Дидактические игры и упражнения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры и упражнения
Автор: Мельничук Елена Николаевна
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.Ход:На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:Где сидит бабочка? Дети отвечают:На грибке.Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:Откуда слетела бабочка?С грибка.Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:Где сидит бабочка?В траве. И т. п.В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа.Ход:Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы и т. п.Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.Упражнение «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Ход:Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п.Дети рассматривают и называют картинки.Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?»Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже.Ход:Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос:Кому для работы нужна сумка? Дети отвечают:Сумка нужна почтальону. Воспитатель спрашивает:—- Кому для работы нужны весы? Дети отвечают:— Весы нужны продавцу. И т. п.Упражнение «НАЙДИ МАМУ».Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.Ход:Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют:— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. ПИгра «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ».Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.Ход:На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:Я дам сено корове с теленком.Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п. Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…Перчатки (какие?) – кожаные, белые...Шляпа (какая?) – черная, большая…Туфли (какие?) – осенние, красивые…Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…Рубашка (какая?) - белая, праздничная….Шуба (какая?) - меховая, теплая…НАЗОВИ ЛАСКОВОЦель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.Оборудование: мячХод игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.Шуба теплая - шубка тепленькаяЛиса хитрая - лисичка хитренькаяЗаяц белый - зайчик беленькийСапоги чистые - сапожки чистенькиеВетка короткая - веточка коротенькаяШишка длинная - шишечка длинненькаяВорона черная - вороненок черненькийСнег белый - снежок беленький.ПОСЧИТАЙЦель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.Один мяч, два мяча, пять мячей.Одна кукла, две куклы, пять кукол.Одно облако, два облака, пять облаков.УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮЦель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕЦель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.Материал: текст стихотворения.Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.А когда собрал их много, то отправился домой,И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!Дидактические игры на развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.Игра «Накроем стол к чаю».Программное содержание.1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.Методические указания.Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?Игра «Чудесная коробка».Программное содержание.1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).2. Учить составлять целое из частей.3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы. Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.Методические указания.Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок.Игра «Кто живёт во дворе? »Программное содержание.1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.Оборудование. Предметные картинки.Методические рекомендации.Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?Дидактические игры на развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.Д/и «Кто как голос подает?»Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица. мишутка: «Воробей… - чирикает, ворона… - каркает, голубь… - воркует, синица… - свистит, утка… - крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует, сова… - ухает, сорока… - стрекочет». Д/и «Ассоциации»Цель: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.Игровой материал: мяч.Воспитатель называет слово, например слово «тяжелый» и бросаю мяч ребенку. Ребенок должен поймать мяч и назвать предмет, о котором можно сказать, что он тяжелый, затем мяч возвращает воспитателю. Например: тяжелый… - грузовик, колючий… - еж, холодный… - снег, высокий… - человек, стеклянный… - стаканД/и «Один-много»Цель: учить детей образовывать форму множественного числа имен существительных.Дерево – (в лесу растут что?) деревья – (много чего?) деревьев.Лист – листья – листьев;Туча – тучи – туч;Лужа – лужи – луж;Зонт – зонты – зонтов;Плащ – плащи – плащей;Трава – травы – трав;Облако – облака – облаков.Дидактические игры на развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.Д/и «Что нужно моряку, солдату, летчику»Цель: активизация словаря по теме.Игровой материал: предметные картинки моряка, солдата, пограничника, летчика; картинки, изображающие предметы, необходимые в разных родах войск, фишки-звезды.Воспитатель: «Ребята, Буратино перепутал какие предметы и техника нужны разным военным. Он просит вас ему помочь разобраться, что кому из военных нужно.Пограничнику – бинокль, собака, автомат…Моряку – корабль, бинокль, бескозырка, корабельная пушка, якорь…Летчику – самолет, карта, пулемет…Д/и «Кому что нужно для работы?»Цель: закреплять знания детей о материалах и инструментах, необходимых людям разных профессий. Развивать и активизировать словарь профессий и основных материалов и инструментов.Игровой материал: мяч.Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.Метла, лопата, шланг, песок, снегоуборочная машина… - дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки волос… - парикмахеру.Учителю – указка, учебник, мел, доска…Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…Художнику – кисти, мольберт, краски, бумага, карандаши… Д/и «Я знаю пять названий насекомых…»Цель: активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами.Игровой материал: мяч.Дети встают в круг. Воспитатель: «Ребята, я говорю: «Я знаю пять названий насекомых – и передаю мяч Никите. Никита называет одно насекомое и передает мяч соседу справа, сосед называет второе название насекомого и передает следующему ребенку, и так пока не назовут пять названий насекомых. Затем игра продолжается дальше.