Самообразование как условие профессионального роста тренера-преподавателя


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование как условие профессионального роста тренера-преподавателя
Автор: Гнедко Ксения Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № .ВОЛГОДОНСКАСамообразование как условие профессионального роста тренера-преподавателяИнструктор-методистГнедко К.А.голгодонск2018г.Самообразование как условие профессионального роста тренера-преподавателяК тренеру-преподавателю в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональную компетентность тренера-преподавателя входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества тренера-преподавателя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Самостоятельную работу не смогут заменить многочисленные педагогические советы, заседания методических объединений, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают тренера на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.Существует многообразие форм самообразования. Рассмотрим основные из форм:1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Достоинство курсовой подготовки – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя и возможность обмена опытом между коллегами и единомышленниками.2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Достоинства данной формы: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Достоинства такой формы заключаются в возможность пройти их в удобное для педагогов время, а также выбрать тему по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.4. Индивидуальная работа включает в себя: - научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;- изучение научно-методической, учебной литературы и интернет ресурсов;- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;- посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов тренировочного процесса;- теоретическую разработку и практическую апробацию разных формучебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.5. Сетевые педагогические сообщества – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.Основные направления самообразования тренера-преподавателя:- профессиональное (предмет преподавания);- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);- правовое;- информационно-коммуникативные технологии;- охрана здоровья.В процессе самообразования тренер-преподаватель должен:- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения; - посещать учебно-тренировочные занятия коллег и участвовать в обмене опытом; - периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; - систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;- повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.Самообразование тренера-преподавателя будет продуктивным, если:- в процессе самообразования реализуется потребность тренера-преподавателя к собственному развитию и саморазвитию;- тренер-преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;- тренер-преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.При планировании самообразования у тренера-преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.Результаты самообразования тренера-преподавателя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):- повышение качества учебно-тренировочного занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники,программы, сценарии, исследования;- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;- доклады, выступления;- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).При выборе темы самообразования тренер-преподаватель должен руководствоваться уровнем своей профессиональной компетентностью, педагогическим стажем. Выбранная тема должна быть актуальной и научно-теоретически и практически значимой.Подводя итоги можно сказать, что современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Тренер-преподаватель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно-тренировочной деятельности, а так же приносит положительные результаты на соревнованиях различного уровня.