"СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Автор: Бекетова Ольга Юрьевна

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕБекетова Ольга Юрьевна, учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ ©СОШ № 13 г. Горно-АлтайскаªМатериалы лекций и практических занятий разработанына основе рекомендаций ФГБОУ ВО ©Московский педагогический государственный университетªв целях формирования и развития компетенций слушателей в области организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.Ознакомиться с учебными материалами курсов можно на сайте ФГБОУ ВО МПГУ: ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ‬ФЗ ©Об образовании в Российской ФедерацииªПсихолого-педагогическаяпомощьоказывается:-детям/обучающимся,испытывающимтрудностивосвоенииосновныхобразовательныхпрограмм,развитииисоциальнойадаптации;-детям/обучающимсясограниченнымивозможностямиздоровья(физическоелицо,имеющеенедостаткивфизическоми(или)психологическомразвитии,подтвержденныепсихолого-медико-педагогическойкомиссиейипрепятствующиеполучениюобразованиябезсозданияспециальныхусловий);-детям/обучающимся,обучающимся-инвалидамСпециальные условия получения образования обучающимися с ОВЗ (статья 79 ФЗ ©Об образовании в РФª) •Образовательныепрограммыиметодыобученияивоспитания•Учебники,учебныепособияидидактическиематериалы•Техническиесредстваобученияколлективногоииндивидуальногопользования•Предоставлениеуслугассистента(помощника)•Проведениегрупповыхииндивидуальныхкоррекционныхзанятий•ОбеспечениедоступавзданияорганизацийВАЖНО!Целенаправленное проектирование психолого-педагогического сопровожденияСпециальные условия для детей с ОВЗ•ДляполучениябездискриминациикачественногообразованиядетьмисОВЗсоздаютсяусловиядлядиагностикиикоррекциинарушенийразвития,социальнойадаптации;•Оказаниераннейкоррекционнойпомощинаосновеспециальныхпсихолого-педагогическихподходовинаиболееподходящихдлядетейязыков,методов,способовобщенияиусловий,вмаксимальнойстепениспособствующихполучениюдошкольногообразованияисоциальномуразвитиюдетейсОВЗ;•Приработесдетьми-инвалидами,осваивающимиПрограмму,должнаучитыватьсяиндивидуальнаяпрограммареабилитацииребенка-инвалида(ИПР).гибкий длительный динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для адекватного функционирования участников единого образовательного пространстваПсихолого-педагогическое сопровождениесверстникисистемностьнепрерывность и преемственность, включая сетевое взаимодействиереалистичностькадровая обеспеченностьвысокая управленческая способностьОрганизационно-педагогические условия РебенокПсихолого-педагогический консилиум образова-тельнойорганизацииЦентры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиЦентральная психолого-медико-педагогическаякомиссияМодель оказания психолого-педагогической помощиПсихолого-педагогический консилиум ‬основа деятельности психолого-педагогического сопровождения на уровне образовательной организации•осуществлениепсихолого-педагогическогосопровожденияпоединомурегламенту;•организацияпсихолого-педагогическогосопровождениядетей©группырискаª;•осуществлениемониторингаэффективностиреализацииобразовательногомаршрутаипсихолого-педагогическогосопровождения;•реализацияобразовательныхмаршрутовдетейсОВЗидетей-инвалидов;•разработка и реализация адаптированных образовательных программ; •организация психологического просвещения педагогов для повышения профессиональных компетенций.ФункционалКонсилиумЗадачиРазработка адаптированнойиндивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенкаФорма организацииИндивидуальное обследование, проводимое каждым специалистом по специализированным методикамСостав Не ограниченВремя обследованияНе ограниченоФорма обсуждения результатов, выработки заключенийКоллегиально, с участием всех специалистовФормулировка заключенияПодробное, заключение всех специалистов, рекомендации индивидуально помощи ребенку, организация междисциплинарного сопровождения.Форма работы ПМПкСостав психолого-педагогического консилиума образовательной организации•представительадминистрацииобразовательнойорганизации;•воспитатель;•специалистыслужбупсихолого-педагогическогосопровождения:педагог-психолог,учитель-логопед,учитель-дефектолог.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) ©О психолого-медико-педагогическомконсилиуме (ПМПк) образовательного учрежденияªПорядокпредоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптацииРебенокОбразовательная организацияПредоставляется психолого-педагогическая помощь в ППМС-центреПредоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организацииПроходит процедуру обследования в ПП-консилиуме образовательной организацииПроходит процедуру обследования вПП-консилиуме ППМС-центраППМС-центрАдаптированная основная общеобразовательная программа (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) разрабатывается для детей (ст. 79 ФЗ-273):•глухих, слабослышащих, позднооглохших•слепых, слабовидящих•с тяжелыми нарушениями речи,•с нарушениями опорно-двигательного аппарата•с задержкой психического развития,•с умственной отсталостью,•с расстройствами аутистического спектра,•со сложными дефектамиОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗЦентральная психолого-медико-педагогическаякомиссияЕдиный алгоритм предоставления услугиРекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания в ООМониторинг учета рекомендаций комиссии (подтверждение, уточнение, изменение образовательного маршрута)Рекомендации по созданию специальных условий сдачи ГИАОказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, специалистам ОО и других организацийОрганизационно-методическое сопровождение оказания психолого-педагогической помощиРазработка и сертификация базовых и вариативных пакетов программ психолого-педагогического сопровожденияЗаключение ЦПМПК Медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСправка МСЭ, индивидуальная программа реабилитации и абилитацииребенка-инвалидаСпециальные условия обучения и воспитанияРебенокОбразовательная организацияПредоставляет специальные условия образования обучающемуся с ОВЗ (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий)Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ОВЗ (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия)Специалисты ППМС‬центра реализуют коррекционно-развивающие занятия на базе ООПроходит процедуру обследования в ЦПМПКРодительДоговор с ППМС-центромПредоставляет оригинал заключения ЦПМПК Порядокпредоставления специальных условий образования обучающимся с ОВЗ в образовательных организацияхРебенок, не посещающий ООПроходит процедуру обследования в ЦПМПКРодительПредоставляет оригинал заключения ЦПМПКПредоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПКППМС-центрПорядокпредоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организацияхУдетейсограниченнымивозможностямиздоровьямогутбытьнарушеныразличные©линииразвитияª‬познавательное,социальное,речевоеифизическоеразвитие.Этокрайненеоднороднаягруппадетей.Приэтоммогутотмечатьсямноговариантныеразноуровневыеспецифическиесочетаниянарушенийразличныхфункциональныхсистем.Оченьважноследитьзатемпомпсихомоторногоразвитияребенка.Длясвоевременногообнаруженияотставаниявразвитииследуетсравниватьдостижениямалышасвозрастныминормативами(см.©Календарьразвитияребенкаª).Психомоторноеразвитиедетей,которыеродилисьспроблемамиздоровья,можетнесоответствоватьуказаннымвкалендарепоказателям.Неследуеточеньсильнопаниковать.Выявленныепроблемывразвитиичастомогутбытьустраненыспомощьюсвоевременногосозданияспециальныхразвивающихусловийсреды,примененияособыхметодовиприемоввоспитания.Важнововремяобратитьсязапомощьюкпедиатру,неврологу,врачулечебнойфизкультуры,атакжеспециальномупедагогу.Принаблюдениизатемпомобщегоразвитияребенканеобходимопомнить,чтосвоевременноепоявлениетехилииныхвозрастныхдостиженийразвитиязависитотцелогорядафакторов:1)общегосостоянияздоровьямалыша;полноценногосистематическогоэмоциональногообщениявзрослогосребенком;2)наличияразвивающихусловийпредметно-пространственнойсреды;3)соответствиярежимадняипедагогическойнагрузкивозрастуииндивидуальнымособенностямздоровьяипсихикиребенка;4)продуманнойорганизациидетскойактивностивпериодбодрствования.Родителям очень полезно вести ©Дневник развитияª ребенка, в котором можно делать записи и пометки о его успехах, достижениях, а также проблемах малыша. Невседетиимеютодинаковыетемпыпсихомоторногоразвития.Накаждомвозрастномэтапеоднилинииразвитияформируетсябыстрее,адостижениявдругихмогутзапаздывать.Небольшоеотставаниевразвитииопределенныхуменийпосравнениюснормативамиразвитияребенкачастоможетнеявлятьсясимптомомзаболеванияилиотклонения.Однаконеобходимозафиксироватьэтотфактиуделитьособоевниманиеактивномуприменениюсредствпедагогическоговоздействиядляактивизациитемпапсихическогоразвития.Приотсутствииположительнойдинамикивобщемразвитииребенкавтечениемесяцапоказанообследованиеребенкауспециалистов:педиатра,неврологаиспециальногопедагога.Сихпомощьюобнаруживаетсяпричинаотставания,определяютсяпутивосстановленияздоровьяитемпапсихомоторногоразвития.Специальныйпедагог(дефектолог)впроцессепсихолого-педагогическойдиагностикиопределитструктуруистепеньвыраженностинарушенийразвитияуребенка(поосновным©линиямразвитияª).Онвыявитуровеньактуальногоразвития,егосоответствиепаспортномувозрастуребенка,атакжепотенциальныевозможностиразвития.Специалистыдадутродителямсоветыпопреодолениюнетольковозникшихпсихолого-педагогических,ноимедицинскихпроблем(назначатипроведуткурсмассажа,лечебнойфизкультуры,медикаментозноелечениеит.д.).Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии•Ребенокнеможетилиредко(лишьнамгновение)фиксируетвзглядналицематери(смотриткакбы©сквозьª);•остаетсяпассивнымибезразличнымвответнаэмоциональноеобщениеснимблизкоговзрослого;•трудностиприспособлениякрукамматери;•задержкавпоявленииулыбкии/илиотсутствиееенаправленностинаблизкоговзрослого;Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии•неиспытываетинтересаклицуматериидругихблизкихвзрослых,несмотритвглаза,отводитсвойвзглядотлицавзрослого,неразличаетвыражениялицаматери;•имеетвыраженноесвоеобразиевформированиипривязанности(сверхсильнаяпривязанностькодномулицу,кратковременноевыделениеодноголицаприрезкомнеприятииостальныхчленовсемьи);•неумеетвыражатьсобственноеэмоциональноесостояние;•неоткликаетсянаобращениеблизкихвзрослых.Признаки отставания в развитии зрительного восприятия•Ребенокнезакрывает,щуритглазаприяркомисточникесвета;•неможетилиредко(лишьнамгновение)фиксируетвзгляднапредмете,лицевзрослого;•непрослеживаетвзоромзадвижениемигрушекипредметовилиследитфрагментарно(после3месяцев);•поведениеимимикаребенканеменяютсяпривидематерииблизкихлюдей(непоявляетсяреакцияоживлениявответналасковыйразговорблизких);•неиспытываетинтересакигрушкам,предметам,своимрукам,неизучаетихвзглядом;•уребенкаотмечаетсянеодинаковоедвижениеглазныхяблок(вправо,влево,вверх,вниз).Признаки отставания в развитии слухового восприятия•Уребенканеотмечаетсяморгания,вздрагиваниянанеожиданныйрезкийгромкийзвук;•ненаблюдаетсяилислабовыраженослуховоесосредоточение;•неотмечаетсяпоискневидимогоисточниказвука(после3месяцев),ребенокнеповорачиваетголовувсторонураздражителя(после4месяцев);•одинаковореагируетнавсезвукиокружающейсреды,неузнаетголосаматери;•непоявляетсялепет,голосовыемодуляции,изменениеинтонацииголоса,отсутствуетподражаниеголосувзрослого(после6месяцев);•ребенокненачинаетпониматьобращеннуюкнемуречь:ненаходитпословублизких,предметы,невыполняетпростыедействия(после9-10месяцев).Признаки отставания в двигательном развитии •Ребенокнеовладеваетпроизвольнымидвижениями:вположениилежанаживотенеподнимаетголову,неудерживаетее(после3месяцев)илиудерживаетголовунепродолжительноевремя;неопираетсянаруки(рукиподгрудью);•неможетсвободноповорачиватьголовувразныхнаправлениях;•имеетвынужденноеположениеголовы(тольководнусторону);•неможетсамостоятельноизменитьположениетелаилииспытываеттрудностиприэтом(неповорачиваетсянабокинаживот)после6месяцев;Признаки отставания в двигательном развитии •неползаетпосле7месяцев,самостоятельнонесидит(сидиттолькосподдержкой)после8месяцев;•нестоитсамостоятельноилистоитнапальцахног,аненаполнойстопе;непередвигаетсяуопорык12месяцам;•неможетзахватитьигрушку,держиткулачкисжатыми;•неможетудержатьигрушкуивыполнитьпростыеманипуляциисней(после5месяцев);•совершаетсигрушкойтолькопростые,стереотипныеманипуляции(после9-10месяцев).Признаки отставания в познавательном развитии •Ребенокнеиспытываетпотребностьвконтактесблизкимивзрослыми:неизменяетповедениянарукахувзрослого,неуспокаиваетсяпризвучанииголосаматери;•вответнаэмоциональноеобщениевзрослогосребенкомотсутствуетулыбкаилионавызываетсяструдом;эмоциональныереакции(после3-хмесяцевжизни)остаютсябедными,маловыразительными;•©комплексоживленияªнепоявляется(к3-ммесяцам)иливозникаетредкоинанепродолжительноевремя;•неизучаетокружающиеегопредметывзглядом,остаетсяпассивнымвпериодбодрствования;•неразличаетблизкихичужихлюдей;•отсутствуетпотребностьвовзаимодействиисовзрослым,стремлениекподражаниюегодействиямспредметами;•нетпотребностисамостоятельногоизученияокружающего;•действуетсигрушкамиоднообразно,неучитываетихназначенияисвойства:стучит,трясет,тянетврот,сосет,бросает(после9месяцев).Признаки отставанияв доречевомразвитии•Уребенкакрикотсутствуетилионслабый,непродолжительный,однообразный(впервыенеделиимесяцыжизни);отсутствуютголосовыереакцииилионибедные,однообразные;звуки,издаваемыеребенком,тихие,нечеткие,сносовымоттенком;•ребенокплохососет,вовремясосаниямолокоподтекаетизугларта;•отмечаетсяболеепозднееначалодифференцированныхголосовыхреакцийиихнеполноценность;гулениеотсутствуетилипроявляетсянаболеепозднихсроках;наблюдаютсябедностьегоинтонационнойвыразительностииоднообразиезвуков(к4месяцам);•лепетотсутствуетилиредкий,безчеткойинтонационнойвыразительности,звукиоднообразные,монотонные,ребенокнеповторяетслоги(после6месяцев);•непоявляетсяподражательнаяголосоваяактивностьилионакрайненизкая;•ребенокнепроизноситотдельныхлепетныхслов(соотнесенно)извукоподражаний(кгоду).При наличии вышеперечисленных особенностей развития у детей необходимо обратиться ксоциально-эмоционального развитияформирование зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятияформирования слуховых ориентировочных реакций и слухового восприятияпедиатруневрологуспециальному педагогупсихологуофтальмологутифлопедагогусурдопедагогуотоларингологуПри наличии вышеперечисленных особенностей развития у детей необходимо обратиться кДвигательномразвитии Познавательномразвитии педиатруневрологуврачу и инструктору лечебной физкультурыпсихологулогопедуспециальному педагогуортопедуДоречевомразвитииСпециальные педагоги, логопеды, психологи являются квалифицированными специалистами системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Эти специалисты обязательно окажут родителям необходимую помощь и поддержку в вопросах воспитания и обучения ребенка. •помогаетопределитьособенностисоциальногоипознавательногоразвитияребенка(уровеньсформированностивзаимодействиямалышасовзрослыми,зрительныхислуховыхориентировочныхреакций,манипулятивныхуменийинавыковспредметами-игрушками);•разрабатываетиндивидуальнуюпрограммуразвитияребенка;•Проводиткоррекционно-развивающиезанятиясмалышомвприсутствииродителей;познакомитиобучитихприемамстимуляциипознавательногоразвития.Специальный педагог (дефектолог)Логопед•помогаетопределитьособенностидоречевогоираннегоречевогоразвитияребенка;•подберетаетпедагогическиеметодыиприемыпостимуляцииразвитияречевыхвозможностеймалыша;•разработываетиндивидуальнуюпрограммупоактивизациипредпосылоккразвитиюречи;•проведитзанятияпостимуляцииречевогоразвитияребенка;•обучаетприемамстимуляцииречевогоразвитиядетеймладенческогоираннеговозраста.Психолог•помогаетизучитьособенностиэмоциональногоразвитиямалыша;•консультируетродителейповопросамразвития,воспитанияиобучениямалышавсемье;•советуетнаиболееадекватныеспособыобщениясребенком,исходяизеговозрастныхипсихофизиологическихособенностей;•оказываетпсихологическуюподдержкуродителям,поможетимнайтивыходизтруднойжизненнойситуации,подобратьнаиболееоптимальныеспособыэмоционально-развивающегообщения.Спецификаорганизациипсихолого-педагогическогосопровождениядетей,имеющихнарушенияразвития,обусловливаетнеобходимостьспециальнойподготовкипедагогическогоколлективаобразовательногоучрежденияобщеготипа,обеспечивающегоинтегрированноеобразование.Педагогическиеработникиобразовательнойорганизациидолжнызнатьосновыкоррекционнойпедагогикииспециальнойпсихологии,иметьчеткоепредставлениеобособенностяхпсихофизическогоразвитиядетейсОВЗ,ометодикахитехнологияхорганизацииобразовательногоиреабилитационногопроцессадлятакихдетей.ВцеляхобеспеченияосвоениядетьмисОВЗвполномобъемеобразовательныхпрограмм,атакжекоррекциинедостатковихфизическогои(или)психическогоразвитияцелесообразновводитьвштатноерасписаниеобразовательныхорганизацийобщеготипадополнительныеставкипедагогических(учителя-дефектологи,учителя-логопеды,логопеды,педагоги-психологи,социальныепедагоги,воспитателиидр.)имедицинскихработников.ВажноезначениедляобеспеченияэффективнойинтеграциидетейсОВЗвобразовательнойорганизацииобщеготипаимеетпроведениеинформационно-просветительской,разъяснительнойработыповопросам,связаннымсособенностямиобразовательнойдеятельностидляданнойкатегориидетей,совсемиучастникамиобразовательныхотношений.Ведущуюрольврешениивопросовсвоевременноговыявлениядетейсограниченнымивозможностямиздоровья,проведенияихкомплексногообследования,подготовкирекомендацийпооказаниюимпсихолого-медико-педагогическойпомощииопределенияформихдальнейшегообученияивоспитанияиграютпсихолого-медико-педагогическиекомиссии,законодательнуюосновудеятельностикоторыхсоставляютстатья50ЗаконаРоссийскойФедерации"Обобразовании",Приказ№1082МинобрнаукиРоссии"ОбутвержденииПоложенияопсихолого-медико-педагогическойкомиссии"иПостановлениеПравительстваРоссийскойФедерацииот5августа2013г.N662"Обосуществлениимониторингасистемыобразования"[60,64].ВсилуимеющихсяособенностейфизическогоипсихическогоразвитиядетисОВЗимеютособыепотребностивусловияхитехнологияхобучения,воспитания,требуютособоговниманияикомплекснойпсихолого-социально-педагогическойподдержкиприразныхвидахобучения:дифференциро-ванном,интегрированном,инклюзивном.Первыегодыжизниявляютсясамымиблагоприятнымидляразвитияпознавательногоиречевогопотенциаламалыша.Именнонаначальномэтаперазвитиянеобходимопредоставитьребенкувозможностьполучитьсамуюлучшуюсовременнуюпсихолого-педагогическуюпомощь.Индивидуальноподобраннаясистемаобученияивоспитанияпозволитпредупредитьпоявлениезначительныхотклоненийвпсихо-речевомразвитииребенка.Раннийвозрастявляетсянаиболееважнымвразвитиивсехпсихическихпроцессов,аособенноречи.Развитиеречивозможнотольковтеснойсвязисвзрослым.Присистематическойработеиприблагоприятныхусловияхктремгодамречьдетейразвиваетсянастолько,чтоонивсостояниивыразитьсловамисвоежелание,мысль,повторитьто,чтозапомнили.Коммуникативнаяфункциядетскойречисвязанасиспользованиемречикаксредстваобщения,управленияповедениемдругихлюдейисаморегуляцией.СловарьПассивныйАктивныйВ раннем возрасте быстро растет пассивный словарь -количество понимаемых слов ребенкомИнтенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемыхДидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обученияОсновные виды игры:Игра с предметами (игрушками);Настольно-печатные игры;Словесные игры…©Расскажи сказкуªЦель:знакомитьдетейсосказками.Развиватьречьдетей,пополняяактивныйсловарь.©Чей хвост?ªЦель:учитьназыватьживотных,находитьчейхвост.©Сбор урожаяªЦель:развиватьмелкуюмоторикурук,развиватьречьдетей.©ШнуровкиªЦель:развиватьмелкуюмоторикуикоординациюрук.©Кусочки пластилинаªЦель: развивать мелкую моторику рук©Волшебная полянкаªЦель:Закреплятьзнаниеоцвете.Развиватьмелкуюмоторику.©Собери бусыªЦель:развиваеткоординациюдвижениярук,мелкуюмоторикуиумениесосредотачиваться©Зажги фонарикиªЦель:формироватьумениегруппироватьпредметыпоцвету.Знакомитьсчастямисуток(день,ночь)©Подбери по цветуªЦель: развивать мелкую моторику рук.©Подбери крышкуªЦель:Развиватьмелкуюмоторикурукизакреплятьзнанияоцвете©Дидактические кубикиªЦель:развиватьречьдетей,умениеподражать.©Дидактические подушкиªЦель:Учитьнаходитьпредметыпоцветовомупризнаку.©Музыкальные яйцаªЦель:Обогащатьсловарь,развиватьмузыкальныйслух.©Дидактическое дерево (модель)ªЦель:развиватьречьдетей,мелкуюмоторикурук.РефлексияКакиезнания/опытясегодняполучила?Чтояделалаичегодостигла?Какоеуменянастроение?Таккак….Ясмогу(несмогу)применитьнапрактике….