ПРОЕКТ Тема: «Потешки малышам» для детей раннего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ Тема: «Потешки малышам» для детей раннего дошкольного возраста
Автор: Майоренкова Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. РославльПРОЕКТТема: «Потешки малышам»для детей раннего дошкольного возрастагруппы: «Солнышко» Воспитатель: Майоренкова Н.Н.2019гАктуальность проекта:  Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль при адаптации детей раннего дошкольного возраста. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.Цель проекта: Создать благоприятные условия при адаптации детей раннего дошкольного возраста, путем использования малых форм фольклора.Задачи проекта:
  • Вызвать у детей интерес к малым формам фольклора.
  • Снизить уровень тревожности детей в период адаптации.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук речевой слух ребенка: умение слушать, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 
  • Гипотеза. Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.Тип проекта: познавательно – игровой Продолжительность: краткосрочный (2 недели).Участники проекта: воспитатель группы, родители и дети первой младшей группы.Формы работы: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,пальчиковые игры, конструирование, лепка, дидактические и словесные игры, подвижные игры кукольный театр (настольный, пальчиковый, би-ба-бо), слушание аудиозаписей детских фольклорных произведений.Предполагаемые результаты проекта:
  • Благоприятное течение периода адаптации у детей.
  • Создание комфортной обстановки для детей в группе.
  • Установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогом.
  • Обогащение и активизация словаря ребенка.
  • Этапы работы:Подготовительный.
  • Знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
  • Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.
  • Подбор необходимой литературы по вопросам адаптации.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, прогулках.
  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, уголок ряженья, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
  • Основной1. Игровая деятельность:
  • Подвижные игры: «Огуречек, огуречек…»,«Курочка и цыплята»,«Мы на луг ходили, хоровод водили…», «Все захлопали в ладошки».
  • Пальчиковые игры: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».
  • Дидактические и словесные игры: "Угадай персонажей сказки", «На птичьем дворе»,«Еду-еду»,«Мой малыш»,«Поскакушки»,«Ку-ку!»,«Что нам зайчик принес?».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание куклу Машу спать», «Купание куклы Кати».
  • 2. Театрализованная деятельность: «Репка» «Курочка Ряба». 3. Лепка: «Накормим курочку». 4.Конструирование: «Кроватка для медвежонка» 5. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.6. Рассматривание иллюстраций. 7. Чтение с заучиваниемеседы по содержаниюбыгрывание сюжета стишков и потешек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Дождик»,«Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра».7. Утренняя гимнастика: «Петя — петушок».Заключительный
  • Подведение итогов проекта.
  • Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
  • Картотека потешек и стихов с движениями
  • Используемая литература и интернет – ресурсы1. Веракса Н.Е, Комарова М.А., Васильева М.Н программа «От рождения до школы»2.Виноградова Н. А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М Айрис –пресс 2008 год с- 208.3. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3 лет» Москва издательство Академия развития 2007 год.4. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно –тематических занятий 1-я младшая группа» Москва «Издательство Скрипторий 2003» 2014 год5.Дроздецкая Н. А. статья «Русский фольклор в развитии эмоции детей раннего возраста» электронный журнал «Педагогический мир» 30 июня 2015 год.6. Щепёткина Т. Н. статья «Развития речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора». Электронный журнал «Педагогический мир» 8 апреля 2014 год.Утренняя гимнастика Комплекс: «Петя — петушок»Вводная часть Воспитатель. Ребята, к нам в гости сегодня пришел петушок. (показывает игрушечного петушка.)Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»Воспитатель: Петушок, петушок, Золотой гребешок,                                                                                                Масляна головушка, Шелкова бородушка.                          Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,                                                                                                  Деткам спать не даешь.                                Петушок. Я хочу провести с ребятами зарядку.Воспитатель. Покажем петушку, как мы умеем ходить.  
  •  Ходьба стайкой за петушком (20 сек.)
  •  Ходьба, высоко поднимая колени, отводя руки в стороны, хлопая ими по ногам (20 сек.)
  •  Убегаем от петушка (Бег врассыпную (20 сек.))
  •  Ходьба врассыпную (20 сек.)
  •  Построение врассыпную
  • Петушок: Повторяйте за мной упражнения, ребята. Покажите, какие вы ловкие.Основная частьУпражнение: «Петушок машет крыльями»И.п. Стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.Вернуться в и.повторить 5 раз, Темп умеренный.Указания: «Держите спину ровно».Упражнение:«Петушок пьет водичку»И.п стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.Наклониться. Вернуться в и.п., поднять высоко голову.Повторить 4 раза, темп умеренный.Упражнение:«Петушок клюет зернышки»И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.Присесть, постучать пальчиками по полу.Вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза, темп умеренный.Указания: «Хорошо выпрямить спину после наклона».Упражнение: «Петушок радуется»И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.Заключительная частьХодьба в колонне за петушком (30 сек.)Дыхательное упражнение «Петушок»И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох, выдыхая произносить: «Ку-ка-ре-ку!»Сюжетно-ролевые игры1. «Укладываем куклу Машу спать»Цель: Способствовать формированию игровой мотивации детей, научить действовать с куклой, баюкать, воспитывать бережное отношение к игрушкам.Материал: Кукла, кровать, постельные принадлежности ( простынь, подушка, одеяло)Планируемые результаты:• Принимают участие в рассматривании игрушек.• Сравнивают их.• Произносят звукоподражание.• Принимают участие в игре «с куклой, с кроваткой, и постельными принадлежностями».Методы и приемы:• Информативный – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя) ;• Словесный метод (словесный, художественное слово, использование образцов педагога) • Репродуктивный метод (прием повтора) .Организационный момент:Сюрпризный момент: В. Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла. Давайте мы с вами с ней познакомимся. Имя у нашей куклы "Катя".Вот кукла КатяВ красивом платьеС красным бантом и в туфляхПосмотрите: Ах-ах-ах!Рассматривают куклу (Какое у Кати платье? Красивое. Где бантик у куклы? На голове. Где у Кати туфельки (На ножках.)Основная часть: Воспитатель по очереди ставит на стол кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показывая и называя каждый предмет: "Смотрите, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка, а это стул". Показывает куклу: "Катя хочет спать. Иди, Катя, спать на кроватку. Я сейчас раздену Катю". Снимает с куклы одежду и кладет ее на стульчик. Укладывает куклу на кровать, накрывает одеялом, баюкает, приговаривая: "Баю-бай, спи, Катя, спи".Чтение потешки:Баю-бай, баю- бай,Наша Катя, засыпай!Баю- баю- баюшок,Кладу Катю на бочок -На мягкую кровать,Будет Катя крепко спать.Воспитатель предлагает малышам баюкать Катю, поглаживая ее, приговаривая: "Баю-бай, спи, Катя, спи". Если ребенок не говорит и не действует, взрослый гладит куклу рукой ребенка, приговаривает, вызывая ребенка на повторение слов. "Карина, скажи: баю-бай, Катя; спи, Катя".2. «Купание куклы Маши»Цель:                                                                                                                           Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная и тёплая вода. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться.Материалы и оборудование:Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.Методы и приемы.Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.Наглядный - показ картинок, показ умывания куклы.Игровой - укладывание куклы спать.Организационный момент:Воспитатель: сегодня, дети, мы будем купать куклу Машу. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри.(Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это, и объясняет,  для чего они нужны).Воспитатель: молодцы дети! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.                         Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,Чтоб щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.(Стук в дверь).Воспитатель: Ой, дети, кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Маша).  Эта кукла Маша. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит.      (Маша гуляла на улице и испачкалась).- Что нужно сделать, чтобы Маша была чистой?(Ответ детей).Воспитатель: Правильно, надо Маше умыться: посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Машу.Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.Тёплую водичку льем на нашу Машу.Глаз, купайся, шейка, мойся;Грязь, смывайся хорошенько!Да здравствует мыло душистое,И полотенце пушистое,И густой гребешок.Воспитатель: дети, посмотрите, Маша чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, её надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место.Воспитатель: дети, а мы совсем забыли про Машу. Посмотрите, она уже спать легла. Давайте ей споем песню:Баю-баю, баиньки,В огороде заиньки!Зайки травоньку едят,Маше спать велят.Воспитатель: вот Маша и уснула. Давайте мы вспомним, как сегодня занимались, что мы делали.Итог. Воспитатель: дети, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Машу. А что ещё делали? Да, спать укладывали. А что лежало в чудесном мешочке?  (Дети называют предметы гигиены).  Молодцы, дети!Подвижные игры1. Хороводная игра: «Мы на луг ходили, хоровод водили…»Цель: активизирует двигательную активность ,закрепление умения, держась за руки, идти по кругу, развивать творчество, встречая различных зверей (зайца, волка, медведя) ит.д.; входить в образ, сопровождая его речью.2. Игра малой подвижности: «Все захлопали в ладошки» Цель: выполнение упражнений и ритмических движений поочередно ладонями, пальцами рук, кистями обеих рук, приводя к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, а именно, проговаривание, договаривание – ясное, четкое, понятное.Ход игры«Все захлопали в ладошкиДружно, веселее,Застучали наши ножкиГромче и быстрее.Завертелись наши ручки,Снова опустились.Покружились, покружилисьи остановились»3. П/игра: «Огуречик - огуречик…»Цель:  укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.Ход: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:                           Огуречик, огуречик,                                         Не ходи на тот конечик,                                         Там мышка живет,                                         Тебе хвостик отгрызет. Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.4. Музыкально-подвижная играКурочка и цыплята»Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в ходьбе, беге, развивать память, активную разговорную речь, смелость, ловкость, создать весёлое, радостное настроение.Вос-ль, курочка-хохлатка,А вы мои цыплятки,Я приглашаю вас погулять,Свежей травки пощипать.Подвижная игра «Курочка и цыплята».Курица: Вышла курочка гулять, (ходят по группе)Свежей травки пощипать.А за ней ребятки, (гуляют врассыпную)Жёлтые цыплятки.Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вос-ль грозит «цыплятам»)Не ходите далеко, пальцемЛапками гребите,(ногой «ищут» зёрнышки)Зёрнышки ищите.Съели толстого жука, (стучат пальчиком пополу, «клюют»зёрнышки)Выпили водицы, (имитируют, как пьют воду)Полное корытце.На скамейке у дорожки,(убегают от кошки настулья)Кошка глазки открывает,И цыпляток догоняетВос-ль: Ребята, а к нам в гости пришёл петушок. Послушайте, как он кричит.(из-за ширмы появляется петушок)Дидактические игры.1. Д/ игра: "Угадай персонажей сказки"Цель: способствовать развитию активной речи, зрительного восприятия, памяти, внимания. Методические рекомендации: игру проводит взрослый с подгруппой детей, не забывайте хвалить малыша, если он справился с заданием, помогите ребёнку, если задание вызвало затруднение, продолжительность игры зависит от интереса детей, но желательно не более 10 - 15 минут.Ход игры Детям показываем карточку с изображением героев знакомых сказок. Спросите у ребёнка: "Кто это? Из какой сказки? Как сказка называется?". Например, Показываем карточку, где лиса сидит на пенёчке, а на носу у неё колобок. Спрашиваем: кто это? (показываем на лису). А кто сидит у неё на носу? Как называется сказка? Предлагаем детям спеть песенку колобка.2. Д/игра: «На птичьем дворе».   Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.   Игровые правила. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.   Игровые действия. Звукоподражание.   Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:-Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-у-грру-грру».- А сейчас послушайте стихотворение, - продолжает воспитатель. - Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!          Наши уточки с утра…               Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!        Наши гуси у пруда…                 Га-га-га! Га-га-га!        А индюк среди двора…             Бал-бал-бал! Балды-бал!        Наши гуленьки вверху…           Грру-грру-у-грру-грру-у!          Наши курочки в окно…             Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!        А как Петя-петушок        Ранним-рано поутру        Нам споёт…                                 Ку-ка-ре-ку!3. Д/игра: «Еду-еду»Цель: Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.   Игровые правила. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.   Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.   Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?», дети цокают: «Цок-цок-цок». Воспитатель: «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.Еду - еду  К бабе, к дедуНа лошадкеВ красной шапке. Дети скачут галопом.   Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапочку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем охотно играют во время прогулки самостоятельно.Словесные игры1. «Мой малыш» Цель: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.Педагог обнимает малыша, приговаривая: Ты ж мой маленький, Мой хорошенький…2. «Поскакушки»Цель: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:Кушки – кушки, поскакушкиПрыг-скок, прыг-скок!Встали на ножки, по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок!3. «Ку-ку!»Цель: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения.Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывает его лицо:Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш!Игра повторяется несколько раз.4. «Что нам зайчик принес?»Цель: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи. Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать!Театрализованная деятельностьСказка: «Репка».Цель: Помочь детям через сказку помогать друг другу в трудной ситуации, формирование умения согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки, воспитывать умение подражать действиям животных.Материал и оборудование:-фигурки персонажей сказки из настольного театра;-сюжетные картинки по сказке;-персонажи сказки – куклы би-ба-бо/ мягкие игрушки;- муляж репки;- мяч жёлтый;- клубочки.Организационный момент: Воспитатель раскладывает персонажей сказки на столе, рассказывает сказку, а дети участвуют в действии по ходу рассказа, повторяя за действиями взрослого.Ход:Воспитатель: Дедушка приглашает нас с вами на огород помочь посадить репку (куклы – бибабо – рассматриваем, здороваемся).На огород ребята спешат, (ходьба)Дедушке помочь хотят.Зашагали ножки: топ- топ – топ, (ходьба в прямом направлении)Прямо по дорожке: топ – топ – топ. Мы шагаем друг за другом, (ходьба между стульчиками)Лесом и зелёным лугом.Перед нами огород.Дед за репкой нас зовёт.Будем деду помогать,Будем репу мы сажать.Посадил дед репку. (присели)Выросла репка большая – пребольшая (встали руки развели в стороны)Стали её тянуть: (присели)Тянем – потянем, вытянуть не можем. (руки развели в стороны)Бабку с внучкой мы позвалиРепку тянут – потянут, (наклоны вперёд)Вытянуть не могут.Жучка, жучка приходи, (имитация движений «иди сюда»)С нами репку потяни.Проснулась жучка, потянулась (потянулись)Вылезла из будкиИ прибежала нам помогать Тянем – потянем, вытянуть не можем. (наклоны вперёд, руки развели в стороны)Вдруг мы кошку увидали, (повторяем «Мяу – мяу!»)Мяу – мяу, ей сказалиТянем – потянем, вытянуть не можем. (наклоны вперёд, руки развели в стороны)Вдруг мы мышку увидали,Ловко – ловко прыгать стали (прыжки)Мышка, Мышка, помоги,Репку с нами потяни.Тянем – потянем, вытянули репку. (наклоны вперёд, хлопаем в ладоши)Мышка нам и помогла.Репку вытащила!- Смотрите, какая репка – большая, круглая, на что похожа репка? На мячики.- вот какие репки у нас выросли (появляется корзина с мячиками – Ой, рассыпались мячики, просим детей их собрать).С репкой поиграли,Собрали целый воз,А теперь мы отдохнём, И на коврик упадём!Сказка: «Курочка ряба»Цель: Вспомнить сказку, вызвать желание самостоятельно рассказывать сказку, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом, совершенствовать общую и мелкую моторику, активизировать речь и обогащать словарь детей.Оборудование: пальчиковый театр (дедушка, бабушка, курочка, мышка, игрушка цыплёнка, два яйца белое и жёлтое). Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Курочка ряба»,пальчиковая игра, подвижная игра «Прятки – цыплятки».Ход:Воспитатель: Ребята смотрите, кто к нам в гости пришёл?Курочка ряба: Здравствуйте ребятки!Воспитатель: Полюбуйтесь, какая красивая курочка – красный хохолок, чёрные глазки, жёлтый клюв… (Любование).Показ пальчикового театра «Курочка ряба».«Жили – были дед да баба, и была у них курочка ряба.Снесла курочка яичко.Яичко не простое, а золотое, расписное.Дед бил –бил, не разбил.Баба била – била, не разбила.Мышка бежала, хвостиком махнула,Яичко упало и разбилось.Дед плачет, баба плачет.Курочка кудахчет: ко – ко – коНе плачь, дед, не плачь, баба,Я снесу вам яичко другое,Не золотое, а простое.Воспитатель: Ребята, а давайте вы сейчас будете цыплятками,Игра «Прятки – цыплятки»Мы играем в прятки, спрятались ребятки (дети встают тесной стайкой)Спрятались ребятки, жёлтые цыплятки (руководитель накрывает их)Я по дворику хожу, деток я не нахожу (большим платком)Где мои ребятки, жёлтые цыплятки, («Курочка» ходит, ищет детей).Я к платочку подойду, может, там детей найду (Подходит к детям)Под платочком кто стоит и тихонечко пищит,-Пи – пи – пи…(дети пищат из – под платка).Вот мои ребятки, жёлтые цыплятки! («Курочка» снимает платок и радуется).Воспитатель: Цыплятами ребята побывали,И сказочку нам показали.Цыплята были очень хороши,Похлопаем друг другу малыши!