"Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников."
Автор: Цахаева Заира Зиябутиновна

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников. Цахаева З.З., воспитатель МБДОУ детский сад №14 «Сказка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой личности». А.В. Сухомлинский Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи.«Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.», - дает определение И.А. Светлова. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечнососудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами. Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Дошкольники с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: - овладеть навыком мелкой моторики; - сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику; - развить внимание, терпение, «внутренний тормоз» – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; - повышает работоспособность коры головного мозга; - улучшить психические процессы (внимание, мышление, память); - снять тревожность; - проявлять творческие способности. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи.Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такими играми ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.Литература:1.Абрамова Г.С. Возрастная психология – М.: Академия, 2015. 2.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М., 2012. 3.Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика[Текст]. – М., 2013.. 4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте//Психология развития. – СПб.: Питер, 2012.