педагога-психолога ДОУ за 2018–2019 учебный годПедагог-психолог: Коробенкова О.В.Основные задачи:1. Создание условий для проведения коррекционных и развивающих занятий с детьми и консультативной работы с родителями и педагогами;2. Строить свою работу на основе приоритетных направлений ДОУ;3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье;5. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;6. Внедрение в практику ДОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии;7. Планировать включение детей в группы для коррекционно-развивающих занятий на основе запросов родителей, педагогов, администрации с заключением «Согласий»с родителями;8. Организовать работу по проведению профилактических занятий по развитию эмоционального мира дошкольников и по психологической готовности к школе;9. Проводить работу в сотрудничестве с воспитателями, специалистами, родителями, администрацией ДОУ;10. Отражать результаты своей работы в аналитическом отчёте на итоговом педсовете.Основные направления работы :Психодиагностическая работа• Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ;• Диагностика на определение уровня развития основных психических процессов старших и подготовительных группах;• Диагностика на определение уровня психологической готовности к школьному обучению;• Индивидуальные диагностики по запросам родителей и педагогов.2. Психопрофилактическая (консультативная) работа• Работа по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Способствующего улучшению форм общения между педагогами, педагогами и родителями, педагогами и детьми;• Консультирование педагогов ;• Психологическое просвещение родителей по вопросам возрастной психологии, семейного воспитания.3. Организационно-методическая деятельность• Обработка результатов диагностик;• Подготовка диагностического, консультативного материала, рабочей документации;• Изготовление дидактических пособий и игр для занятий;• Оформление рабочих зон кабинета.4. Развивающая и коррекционная работа• Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в познавательном развитии и психоэмоциональной сфере по итогам диагностик, наблюдений, запросам родителей, педагогов, администрации;• Формирование у детей социально-нравственного поведения, учебной мотивации;• Развитие основных психических процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, речи, мелкой моторики) .5. Просветительская работа• Повышение психологической культуры педагогов, родителей путём проведения групповых и индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, участием в педагогических совещаниях.В течении учебного года выполнялись виды работ в соответствии с годовым планом и журналом учёта.Работа в адаптационный период.Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.В начале учебного года в ДОУ была создана «Служба ранней помощи» при взаимодействии всех специалистов ДОУ: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физ.работе, педагог-психолог. Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолог. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. дНа начало ноября 2018 г. 60% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 40%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.В течение учебного года группа раннего возраста пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели среднюю степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.Коррекционно – развивающая работа.Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детстваВ начале года был сформирован список детей для корреционно-развивающей работы по запросам педагогов, администрации и родителей детей, заключены «Соглашения» между родителями и психологической службой ДОУ на оказание коррекционно-развивающей помощи ребёнку по обозначенной проблеме. Всего детей, включённых в индивидуальную и подгрупповую формы работы составило 25. На занятиях используются различные методы и приёмы, такие как: ритуалы приветствия и прощания, беседы и инсценировки-проигрывания проблемных ситуаций с кукольными героями и собственно-ролевыми, игры на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, рисование, лепка, песочная терапия,изотерапия,музыкотерапия, речевые гимнастики, проговаривание стихотворений, потешек, скороговорок, пение песенок, психогимнастические этюды, релакс-упражнения под музыку, подборка упражнений на развитие мыслительных процессов. Дети с более лёгкими нарушениями хорошо включаются в работу на занятии и результативность соответственно лучшая. С детьми, имеющими сложные нарушения работать на результат важно в сотрудничестве с другими специалистами с отслеживанием динамики развития на медико-педагогическом консилиуме ДОУ и разработкой рекомендаций.В этом году один ребенок с нашего детского сада был представлен на комиссию РМПК, прошел обследование и получил заключение.В детском саду имеется комната психологической разгрузки для детей .Где в течение года проводились занятия по развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка . На данных занятиях дети изучают разные эмоции, настроения, учатся сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, умению находить выход в трудной или спорной ситуации, умению общаться со сверстниками и взрослыми, контролировать своё поведение в обществе людей.Также в течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии.Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:- Занятия по программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В. Корепановой, Е.В. Харламовой- Психопрофилактические и коррекционно-развивающие занятия с детьми по адаптации к детскому саду- Психопрофилактические и коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование адекватной самооценки детей, коррекция нарушений в сфере личности и познавательного развития- Психопрофилактические и коррекционно-развивающие занятия, направленные на расширение поведенческого репертуара, направленного на улучшение общения, произвольности поведения.КонсультированиеНа протяжении всего учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ. В группах размещаю информация, помогающую повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:• Телевизор - друг или враг?• Играть или учить?• Правильно ли я воспитываю ребенка?• Памятка "Как подготовить ребенка к детскому саду".• Рекомендации родителям агрессивных детей.• Гиперактивные дети.• Консультация для родителей "Дружная семья - здоровый ребенок".• Консультация для родителей "10 нельзя для родителей".• Консультация для родителей "Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".• Консультация для родителей "Как нельзя поступать с ребенком".• Консультация для родителей "Как преодолеть рассеянность у ребенка".• Консультация для родителей "Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции".• «Ребенок 4-5 лет».• «Возрастные особенности детей 5-6 лет».В течение года регулярно посещала родительские собрания.В начале учебного года выступила на общесадовском собрании с докладом, где дала конкретные рекомендации для разных возрастных групп.В группе раннего возраста участвовала на собрание и познакомила родителей с возрастными особенностями детей 1,5-2 года, и дала рекомендации по адаптации малышей к условиям ДОУ.На родительском собрании в средней группе выступила с темой: «Возраст почемучек». Родителям были даны соответствующие рекомендации и разработана анкета.На родительском собрании во второй младшей группе выступила с темой: «Кризис трех лет». Родителям были даны соответствующие рекомендации и разработана папка-передвижка.Также на собрании в младшей группе провела консультацию на тему: «Капризы и упрямство» по запросам воспитателей.Профилактическая и Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, просветительская работа.Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообщества: ИНФОУРОК, Солнечный свет, Доутесса, Завуч.ру и других образовательных сайтах Систематически размещаю на сайте () психологический материал для родителей и педагогов.Участвовала в районной Августовской конференции, в Республиканском «Фестивале педагогических идей», участвовала в семинарах, конкурсах, олимпиадах различного уровня.заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.Психодиагностическая работа.В начале и в конце 2018-2019 учебного года было проведено диагностическое обследование детей старших, подготовительных групп.Цель: оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью программы Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду».По итогам обследования были получены следующие результаты:Интеллектуальная готовность.Начало года: Высокий уровень – 30% Средний уровень – 40% Низкий уровень – 30% Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.В начале года в интеллектуальном развитии преобладал средний уровень. Большая часть детей справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как памяти, внимания, словесно-логического мышления. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных нормативов развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картинкам, ориентировки в пространстве).В конце учебного года было обследовано 58 детей старших и подготовительных к школе групп. Из них 41 ребенок- готовы к школьному обучению на достаточно хорошем и высоком уровне. Это дети со сформировавшимися в соответствии с возрастом психическими процессами: произвольным вниманием, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, зрительным и слуховым восприятием и памятью, мелкой и общей моторикой, воображением, общим кругозором, учебной мотивацией.Средний уровень: Двенадцать (12) детей имеют некоторые проблемы в сформированности процессов школьной зрелости и соответственно психологически их можно отнести к условно готовыми к школьному обучению. Родителям рекомендовать в летний период дополнительные занятия по развитию у детей основных психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики), а также рекомендовать дополнительные занятия по развитию мышления, воображения, памяти, мелкой моторики, развитию адекватности в самооценки, развитию самостоятельности, умению внимательно выслушивать инструкцию взрослого и доводить начатое до конца, т. к. у детей ослабленное внимание, быстрая утомляемость, расторможенность, слабо сформированы навыки социального поведения, навыки общения со сверстниками и взрослыми.Анализируя работу детей в процессе выполнения тестовых заданий, активности детей на общих развивающих психологических занятиях, можно отметить хорошую, добросовестную работу педагогов с детьми по развитию у детей познавательной активности, общей осведомлённости, мелкой моторики, умению анализировать и делать выводы, сфомированности коммуникативных навыков, самостоятельности, учебной мотивации. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе, поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.Организационно – методическая работа.В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях МО по плану работы ДОУ, для решения поставленных задач в годовом плане.Работа с педагогами и детьми проводилась по разным направлениям.В течение года являлась участвовала в конкурсах внутри ДОУ для родителей, детей и педагогов.Перспективные направления на будущий год.Проведенная работа в 2018-2019 учебном году носит положительный характер.За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов.Повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.Следовательно: На следующий учебный год планирую:• Разработать адаптированные программы для детей с ОВЗ;• Совместно с администрацией ДОУ организовать работу ПМПк на базе МАДОУ д/с «Рябинушка»• Пополнить кабинет развивающими играми и игрушками;Обогащать и пополнять методическими пособиями, диагностическим и стимульным материалом;освоить и внедрять новые методики:• Открыть свою страницу на сайте ДОУ;• Дальнейшее оформление кабинета по зонам;А также планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере, сфере общения, устранению страхов. Необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).