Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников
Автор: Назаренко Людмила Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников.(Развитие нравственно-патриотических качеств) Подготовила Назаренко Л. И.,воспитатель.г. Нижневартовск, 2019 г.Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников.(Развитие нравственно-патриотических качеств) Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Патриотизм напрямую связан с духовным миром человека, его глубиной. Патриотизм - нравственное качество человека. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, преданность ему, уважение законов и почитание символов страны, гуманизм, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны, проявление ответственности, смелости и выносливости. По программе «Истоки» данная работа включает целый комплекс задач:
  • создавать условий для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);
  • воспитывать трудолюбие и ответственность (стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца);
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);
  • воспитывать положительное отношение к окружающим (отзывчивость, чуткость, доброту);
  • воспитывать терпимость (толерантность) к детям и взрослым, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста;
  • формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Все задачи направлены на освоение детьми образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Рекомендуемые методы работы.
  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе, поселке и т.п.
  • Использование иллюстраций, ИКТ, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание песен и стихов о малой и большой родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.п.).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.
  • От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Очень заинтересовала детей и родителей такая форма работы, как создание семейного герба и составление генеалогического древа. Прикосновение к истории своей семьи вызывало у детей сильные эмоции, заставляло сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Семейное изучение своей родословной помогло детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
  • Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи. Активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи является необходимым условием, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Чтобы донести до родителей важность гармонизации прав детей и взаимодействия в семье составляла рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Показывала детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Подводила детей к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие строят дома и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
  • Родителям рекомендовала проводить с детьми семейные экскурсии по городу, посещать различные предприятия, учреждения, исторические места и памятники, объясняя детям, в честь кого они воздвигнуты. Итоги таких экскурсий выражались в фотовыставках, совместном с ребенком творчестве. Активное участие родители приняли в выставке макетов зданий, приуроченной ко Дню города. Внимание детей привлекала к объектам, которые расположены в близи д/с, рассказывала об их назначении, подчеркивала, что все это создано для удобства людей. С большим интересом детьми совместно с родителями была составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. Для ознакомления детей с традициями, отдельными историческими моментами города посещали мини - музей д/с «Увидеть Югру – влюбиться в Россию». Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети знакомятся с коренными жителями – ханты и манси, их жилищем, промыслом и с уважением относятся к их традициям, восхищаются их отношением к природе. Беседуя с детьми, выяснилось, что родители в большинстве своем не делятся с детьми впечатлениями о работе, а ограничиваются сообщением названия профессии, не раскрывая ее характера. Мы создали стенд «Работаем вместе», который вызвал живейший интерес у детей и родителей. Родители приносили фотографии своих рабочих мест. Дети рассказывали обо всем: где работают родители, чем занимаются, какой вклад вносят в общенародное дело, приводили в своих рассказах примеры дружбы и взаимопомощи. Объясняла детям, что за добросовестный и активный труд люди удостаиваются различных наград, их фотографии вывешиваются на доске Почета. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. В беседах поддерживала и направляла интерес детей к людям других национальностей, рассказывала, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Объясняла, что у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Важную роль играет изучение государственных символов Российской Федерации и ХМАО - Югры: герба, флага, гимна, символики других стран, истории родного края, его исторического прошлого. Детям объясняла, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою страну. Способствуют воспитанию в детях чувства интернационализма экскурсии по д/с. Так во время экскурсии на кухню д/с детям был показан процесс приготовления обеда. Их внимание обратила на то, что у плит – люди различных национальностей, которые своей дружной работой обеспечивают своевременное питание всех детей и сотрудников д/с. Наблюдая за трудом взрослых, ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Через малое показать большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для развития нравственно – патриотических качеств.Очень важно включать ребят в посильную деятельность: работа на участке детского сада, на огороде и в цветнике, выращивание цветов к празднику, участие детей вместе со взрослыми в субботниках. В такой работе перед детьми раскрывается нравственная, бескорыстная сторона коллективного труда: зависимость жизни и состояния объектов природы от труда человека. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, постепенно зарождается в сознании ребенка. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. В сюжетно-ролевой игре "Магазин сувениров" ребенок определяет: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель или хантыйское искусство). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Оби, в прошлое города). А также продуктивные виды деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), приуроченных к конкретным событиям и праздникам не только России (День России, День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики), но и праздникам Хантымансийского автономного округа (Медвежий праздник, Вороний день), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Это способствует осознанию своей причастности к судьбе края, страны, воспитанию детей гражданами России. Богатым материалом для воспитания любви к своему краю является фольклор, который передает от поколения к поколению нравственные основные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Вместе с родителями создали «Книгу народной мудрости», куда поместили пословицы и поговорки о семье, дружбе, о Родине. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогают воспитывать гордость за человека-труженика. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию, что способствует развитию личности в духе патриотизма.Способствуют развитию у детей нравственно-патриотических качеств: проявление разумной смелости, выносливости, ловкости, решительности, уверенности в своих силах и спортивные мероприятия. Они проводятся с участием родителей, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимных общений, развивает чувство гордости за своих родителей.Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляю во время общих праздников, семейных развлечений и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к своему краю, к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.