формирование начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: формирование начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни
Автор: Журавлева Галина Васильевна

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни
Составитель Г.В. Журавлева.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы формируется личность человека, закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Каждого из нас волнует множество вопросов, среди которых на первое место выходят следующие: как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому одной из основных задач, стоящих перед взрослыми, является воспитание здорового подрастающего поколения. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 г.) решет несколько важных задач и на первое место поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.
Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Разработчики Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования полагают, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Именно поэтому в ФГТ выделена отдельная образовательная область Здоровье. Содержание ее многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни. И не только у них, но и у их родителей и педагогов.
Мы предлагаем методические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по приобщению младших дошкольников к здоровому образу жизни. Для того, чтобы ребенок с раннего детства научился ценить и беречь свое здоровье, ему, в первую очередь, необходимо видеть перед собой старшего члена общества, здорового и заботящегося о своем здоровье и здоровье окружающих. Главным примером для ребенка становятся его родители и воспитатели детского сада, позднее – учителя в школе.
Мы предлагаем комплекс мероприятий для детей, педагогов и родителей, направленный на формирование начальных представлений младших дошкольников о ЗОЖ.
1. Работа с детьми.
Основные задачи
Мероприятия
Форма реализации
1.Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
2.Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4.Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило нельзя.
5.Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
1. Я. Я - человек. Мое имя.
Познавательная беседа
Мое тело.
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов
Чтобы зубы были крепкими.
Игра-драматизация
Я и мое настроение.
беседа, рассказ воспитателя
Овощи и фрукты – полезные продукты
2. Физкульт-ура!
Как вырасти здоровым.
беседа, рассматривание картинок, заучивание стихов, потешек
Наша зарядка.
беседа и игра
Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.
моделирование ситуаций
Давайте жить дружно.
игра-инсценировка
3. Наш день.
Твой режим дня.
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов
Грязные руки.
беседа, моделирование ситуаций
Про девочку, которая плохо кушала.
моделирование ситуаций, ролевые игры
Спать пора.
заучивание колыбельных песенок
4. Опасность.
Ребенок дома.
беседы, рассматривание картинок, моделирование ситуаций, дидактические игры
Спички.Огонь.
беседы, рассматривание картинок, моделирование ситуаций, дидактические игры
Электроприборы.
Удобная обувь, одежда.
дидактические игры
Правила поведения на улице города.
Светофор.
Будь внимательнее!
Я маленький пешеход.
дидактические игры
-тренинги, игры-забавы, подвижные игры
5. Мой-до-дыр! Чистота – залог здоровья.
сюжетно-ролевая игра
моделирование ситуаций
Правила поведения за столом.
Чистота игровой комнаты.
Что такое хорошо, что такое плохо.
моделирование ситуаций, сюжетно-ролевые игры
Игры на развитие ощущений собственного тела, тактильных восприятий, умения взаимодействовать со сверстниками
Ладошки
Воспитатель предлагает вытянуть ладошки вперед. Напевая песенку, педагог ходит вдоль детей, хлопая ладошкой по ладошкам детей:
Дай, похлопаю ладошкой
По твоей совсем немножко
Подставляй-ка их скорей
Шлеп, да шлеп, веселей!
Дети разбиваются по парам и гладят ладошки поочередно друг другу:
Дай ладошку, моя крошка
Я поглажу по ладошке
Гладим мы стараемся
Вместе получается!
Аппликации из ладошек.
Ежик
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени или ложится и сворачивается клубочком. Дети и воспитатель встают вокруг него и поют.
Шли по лесу не спеша
Вдруг увидели ежа
Ежик, ежик, мы друзья
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к ежику.
Медвежонок
Ребенок, играющий Мишку берет мягкую игрушку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Дети водят хоровод вокруг него.
Медвежонок, медвежонок,
спит в своей берлоге
Громко не кричите,
Мишку не сердите.
Тихо подходите, ласково будите.
Дети подходят к медвежонку и будят его, аккуратно, ласково прикасаясь к нему.
Стенка, стенка
Стенка, стенка,
Потолок
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок !
Взрослый касается пальцами щек, лба, носа, подбородка ребенка.
Затем упражнение выполняется пальцами самого ребенка.
Черепаха
Шла купаться черепаха.
И кусала всех со страху
Кусь, кусь, никого не боюсь!
Взрослый пальцами изображает черепаху, пощипывает ребенка, грозит указательным пальцем.
аппликация из бумаги
Игры на самопознание
Движения выполняются по тексту.
Глазки
Я смотрю на мир гла…(зами)
С длинными ресницами
Глазками моргаю
Мир воспринимаю.
Это - ты, а это - я.
Ты хороший у меня
Мой подарок дорогой
И не нужен мне другой!
На последних словах, дети обнимаются.
Ножки
Ты знаешь? Я-то знаю.
Чем я то-па-ю?
А топаю я нож…(ками).
В красненьких сапожках.
Уши, щеки, нос, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь
Ножками топ-топ-топ
Ручками хлоп-хлоп.
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли в садик погулять.Ходим-ходим мы по лугу,Там цветы растут по кругу.Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать.1-2 строчки - пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.3-4 строчки - указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.5-6 строчки - считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли - отдохните,Ваши пальчики встряхните.Сгибайте ваши пальчики,Совсем как ушки зайчики.1-2 строчки - расслабляем руки и встряхиваем их.3-4 строчки - обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.Стихотворение и все движения можно повторить.
Волк раскроет свою пасть,Хочет зайчика украсть:Щелк да щелк, и снова щелк!Не поймает зайца волк.Пастью щелкает напрасно -Заяц бегает прекрасно!1-4 строчки - указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем пастью на обеих руках.5–6 строчки - расслабляем пальцы на обеих руках и бежим ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.
В домике сидит волчок,Он глядит на вас в глазок,Может дверку приоткрытьИ за пальчик укусить.Если больно, то немножкоРазотри свои ладошки!1-2 строчки - из обеих кистей рук делаем подзорную трубу или бинокль и приставляем к глазам.3-4 строчки - из одной ладони делаем волчью пасть, как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к пасти и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.5-6 строчки - легкими движениями растираем ладони одна о другую.
Избушка на лужочке,Двери на замочке.Ключик быстро подберемИ избушку отопрем.Отряхнем ладошки,Отдохнем немножко.1 строчка - делаем домик из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.2 строчка - соединяем пальцы в замок.3-4 строчки - выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.5-6 строчки - размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
Ежик Николка под елку свалился,Ежик Николка по травке катился.Брюшко решил он на солнце погреть,Ну и конечно, слегка загореть.Солнышко скрылось, ежик замерз,Успел загореть только маленький нос.1-2 строчки - сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.3-4 строчки - разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.5-6 строчки - пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
Пошла гулять МаринкаПо узенькой тропинке.У леса на лужочкеРвала она цветочки.Пока домой бежала,Цветочки растеряла.1-2 строчки - указательными и средними пальцами обеих рук ходим по столу.3-4 строчки - соединяем подушечки пальцев на обеих руках и рвем цветы, то раскрывая, то закрывая щепоть.5-6 строчки - раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, бежим домой.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯI. Потягивание И. п.- из позиции лежа на спине.
1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".
2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а". (Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой и правой стороны тела).
3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на". (Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление).
II. Массаж живота И. п. - лежа на животе.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (Цель: улучшить работу кишечника).
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
III. Массаж грудной области И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная". (Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя).
2. "Заводим машину". Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3. Сняв все пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - "машина завелась"). IV. Массаж шеи И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале. (Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи). V. Массаж ушных раковин И. п. - сидя по-турецки.
Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
3. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см. (Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
VI. Массаж головы
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4."Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок". (Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови).
VII. Массаж лица
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился. (Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой).
VIII. Массаж шейных позвонков Игра "Буратино"
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево. (Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе).
IX. Массаж рук
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду".
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки о здоровье
Пословицы и поговорки передаются от поколения к поколению с древнейших времен. Они никогда не теряют своей актуальности, потому что в них собрана вся народная мудрость. Поговорки как неоспоримые законы учат нас житейской смекалке, отражают быт и повседневные мысли людей. Короткие и емкие, поучительные и наставляющие - вот как можно охарактеризовать этот вид устного народного творчества и вот почему так важно рассказывать ребенку пословицы и поговорки. Они развивают детское воображение, улучшают память, расширяют кругозор и одновременно наставляют его, как поступать хорошо, а как - плохо.
При этом каждую пословицу необходимо объяснять ребёнку понятным для него языком, ведь многие из них написаны и сохранены в нашей памяти с неподражаемой старорусской стилистикой, и маленькие детки не всегда смогут воспринимать эти речевые обороты правильно.
Пословицы о здоровье для детей помогут ребенку воспитывать в себе любовь к здоровому образу жизни, к природе, сформируют у него правильные мысли о полезном питании и поведении, и как следствие, помогут Вам правильно воспитать вашего малыша. Ваша задача - помочь ребенку вникнуть в суть пословицы.
Рассмотрим на примере всем известной присказки Лук от семи недуг. Эта понятная нам пословица вызовет недоумение у ребенка, потому что такой неприятный детям овощ как лук не может ассоциироваться с чем-то положительным, ведь он горький и вызывает слезы. Прежде всего, объясните ребенку значение слова недуг, а потом расскажите, что в луке содержится много полезных веществ, помогающих организму бороться с болезнями. Таким образом ребенок быстрее поймёт смысл и запомнит это выражение.
Здоровье дороже богатства.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Болезнь человека не красит.
Здоров на еду, да хил на работу.
Береги платье снова, здоровье смолоду.
Добрый человек здоровее злого.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Желание выздороветь помогает лечению.
Здоровье дороже денег.
Здоров буду и денег добуду.
Здоровья не купишь.
Лук семь недуг лечит.
Вечерние прогулки полезны, они удаляют болезни.
Здоровому всё здорово.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Самого себя лечить, только портить.
Потешки и песенки для детей
ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого и младшего дошкольного возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания. Содержание потешек разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.
Большие ногиШли по дороге:Топ-топ-топ,Топ-топ-топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ, топ-топ-топ!Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Водичка-водичка,Умой деткам личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.
Еду-еду к бабе, к дедуНа лошадке, в красной шапке,По ровной дороженьке,На одной ноженьке,В старом лапоточке,По рытвинам, по кочкам,Всё прямо и прямо,А потом вдруг в ямуБух!
Котя, котенька-коток,Котя - серенький хвосток!Приди, котик, ночевать,Мою детоньку качать, прибаюкивать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кусок пирогаДа кувшин молока.
Ходит сон по хатеВ сереньком халате.А сониха - под окномВ сарафане голубом.Ходят вместе они,А ты, доченька, усни.
Ладушки, ладушки!Где были?У бабушки.Что вы ели?Кашку.Пили?Простоквашку.Простоквашка вкусненька,Кашка сладенька,Бабушка добренька!Попили, поели, шу-у-у:Домой полетели,На головку сели,Ладушки запели.
Как у нашего котаШубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы,Глаза смелые,Зубки белые.
Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект [электронный ресурс].- http://минобрнауки.рф /2280/13.06.14-%D0.pdf