Программа "Фетр-техника"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Фетр-техника"
Автор: Лесагина Елена Викторовна

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Алые паруса»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Фетр- техника»Направленность программы: художественная Срок реализации: 1 сменаВсего часов – 2-12ч. Возраст – 7-18лет Автор-составитель: Лесагина Елена Викторовна, педагог дополнительного образования с. Крестово Городище2018гСОДЕРЖАНИЕ
  • КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:
  • Пояснительная записка
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фетр-техника» ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса» разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., 1.1 Направленность программы: художественная 1.2Актуальность программы Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно-прикладного искусства, развивать свои креативные способности Данная программа представляет собой разработанный курс художественно эстетического направления, работы с тканью, изготовления мягких , плоских и объемных игрушек из фетра. В процессе обучения, по данной программе, ребенок подробно, углубленно знакомится с художественной техникой «Фетр-техника».Учится грамотно сочетать ее с другими художественными техниками при создании авторских работ. Фетр очень популярный среди рукодельниц материал. Это довольно плотная спрессованная шерстяная масса, которая, нарезана на листы определенных размеров или закатана в рулон. Игрушки и поделки из фетра пользуются большой популярностью. Из фетра можно шить различные украшения, декорировать им обложки блокнотов, фотоальбома, украшать подарки и покрывала. Производство фетра довольно уникально и вполне напоминает процесс изготовления бумаги, фетр также можно резать, клеить. Одним из неоспоримых достоинств фетра является не осыпающийся край деталей при работе, поэтому именно этот материал рекомендуют использовать при знакомстве детей с рукоделием. У ребенка появятся начальные навыки работы с фетром – он будет уметь вырезать разнообразные формы и работать с ножницами, клеем, иголкой и нитью. Преимуществами фетра являются широкая гамма цветов, различная толщина и формат, удобная гладкая поверхность, отсутствие «лица» и «изнанки» материала. Этот материал также не образовывает бахромы, поэтому его легко вырезать, клеить и пришивать. Фетр бесконечно сочетается с любыми другими материалами именно поэтому в детском художественном творчестве, фетру отводится особое место. Фетр техника удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью клея и шитья, необходимые яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. 1.3Отличительные особенности программы . Отличительные особенности программы, в том, что она разработана для реализации в ОГБДУ «Центр « Алые паруса», она краткосрочна, рассчитана на 2,4,8,12 часов, приспособлена к особым условиям центра:- краткосрочному пребыванию детей в центре;-переменности контингента, разновозрастному составу детей. Программа дает возможность профессиональной ориентации- учащихся, знакомит их профессиями, развивает творческий подход. 1.4Адресаты программы Программа предназначена для участников профильных смен в ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса», детей, в возрасте 7–18 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Набор учащихся в детское объединение – добровольный.Численный состав обучающихся в группе от 10 до 15 человек. 1.5Срок освоения программы Срок освоения программы рассчитана :-на 2 часа для смен продолжительностью 3-4 дня-на 4 часа для смен продолжительностью 5-7 дней-на 8 часов для смен продолжительностью 10 дней-на 12 часов для смен продолжительностью 21 дней. 1.6 Режим занятий В смену продолжительностью 3-4 дня, занятия проходят один раза по два академических часа с десятиминутным перерывом.В смену продолжительностью 5-7 дней, занятия проходят два раза по два академических часа с десятиминутным перерывом.В смену продолжительностью 10 дней, занятия проходят четыре раза по два академических часа с десятиминутным перерывом.В смену продолжительностью 21 день, занятия проходят два раза в неделю по два академических часа с десятиминутным перерывом. 1.7Формы организации образовательного процессаФорма обучения – очная. В основе обучения лежат групповые и индивидуальные занятия. Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работыиндивидуальнаяиндивидуально-групповаягрупповаявиды занятий:играбеседарассказпрактическая работасамостоятельная работаконкурсвыставка.
  • Цель программы и задачи:
  • Цель - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами фетра техники, как художественного способа конструирования . Задачи:познакомить обучающихся с историей возникновения игрушки; - -обучить приемам работы с фетром; -раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; -развить художественный вкус; -умение анализировать; -создать своими руками игрушки.В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:Обучающие:-обучение приемам и технологий изготовления деталей, работы с фетром;-обучение комбинирование различной техники при изготовлении игрушки;-обучения основам цветоведения; Развивающие: -развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;-создавать условия к саморазвитию детей, познавательной и творческой активности; азвивать способность к анализу, гибкости и мобильности в поисках собственных решенийВоспитательные:-прививать интерес к художественному творчеству;-воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;-формировать адекватность самооценки;-развивать чувства собственного достоинства, самоуважения, уверенности в себе.Содержание программы.Учебный план на 2 ч. (для смены продолжительностью 3-4 дней)Для детей разновозрастной группы.
  • Введение в программу. Обучение основам техники
  • «Фетр-техника»Теория: Цели и задачи обучения. Содержание занятий. Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочих мест. Инструктаж безопасности труда. Ознакомление с новым видом изготовление поделок в технике фетр. Демонстрация: образцы готовых поделок, иллюстраций, схем.Практика: Принцип выполнение работы в фетр-технике по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Подбор фона. Освоение приёмов. Подбор цвета. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.Учебный план на 4 часа. (для смены продолжительностью 5-7дней)Для детей разновозрастной группы. Содержание программы.Введение в программу. Обучение основам « фетр-техники» Теория: Цели и задачи обучения. Содержание занятий. Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочих мест. Инструктаж безопасности труда. Ознакомление с новым видом изготовление поделок в технике фетра. Демонстрация: образцы готовых поделок, иллюстраций, схем. Практика: Принцип выполнение работы в технике "Фетра-техники" по готовым шаблонам. Пошаговая инструкция. Подбор цвета. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.Чехол для телефона (работа по готовым шаблонам)Теория: Принцип выполнение работы в технике "Фетр- техника" по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструктаж по технике безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.(для смены продолжительностью 5-7дней)Для детей разновозрастной группы. Учебный план на 8 часов(для смены продолжительностью 10 дней) Для детей разновозрастной группы. Содержание программы.Введение в программу. Обучение основам техники.Теория: Цели и задачи обучения. Содержание занятий. Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочих мест. Инструктаж безопасности труда. Ознакомление с новым видом изготовления поделок в технике фетра.Демонстрация : образцы готовых поделок, иллюстраций, схем.Практика: Принцип выполнение работы в технике "Фетра-техники" по готовым шаблонам. Пошаговая инструкция. Подбор цвета. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.Чехол для телефона (работа по готовым шаблонам)Теория: Принцип выполнение работы в технике "Фетр- техника" по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.Выставка готовых работ.Для детей разновозрастной группыИгольница Теория:Принцип выполнение работы в фетр техники по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приемов работы: предварительная разметка шаблона, контур игольницы, складывание, разрезание, сшивание деталей .Последовательность их выполнения. Изготовление игольницы и ее оформление. Определение числа деталей, их формы, размер , цвет, взаимное расположение.Роза из фетраТеория:Принцип выполнения работы из фетр- техники по готовым схемам.Пошаговая инструкция. Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приемов работы: предварительная разметка шаблона, рисование, вырезание, скручивание, закрепление материала, доведение до готовности цветка.Учебный план на 12 часов(для смены продолжительностью 21 день)для детей разновозрастной группы.Введение в программу.Обучение основам «фетр - техники»Теория: Цели и задачи обучения. Содержание занятий. Правила поведения в кабинете. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочих мест. Инструктаж безопасности труда. Ознакомление с новым видом изготовления поделок в технике фетра.Демонстрация : образцы готовых поделок, иллюстраций, схем.Практика: Принцип выполнение работы в технике "Фетра-техники" по готовым шаблонам. Пошаговая инструкция. Подбор цвета. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение. Чехол для телефона (работа по готовым шаблонам)Теория: Принцип выполнение работы в технике "Фетр- техника" по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструктаж по т/б.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приёмов работы: предварительная разметка, складывание, разрезание, склеивание. Последовательность их выполнения. Изготовление поделок и их оформление. Проведение простейших измерений, определение числа деталей, их формы, размеров, взаимное расположение.(для смены продолжительностью 5-7дней)Для детей разновозрастной группыИгольница Теория:Принцип выполнение работы в фетр техники по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приемов работы: предварительнаяразметка шаблона, контур игольницы, складывание, разрезание, сшивание деталей.Последовательность их выполнения. Изготовление игольницы и ее оформление. Определение числа деталей, их формы, размер , цвет, взаимное расположение.Роза из фетраТеория:Принцип выполнения работы из фетр- техники по готовым схемам.Пошаговая инструкция. Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть.Подбор цвета, размера. Освоение приемов работы: предварительная разметка шаблона, рисование, вырезание, скручивание, закрепление материала, доведение до готовности.Рамка для фотографииТеория:Принцип выполнения работы из фетра-техники по готовым схемам.Пошаговая инструкция.Инструктаж по техники безопасности.Практическая часть:Подбор цвета, размера, формы. Освоение приемов работы:Предварительная разметка , рисование, вырезание, склеивание, украшение.Выставка работ.Елочная игрушка.Теория: Принцип выполнения работы в техники «фетр - техники» по готовым схемам. Пошаговая инструкция. Инструкция по техники безопасности.Практическая часть. Подбор цвета, шаблона и выкройки.Освоение приемов работы: предварительная разметка, рисование по шаблону, вырезание, склеивание, украшение.Выставка работ1.4. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыОрганизация внеурочной деятельности по данной программе создает условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: -уважение к полезному труду, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; -проявление коммуникативных качеств, культура общения со сверстниками; -навыки совместной деятельности в коллективе; Метапредметные результаты:пособность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; -проявление чувственно двигательных функций: наблюдательности, зрительной память, мелкой моторики рук, глазомера, образного и пространственного мышления;Предметные результаты-приёмы и правила пользования инструментами;своение практических навыков работы с фетром: - вырезать из фетра квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг;-пользоваться распространёнными инструментами ручного труда (ножницами, , линейкой, карандашом)- правильно организовывать рабочее место;- выполнять разметку несложных изделий на доступных материалах при помощи линейки и шаблонов;2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Комплекс организационно - педагогических условий:Календарный учебный график2.2. Условия реализации программыДля успешной реализации программы «Фетр-техника» необходимо наличие следующих факторов:Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и ТБ;Материально-техническое обеспечениеДля занятий в кружке необходимо иметь:Инструменты: Фетр разного цвета; картон белый, клей ПВА, клей-карандаш; ножницы; кисточки; карандаши; линейкаОборудование:столыстульядосканаглядный материал2.3Формы аттестации/контроля Контроль проходит в процессе анализа и оценки детских работ, в ходенаблюдения за деятельностью учащихся. Отслеживание результате наблюдение, диагностика .Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Результативность деятельности учащихся в творческом объединении оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе творческого объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности учащихся. Оценка детских работ происходит по следующим критериям: беседа наблюдение вопрос анкетирование анализ работ выставкаПромежуточный контроль проводится в форме опроса-заданий по выбору педагога.Итоговая проверка знаний, умений и навыков проводится в форме выставки детских работ.
  • Оценочные материалы
  • Диагностика достижений учащихсяДиагностика прогнозируемых результатов проводится в соответствии с листом оценки.Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребёнка:Удовлетворительно:качество работы и соответствие ее художественным требованиям.Хорошо:качество работы и соответствие ее художественным требованиям.четкое соблюдение последовательности технологических приемов.Отлично:качество работы и соответствие ее художественным требованиям.четкое соблюдение последовательности технологических приемов.художественная выразительность и оригинальность работ. Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин.Формами подведения итогов работы могут быть:, выставки, , самооценка, коллективное обсуждение и др.Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед детьми. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками АнкетыАнкета знакомстваДорогой друг!Просим тебя ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. (Анкетирование детей при краткосрочности смен)
  • Имя_______________________________________________________
  • Возраст____________________________________________________
  • Знаешь ли ты, что такое фетр-техника ?
  • Нравятся ли тебе поделки из фетра?_________________________
  • Делал ли ты сам поделки из фетра?__________________________
  • Хотел ли ты попробовать, что- то смастерить?____________________
  • Спасибо!Ждём тебя в нашем кружке!ИТОГОВАЯ АНКЕТА Просим тебя ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. (Анкетирование детей при краткосрочности смен)
  • Имя________________________________________________________
  • Возраст_____________________________________________________
  • Что такое фетр?__________________________________________
  • Самые ходовые формы фетра?______________________________
  • Родина фетра____________________________________________
  • Понравилось ли тебе выполнять фетр-техника?________________
  • Спасибо!ВХОДНАЯ АНКЕТА Для смен, продолжительностью 21 день Для тебя предлагается анкета с вопросами, один из вариантов нужно обвести кружком либо дописать свой ответ в графе. Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации твоего досуга.Данные о себе:Фамилиямя ______________________________________________________Возраст____________________________________________________________Район откуда приехал ______________________________________________Школа, класс_______________________________________________________1. Каким образом ты попал в наш кружок? - записался сам по собственной инициативе; - записался сам по приглашению педагога; - по совету друга (подруге).2. Работал ли когда-нибудь с полосками бумаги?- работал;- имею общее представление;- не занимался никогда.3. Считаешь ли ты, что занятия у нас в кружке, могут принести тебе пользу?- большую;- небольшую;- возможно, пригодятся в жизни.4. Посещая занятия:- ты хочешь узнать ________________________________________________- ты хочешь научиться _____________________________________________- ты хочешь суметь ________________________________________________5. Твой успех на занятиях зависит от:- тебя самого;- соратников по группе;- педагога;- таланта;- усидчивости, упорства и терпения;- всего понемногу.6. С каким настроением ты посещаешь наши занятия?- с удовольствием;- особой радости не испытываешь;- посещаешь по напоминанию других;- готов заменить любые другие мероприятия нашими;- из уважения к окружающим.Спасибо!ИТОГОВАЯ АНКЕТАДля смен, продолжительностью 21 день Для тебя предлагается анкета с вопросами.Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации твоего досуга.Данные о себе:1.Ф.Имя _________________________________________________________2. Возраст________________________________________________________3.Район, откуда приехал ____________________________________________4. Школа, класс____________________________________________________5. С каким настроением ты посещал (а) наши занятия?- с удовольствием;- особой радости не испытываешь;- посещаешь по напоминанию других;- готов заменить любые другие мероприятия нашими;- из уважения к окружающим.6. Хотел бы ты снова попасть в наш кружок «Чудеса из полосок»?__________________________________________________________7.Мои впечатления о кружке:___________________________________________________________________________________________________________8.Мои пожелания:_____________________________________________________________________________________________________________________Большое спасибо за ответы!
  • Методические материалы
  • Программа детского объединения «Фетр - техника» основана на общечеловеческих и национальных ценностях, культуре общения. Программа направлена на формирование у учащихся интереса к полезному труду, на развитие терпения и упорства. Работа в кружке должна воспитывать в детях творческое мышление и желание сделать, что-либо своими руками: развивать детскую фантазию и вкус, приобщать детей к дисциплине и бережливости, подарить им счастье творчества. Занятия рукоделием привлекают учащихся результатами труда. На занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить свои знания, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным. Первый час занятия основной –даёт теоретические знания. Поэтому, есть возможность реализации программы при разной продолжительности смен. Каждое занятие результативно. Дети уходят с занятия с готовым изделием. С первых занятий надо приучать учащихся аккуратно пользоваться фетром, так как от этого зависит внешний вид изделия и его качество. Занятия кружка должны проводиться в светлом, сухом и достаточно просторном помещении, оборудованном витринами для готовых изделий, плакатами и рисунками со схемами изделий. Для занятия необходимы образцы готовых изделий и шаблоны. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе ножницами. Основные составляющие занятий: 1. Организационная частьвоспитательный момент ;подготовка рабочего места;объявление темы;постановка учебной задачи. 2. Теоретическая часть инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – во время выполнения практической работы; итоговый.3.Практическая работа поэтапное, последовательное выполнение работы; подготовка материалов и инструментов; выполнение работы.4.Заключительная часть подведение итогов, анализ, оценка работ; приведение в порядок рабочего места.Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Формы и методы работыТехнология реализации программыДля реализации программы используются следующие формы работы:- групповая- подгрупповая- индивидуальнаяМетоды и приёмыМетоды, в основе которых лежит способ организации занятия:- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ выполнения педагогом, работа по образцу и др.)- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;- частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.Основные педагогические принципы:- от простого к сложному; - наглядности;- самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;- доступности;- творческой активности;Список литературы:1. Программа кружка «Мягкая игрушка из фетра»2016г.2.Программа внеурочной деятельности «волшебство из фетра»2018г3. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей./Сост: Л.Н. Буйлова.- М.:ГОУГРСДОД, 2003.-64с4.Концептуальные и организационные основы дополнительного образования у детей. Под ред А. В. Золоторевой5.Зайцева. А. « Войлок и фетр».Эксмо 2011г.Интернет ресурсы:https://nsportal.ru.