Инновационные технологии в работе объединения «Веселая мозаика»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии в работе объединения «Веселая мозаика»
Автор: Гасанова Ирина Викторовна
Инновационные технологии в работе объединения «Веселая мозаика»Гасанова И.В., педагог дополнительного образования МУДО ДДТВ наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традиционным техникам, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.Педагог должен успевать идти в ногу со временем: обладать высоким профессионализмом, творческим потенциалом, быть мобильным и готовым к восприятию инноваций, вовлекать их в различные виды своей деятельности, уметь действовать по-новому. Без постоянного развития и учебы мы не сможем участвовать в инновационном процессе. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.Какие инновационные технологии может использовать педагог, обучающий и приобщающий учащихся декоративно-прикладному творчеству? Можно рассмотреть некоторые инновационные технологии, которые могут быть использованы при приобщении детей к прикладному творчеству. В настоящее время существует несколько направлений, где возможно применение инновационных технологий в области декоративно-прикладного творчества:инновационные технологии в области конструирования, дизайна, культуры и декоративно-прикладного творчества;национальный костюм: история и современность;сочетание традиций и новаторства в декоративно-прикладном творчестве;использование стилевых особенностей и импровизаций в создании предметов декоративно-прикладного творчества;инновационные технологии в создании художественных изделий;тенденции развития рынка подарков и деловых сувениров;изделия художественных промыслов из природных материалов;реализация различных проектов в области декоративно-прикладного творчества.Главными инновациями в области декоративно-прикладного творчества в практике выступают:компьютерные технологии;использование новых материалов, сюжетов и мотивов для создания изделий, а также современных методов и приемов.Я, как человек, увлеченный современными видами декоративно-прикладного творчества, решила в своей программе «Веселая мозаика» сделать акцент на модные направления рукоделия и сегодня хотела бы поделиться с вами новшествами в уже ставших традиционными техниках, таких как аппликация и изготовление открыток, а именно направлением – кардмейкинг. Слово «кардмейкинг» соединяет в себе две основы «card» (открытка) и «make» (делать). Под английским понятием на самом деле кроется древнекитайское искусство создания поздравительных открыток, приглашений к важнейшим праздникам, и красивых записок с пожеланиями.Чтобы заинтересовать декоративно-прикладным творчеством учащихся, им необходимо сразу увидеть результат своего труда. Поэтому на начальном этапе освоения техники, учащиеся выполняют небольшие изделия. Самый простой в изготовлении, но одновременно дорогой подарок, который может выразить теплые чувства, пожелания дорогим и близким людям – это открытка. Обычно, при изготовлении открыток, мы используем какую-либо одну технику. Но я на занятиях с учащимся, при изготовлении открыток, а теперь уже и картин, панно, стала объединять несколько техник в одной работе, например, скрапбукинг, квиллинг, вырезалки (вытынанки) и канзаши, так как после выполнения практических работ в этих техниках у учащихся остаётся много элементов и заготовок, которые можно ещё как-то использовать. Тогда и появилась идея соединить их в одной работе. Искусство создания и декорирования поздравительных открыток с помощью самых разных подручных материалов и с применением различных техник является современным направлением в традиционной технике аппликация, которое получило название кардмейкинг. Многие думают, что для того, чтобы заниматься кардмейкингом, необходимо закупить много различных материалов, специальную бумагу, инструменты, различные украшения, как например, в изготовлении открыток, сделанных в стиле скрапбукинг, а стоит это все не дешево. Действительно, открытки, выполненные с использованием всех этих штучек, характерных для скрапбукига, считаются самыми красивыми, но, если у вас нет всяких фигурных дыроколов, штампиков, специальных украшений, это еще не означает, что вы не можете сделать такую же красивую открытку своими руками. Ведь картон, нитки, пуговицы, бусинки, ленточки, краски всегда найдутся в доме. Итак, давайте посмотрим, какие материалы и инструменты могут использоваться при изготовлении открыток своими руками в направлении кардмейкинг: 1. Бумага – это основной материал, который будет необходим. Это может быть обычный картон (белый или цветной), обычная цветная бумага, фольга, упаковочная бумага любой фактуры – это все можно найти в обычных магазинах, да и дома наверняка такое имеется. Можно купить и специальную бумагу для скрапбукинга – это конечно более предпочтительный вариант, т.к. эта бумага отличается качеством и разнообразием узоров и красок. Ну и в конце концов, можно сделать бумагу своими руками – это различные способы состаривания, окраски с помощью кофе или чая, с помощью брызг краски и т.д. 2. Элементы декора – вот тут по истине бесконечно много источников - это бусины, бисер, пайетки, пуговицы, шнурочки, ленточки, кружева, тесьма, различные лоскутки ткани, перья, засушенные листья, колоски, цветочки, зерна кофе, различные крупы, специи и т.д. В специальных магазинах можно приобрести готовые украшения – искусственные цветы, фигурки, брадсы, люверсы, полубусины, высечки, чипборд, стикеры и много всего еще там можно приобрести, были бы деньги.3. Инструменты – это клей, желательно двусторонний скотч, ножницы – все, что можно найти дома. Ну а дополнительно можно приобрести всякие специальные инструменты, которые используются в скрапбукинге.Техники, используемые для изготовления открыток в направлении кардмейкинг:Скрапбукинг – эта техника чаще всего используется сейчас для изготовления открыток. В ход идут все материалы и инструменты, используемые в скрапе, а также скетчи, стили и техники, такие как тиснение, эмбосинг, штампинг. Единственное, чем отличается страница скрап-альбома от открытки – на открытке, как правило, не размещают личных фотографий, а используют различные картинки, распечатанные или вырезанные. Декупаж. Эта техника предполагает использование вырезанных бумажных мотивов. Мотивы можно вырезать из бумажных салфеток, различных журналов, других готовых открыток. Благо, тут нам не нужно беспокоиться, как бумажный мотив приклеится к поверхности – мы же будем клеить на бумагу. Этот способ очень хорошо подойдет тем, кто еще не успел приобрести специальную узорную бумагу для изготовления открыток. А если проявить фантазию, то можно создать очень красивые мотивы, для ваших открыток используя для открытки технику декупаж на яичной скорлупе. Айрис фолдинг (Iris Folding) - заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Элементы этой техники отлично подходят для изготовления открыток. Существует множество различных схем, по которым можно сделать отличные мотивы и использовать их для изготовления открыток. (Pop up) – техника изготовления объемных открыток. Для этого существуют специальные готовые pop-up схемы, используя которые можно создать объемные открытки небывалой красоты. Квиллинг – это изготовление декоративных элементов путем скручивание бумажных полосок в спираль. Эта техника дает очень большой простор для творчества и не требует особых вложений. Канзаши – традиционные японские украшения для волос. Еще вчера канзаши носили те, кто носит кимоно или невесты. Сегодня это украшение можно увидеть на волосах, одежде, аксессуарах практически у каждой девушки. В повседневной жизни чаще встречаются цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Изготавливаются они из квадратных отрезков тканей техникой, известной как цумами канзаши (от японского «tsumami», складывание). Каждый квадрат ткани сворачивается при помощи щипцов и превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью нити или клея, чтобы получилась последовательность цветов. Оригами - эта техника также часто используется при изготовлении открыток, например в виде сложенного из листа бумаги рубашки, платья и другие предметы. Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом, можно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Это основные техники рукоделия, используемые для кардмейкинга. Но есть еще несколько техник, менее распространенных, но о которых я хотела бы упомянуть, возможно, это даст вам почву для фантазии и немедленного воплощения.Орнаре (Ornare) - нанесение дырочек, выкалывание узора иголкой по шаблону, другое название этой техники - Прикинг (Pricking). Существуют специальные схемы, используя которые вы создаете обычной иголкой изумительные орнаменты на бумаге. Пергамано (Pergamano) - это техника изготовления открыток (и не только) на пергаментной бумаге, или кальке, при помощи тиснения и перфорирования. Бумага для пергамано представляет собой плотную кальку – 150 г/м2. Обычная калька, которая продается в канцелярских магазинах, не подойдет, так как она слишком тонкая, чтобы выдержать такое “грубое” обращение. Калька для пергамано отличается еще и тем, что если провести по ней чем-то твердым, то на ее поверхности остается белый след, благодаря чему и получаются узоры. Таким образом, инновационные технологии, инновационные подходы, инновационные приемы и методы - это все примеры творческой педагогической деятельности, которые сходны в главном - увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности учащихся.