Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1-й класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1-й класс
Автор: Исупова Елена Владимировна
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1-й класс
Цели:
развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку
определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;
развивать логическое мышление;
научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Задачи:
Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
Прививать интерес к русскому языку.
ФГОС:
Формируемые понятия: Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.
Предметные результаты: Узнают особенности букв е, ё, ю, я, ь. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я, и буквой ь.
УУД:
•Регулятивные: формировать умение работать в парах, самостоятельно.
•Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.
•Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.
Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый
Оборудование: тетради, цветные карандаши, раздаточный материал, учебник
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок весёлый
Вы урок начать готовы (готовы)
Руки (на месте)
Ноги (на месте)
Спинка (прямая)
Локти (у края)
Чистописание.
- Наша сегодняшняя минутка чистописания состоит из двух строчек:
- Что это за буквы (гласные)
- На первой строчке запишите а о у ы э
- На второй я ё ю и е
- Не забудьте выбрать королеву красоты
- Эти буквы будут нам сегодня верными помощниками на протяжении всего урока.
III. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодноЗамок выстроить за ночьЗлые силы превозмочьЧудеса творят любыеИ совсем они не злыеИм не нужны учебникиВедь их зовут вол……..
Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, Тим с удовольствием ест Мед, рисует только мелками и любит носить пиджаки
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит малину, носить Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)
- Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)
- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)
Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)
- Так чем же мы будем заниматься на уроке? ( Проблемный вопрос) (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
IV. Формирование новых понятий и способов действия. Работа над словарными словами
- Тим и Том вчера игралиРазбросали все кругом:Книги, ручки, покрывало –Дом сегодня весь верх дном.Чтоб на место все сложить:Мячик, чашки и цветыНам придется вспомнить:Первый звук, – “Какой же ты?”
- Берем линейку и карандаш и делим страничку пополам вертикальной чертой на 4 строчки. Получилось 2 столбика. В первом пишем Том, во втором Тим.
- И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.
(Карандаш, пенал, петух, машина, пальто, тетрадь)
- Посмотрите внимательно на все эти слова, кто догадался, что это за слова (словарные)
- Вот так с помощью волшебников мы с вами повторили словарные слова.
V. Физминутка.
А теперь мы станем с вами сами немножко волшебниками и превратимся в зайчиков
(приглашаются родители)
Скок-поскок, скок-поскок
Зайка прыгнул на пенёк
В барабан он громко бьёт
В чехарду играть зовёт
Зайцу холодно сидеть
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз
На носочках подтянись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-поскок
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
VI. Работа в парах
- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.
- Наши Тим и Том принесли вам портрет своего друга – звездочёта, но у него звездочки совсем бледные нам нужно помочь сделать их яркими.
- садимся парами, берем зелёные и синие карандаши и ориентируемся на первый звук в словах, которые я называю. Если слышите первый звук мягкий – раскрашиваете любую звёздочку зелёным цветом, твёрдый – синим. В парах можно совещаться вполголоса. А потом мы с вами проверим кол-во звёзд разного цвета.
(лист, ручка, парта, ряд, лиса, собака, комар, мыло, мел)
- Если у вас получилось больше синих звёздочек, то вы всё сделали правильно.
- Возвращаемся на свои места
VII . Дифференциация гласных. Чтение слогов.
- Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.
- У вас на парте лежат листы со слогами. Возьмите листочки и прочитайте слоги парами (на-ня, во-вё, ру-рю, ми-мы, тэ-те).
- Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика (твёрдо)
- Какие это согласные (твёрдые)
-Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? (а о э у ы)
- Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика? (мягко)
Какие это согласные (мягкие)
- Какие гласные помогают обозначить мягкость? (я е ё и ю)
- Посмотрите на наше чистописание
- Гласные первого ряда дружат с Томом, а гласные второго ряда дружат с Тимом.
- Ещё раз повторим вывод: гласные а о у ы э обозначают твердость впереди стоящих согласных, а гласные я е ё ю и обозначают мягкость впереди стоящих согласных
- Давайте проверим правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр 82 и прочитайте правило мудрой совы.
- Молодцы, сделали правильный вывод.
VIII. Применение правила.
Стр 82 (3)
- Прочитайте пары слов (рад – ряд, воз – вёз, лук – люк, мыл – мил)
- Все эти слова различаются не только гласными, но и по смыслу. И если мы неправильно напишем букву, то смысл слова совершенно изменится.
- Ученик рад хорошей оценке.
У нас билеты в первый ряд.
- Ребята пока мы читали волшебникам слоги и слова гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)
На берозах стучат датлы.У Вяли завали цвети.Луся лубит вышни.
- Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)
- Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.
IX. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
- Давайте украсим листочками наше волшебное дерево дружбы.
- Мы с Тимом и Томом говорим вам спасибо за урок, а у каждого на память останутся свои маленькие Тим и Том, чтобы вы никогда не путали мягкие и твёрдые согласные.