«Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов»
Автор: Пастухова Ирина Владимировна
Тренинг для педагогов ДОУ «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов»Цель: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.В ходе тренинга решаются следующие задачи:- продемонстрировать преимущества командной работы;- усовершенствовать общение в команде;- освоить навыки обратной связи;- получить удовольствие от совместной работы.Оборудование: канц. булавки, бумага, карандаши, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.Участники: воспитатели детского сада.Время проведения: 1,4 ч.Структура тренинга включает в себя три блока:введение: знакомство, введение правил работы.основная часть, в ходе которой отрабатываются навыки работы в коллективе по устранению барьеров.заключение: поведение итогов.Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.Ход тренинга:Вступление – 2 мин.- Здравствуйте! Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, ведь не секрет, что бывают недопонимание между коллегами и сотрудниками. Что же такое конфликт? Конфликт – это встреча двух и более разных мнений, при которой ни одна из конфликтующих сторон не принимает позицию другой стороны.- А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.- Наш тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям. Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.Правила:- Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.- Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.- Правила приняты.Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.«Знакомство» – 2 мин.- А сейчас настало время познакомиться. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге? Назовите качество, характеризующее вас, на первую букву вашего имени.Основная часть – мин.Упражнение 1. «Путаница» – 10 мин.Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.Упражнение 2. «Мое представление конфликта» - 10 мин.- Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.К –О –Н –Ф –Л –И –К –Т –Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?- А теперь предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня – это…».Упражнение 3. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.- На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:Конструктивные стороны конфликта:Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагомДеструктивные стороны конфликта:Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.Представление о победителях или побежденных как о врагах.Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.Упражнение 4. «Тонкая бумага» – 5 мин.Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.Упражнение 5. «Два сердца» – 10 мин.Инструкция. «Вы сейчас все - профессиональные хирурги крупной американской клиники. Каждый из вас ведет своего пациента, которому необходима срочная пересадка сердца. Но ситуация осложняется тем, что сейчас в клинике в наличии только два сердца, годных к пересадке. После обсуждения, которое вы проведете так, как считаете нужным, вам необходимо принять решение, каким двум пациентам будет сделана операция по пересадке сердца. Решение необходимо обосновать и сообщить родственникам всех пациентов».Краткие характеристики пациентов:- женщина, китаянка, 35 лет, руководитель группы врачей, занимающихся разработкой лекарства против СПИДа;- женщина, бельгийка, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешных операций на сердце;- мужчина, американец, отец троих детей в возрасте трех, пяти, семи лет, воспитывает детей один;- японская девочка 12 лет, выдающаяся пианистка;- врач-онколог, женщина, 33 года, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови;- русский мальчик, 11 лет, за него ходатайствует крупный российско-американский медицинский центр;- афроамериканец, олимпийский чемпион по бегу, 25 лет;- девушка, 19 лет, на ее иждивении двое младших братьев восьми и десяти лет. Дочь умершего сенатора США;- священник, 50 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в Канаде и США.Обсуждение.1. Каким образом учитывалась система ценностей игроков при принятии решения?2. Участники в большей степени ориентировались на прагматичный или гуманистический подход?3. Кому было важно любой ценой отстоять своего пациента и добиться, чтобы именно ему была проведена пересадка сердца? Что для этого было сделано, какие аргументы применялись, насколько они были действенны?4. Кто уступил коллегам в выборе пациента для пересадки сердца, чем обосновано такое решение?5. Кто взял на себя ответственность за доведение результата обсуждения до родственников пациентов, которым не планировалась пересадка сердца?6. Каким образом распределялись роли в ходе групповой дискуссии? И с какой ролью было легче справиться?Методические замечания. Упражнение (помимо содержательной нагрузки) имеет определенный эмоциональный фон. Оно достаточно жестко по форме и отражает реальную зарубежную врачебную практику. Вместе с тем упражнение дает, как правило, значительный обучающий и воспитательный эффект (работа с системой ценностей). По его завершении необходимо обозначить и подчеркнуть игровой характер ситуации, избегая эмоционального заострения участников на негативных переживаниях. Роль родственников выполняют свободные от игры участники и сам преподаватель.Упражнение 5. «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.(Помощь одного из участника).- Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?Упражнение 6. «Конфликтные ситуации» – 10 мин.Участникам тренинга предлагается разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа вытягивает карточки, на которых написаны конфликтные ситуации. Из каждой ситуации необходимо найти выход, найти пути решения конфликта.Ситуации:Младший воспитатель выполняет свою работу (моет посуду на кухне, т.д.), а старшему воспитателю необходимо срочно выйти из группы (поговорить по телефону). Она попросила присмотреть за детьми мл.воспитателя, но та ей отказала. Между ними завязался спор. Как быть в данной ситуации?Старший воспитатель попросила посидеть с детьми мл.воспитателя во время тихого часа, а сама вышла из группы. Тихий час прошел, а воспитатель не вернулась в группу. Нужно идти получать полдник, а детей не с кем оставить. В этот момент в группу зашел специалист, и мл.воспитатель попросила посидеть с детьми, чтобы сходить и получить полдник. Когда в группу вернулся воспитатель, между мл.восп. и «старшим» завязался конфликт. На что воспитатель ответила мл.восп.: «Ты должна помогать нам, когда нам это необходимо». Как поступить в данной ситуации?В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрек: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства». Проведите анализ межличностного взаимодействия.Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. Решение?Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...Как бы вы поступили на месте руководителя?На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника». Как поступить в данной ситуации, чтобы избежать конфликта?Упражнение 7. «Коллега – образ – 10 мин.Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):тревожный – спокойныйразбросанный – целеустремленныйзамкнутый – общительныйлегкомысленный – серьезныйвозбудимый – уравновешенныйуступчивый – принципиальный«выскочка» - скромныйвспыльчивый – сдержанныйлицемерный – искреннийпессимист – оптимистбезвольный – волевойглупый – умныйагрессивный – миролюбивыйранимый – невозмутимыйгрубоватый – тактичныйленивый – трудолюбивыйчерствый – отзывчивыйзлой – добрыйпассивный – активныйсамовлюбленный – самокритичный- Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки («глупый – умный»), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить, таким образом, 5-7 своих коллег).Упражнение 8. «Коллаж» – 10 мин.Участникам предлагается большое количество вырезок картинок, фраз, слов, фотографий, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, наиболее точно и полно характеризуют конфликт.Затем на ватмане наклеивают, чтобы получился коллаж.В конце упражнения рассказывают и объясняют, почему именно так они его сделали, почему именно эти картинки (фотографии, слова, фразы) они выбрали, и почему не выбрали оставшиеся вырезки.Притча – 5 мин.Буддийская притча «Забирайте своё себе»Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.Он повернулся к ученикам и сказал:– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую.Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»Один человек из толпы сказал:– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.Будда улыбнулся:– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите…Музей обидных воспоминаний– 5 мин.- Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства – болезни. Давайте напишем все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сомните. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость.- «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.- Всем большое спасибо за работу!