"Ахроматические цвета"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ахроматические цвета"
Автор: Вершинина Светлана Сергеевна

Конспект открытого урока изобразительного искусства по теме: «Ахроматические цвета»Предмет: «Основы изобразительной грамоты»3 класс (8 летний курс обучения) Продолжительность урока - 40 минутТема урока: «Ахроматические цвета»Тип урока: ЗУНЦель урока: - выполнение практической работы в ахроматической гамме.Обучающие:- Активизировать познавательный интерес к основам образного языка, основам цветоведенияУчить, осознанно используя ограниченную палитру, показывать вариативные возможности цвета-Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих поставленной задаче. - применять полученные знания при выполнении практической работыРазвивающие:Развивать память, внимание кругозор учащихся;- Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии- Обогащать словарный запас детейРазвивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.Воспитательные:Способствовать эстетическому восприятию учебного материала- Воспитывать художественный вкусОжидаемый результат:- актуализируют знания о цвете, основных, дополнительных и составных цветах, хроматических и ахроматических цветах;- приобретут навыки оценки и самооценки деятельности на уроке;- закрепят знания и представления об основах цветоведения;ФОРМИРОВАНИЕ УУДЛичностные: воспринимать многообразие цветовой палитры, ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль, самооценка.Понавательные: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию , систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.Коммукативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.План урока1.Организационный момент.- 2 мин.2.Изложение учебного материала -10 мин.3.Физкульминутка 1- 2 мин.4.Пратическая работа 16 - 18 мин.5.Подведение итогов. Рефлексия .6 - 8 мин.Этап 1. мотивационныйЗадача этапа: - - создание благоприятной позитивной обстановки, приветствие, настрой на работу .2 этап. Актуализация знаний. (погружение в тему, работа над темой)Задачи этапа: совместное целеполание, вхождение в тему, постановка учебной задачи1 конверт (цветные кружки красного, желтого, синего цветов)«?» Определите, какая группа цветов?2 конверт (цветные кружки : оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) «?»проблема? Свяжите цвета первого конверта с цветами второго конверта?«?»3 конверт (цветные кружки синего, зеленого, фиолетового цвета )«?»4 конверт (теплые цвета)5 конверт (кружки черного, серого, белого цвета) ?????- Конверт имеет непосредственное отношение к теме нашего урока, кто определит тему? Цель? Задача?( Тема «Ахроматические цвета», цель выполнить практическую работу в ахроматической гамме. Задача получить как можно больше оттенков серого при выполнении творческой работы.) Кто может определить тему нашей творческой работы? Ответ на вопрос на нашей классной доске. Обратите внимание на наш зрительный ряд. )- Праильно. сегодня вам предстоит написать горный пейзаж на основе силуэтного изображения. - Какую геометрическую форму имеют горы? - На первом плане горы будут больше или...?- Как будет меняться оттенок серого взависимости от расположения гор на первом, втором и дальнем планах?- Ярче какой план будет первый или второй?Повышение интереса к теме урока«?» в окружающем нас мире очень много цветов, но все ли мы знаем историю появления названия того или иного цвета. Черный цвет, как ни странно связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньть, Поньтьское море. Понтийское море древнее название Черного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось темным, мрачным.Чёрный цвет - ахроматический цвет, «цвет отсутствия цвета»: впитывает в себя абсолютно все цвета, не отпуская их во внешний мир. Черный цвет нельзя получить путем смешивания других цветов. Если Вам нужен черный, то его оттенки можно получить путем смешения всех трех цветов - пурпурного, голубого и желтого. Еще один способ - смешать зеленый и красный цвета. Однако в этом случае цвет не будет на 100% черным. Тем не менее, он получится довольно темным и если пристально не всматриваться, то будет казаться черным. «?» Как вы. думаете у черного цвета есть оттенки? Оттенком черного цвета называют серый. Его можно получить путем добавления белой краски в черную, или разбавления черного цвета водой. Таким способом художники образуют до нескольких десятков оттенков черного цвета! При чем, это не только серые цвета, но и черно-зеленые, черно-красные и многие другие.Очевидно, что при добавлении черного - цвет темнеет, приобретает насыщенный и темный оттенок. Черный в живописи:Ученые подсчитали, что в живописи Франса Халса, великого голландского художника XVII века, встречается более сорока оттенков одного только черного цвета. А ведь черный один из самых «трудных» для живописцев цветов, и придумать столько оттенков очень и очень непросто. Интересно, что многие художники вообще не используют черный цвет.Чёрный квадрат самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году; одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Из истории:В Америке черный цвет символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, а в Китае честность. В японской культуре чёрный символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс). На Востоке черный цвет считается символом добра, чистоты и совершенства.В средние века чёрная кошка была одним из атрибутов ведьмы. Суеверные люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью. Чуваши животным чёрного цвета приписывают сверхъестественную силу. Черный цвет в психологии.Почти во всем мире черный цвет в психологии человека считается самым негативным. Этот цвет символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья, неудачи, зависти, подавленности, зла и неуверенности. Чёрные глаза и сейчас считаются завистливыми и опасными. А статистика американского футбола говорит о том, что судьи наказывают, чаще, ту команду, которая одета именно в чёрную форму. Чёрный цвет полон тайн и загадок. Если вы любите чёрную одежду значит, в вас «живет» неуверенность в себе, у вас есть склонность к затяжным депрессиям, к неудачам. Несмотря на свои негативные стороны, чёрный цвет не такой плохой и мрачный, как кажется на первый взгляд. Он способен создавать ощущение скрытности от посторонних и чувство защищённости.В 21 веке этот цвет символ изящества, размышления и мудрости, превосходства и власти. Человек, полностью уверенный в себе, останавливает выбор на чёрном, подчёркивая, тем самым, свое превосходство. Психологическое отношение нас к черному цвету отражается, прежде всего, в нашем разговорном языке: мы говорим «черный рынок», «черный пояс карате», «черная кошка», «черный список», «черная работа», «видеть все в черном свете», «держать в черном теле», «на черный день», «отплатить черной неблагодарностью», «черная магия», «черная полоса в жизни», «черные мысли», «черный юмор»…. Список подобных выражений может быть очень длинным. -Как вы , думаете почему мы сегодня столько много говорим о черном цвете? (давайте вспомним цель нашего урока. основная задача?)Художественная разминка работа в группе. (работа с палитрой. учащимся выдается картон в форме палитры с именем ученика. Каждый ученик на палитре получает оттенок серого цвета и передает свою палитру другому ученику по кругу. Задача учеников подобрать оттенок отличный от предыдущего. Игра заканчивается , когда палитра возвращаетсч ученику).- Посмотрите, колько оттеков у нас с вами получилось. Как вы, думаете, зачем мы с вами провели такую художественную разминку? (Ответы учащихся.)-Черный и белый цвет обладают волшебным свойством. Это волшебное свойство заключается в том, что будучи сами бесцветными они способны изменять характер цветов. Они могут любой цвет сделать стать ярче или светлее, что отличает их от других цветов.3 этап. Гимнастика для глазА сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, На соседа посмотрите,Быстро, быстро подмигните,А теперь, кисти дружно мы возьмем,И пейзаж писать начнем.4 этап. Практическая работа.- Давайте вернемся к цели нашего урока. Кто помнит? Что нам предстоит выполнить на уроке?- Какие задачи нам предстоит решить? (Выполнить практическую работу, получить при смешении белого и черного цветов как можно больше оттенков) «?»Обозначение проблемы Сегодня на уроке вам предстоит выполнить практическую работу не как обычно в течении 2-х уроков, времени на её выполнение очень очень мало. Как будем решать проблему нехватки времени? Какое примите решение? Будем тратить время на подготовительный рисунок?-Кто может определить тему нашей творческой работы? Ответ на вопрос на нашей классной доске. Обратите внимание на наш зрительный ряд. )- Правильно. сегодня вам предстоит написать горный пейзаж на основе силуэтного изображения. - Какую геометрическую форму имеют горы? - На первом плане горы будут больше или...?- Как будет меняться оттенок серого взависимости от расположения гор на первом, втором и дальнем планах?- Ярче какой план будет первый или второй?- Готовы к самостоятельной работе? - Работая кистью, обязательно задействуйте весь объем ворса, не работайте кончиком кисти. Старайтесь равномерно заполнить силуэты гор. Самостоятельная работа.5 этап. Рефлексия - Вы хорошо потрудились на уроке. Сейчас мы с вами будем подводить итоги. У нас открытый урок? Открытый , значит мы открываем , что то новое. Традиционно мы с вами обсуждаем работы, дружно оцениваем, бывает даже, спорим. Сегодня вы, будете оценивать только свою работу с помощью листа самооценки, где прописаны критерии оценивания по баллам. (учащимся выдаются листы самооценки)Лист самооценки -------------------------------------------------------------------------------------Критерии оценивания 15 18 б - «5»12 14 б «4»9 1 1 б - «3»8 и меньше «2»Рефлексия «?» -Как вы, думаете мы добились цели поставленной в начале урока?- Справились с поставленными задачами?- Вы довольны результатом своего труда?- выполните дома аналогичное задание в ахроматической гамме , выбрав интересную для себя тему (это может быть ваша любимая игрушка, пейзаж, портрет, натюрморт, фрукты и т.д.)- Урок окончен. Приводим свое рабочее место в порядок.