«Организация экскурсионной работы в педагогическом колледже №4 как стратегический ресурс коммуникативного развития студентов в рамках профессионального образования»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация экскурсионной работы в педагогическом колледже №4 как стратегический ресурс коммуникативного развития студентов в рамках профессионального образования»
Автор: Боброва Ирина Анатольевна

«Организация экскурсионной работы в педагогическом колледже №4 как стратегический ресурс коммуникативного развития студентов в рамках  профессионального образования»Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми. На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства требуют в образовании необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, а важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов и нового подхода к формированию будущего профессионала. В условиях конкуренции учебных заведений на рынке образовательных услуг каждое учреждение, так или иначе, стремится разработать стратегию поведения, призванную формировать и поддерживать деловую репутацию учебного заведения Для этого они выстраивают систему непрерывного образования, взаимодействуют с базами практик, работодателями и стремятся объединить усилия в самых различных направлениях деятельности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного педагога. В структуру ФГОС СПО входят общие и профессиональные компетенции, представленные в виде требований к образовательным результатамФормирование профессиональных компетенций происходит в студенческие годы. В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый к профессиональному росту. Компетентный специалист должен находить свое место в коллективе, участвовать в жизни учебного учреждения, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их выполнение
  • Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
  • умение выбирать профессиональный путь,
  • готовность обучаться в течение всей жизни
  • применять знания для решения жизненно важных проблем
  • стать востребованными на рынке труда и построить профессиональную карьеру.
  • ,развитые коммуникативные навыки.
  • Таким образом, осуществляется реализация компетентностного подхода, являющегося основополагающим в современных образовательных условияхГлавная идея компетентностного подхода — ориентация на результаты, значимые за пределами системы образования. Компетентностный подход может быть рассмотрен в двух направлениях: – профессиональные компетенции иличностные качества выпускника (в том числе владение коммуникативными навыками) К  коммуникативным навыкам студентов предъявляются достаточно высокие требования, поскольку они являются показателем конкурентоспособности и  профессионализма. В процессе обучения формирование коммуникативных навыков у студентов осуществляется различными способами.
  • 1.Уроки
  • 2.Семинары
  • 3.Практическая работа студентов по предметам
  • 4.Самостоятельная работа студентов по предметам
  • 5.Выступления на конференциях
  • 6.Участие во внеклассной работе:
  • - волонтерство
  • -творческая деятельность
  • - походы в театр и музеи
  • -участие в театральное студии др.
  • 7.ОДОД
  • 8.Экскурсионная работа в колледже.
  • Вордскилз
  • Также отметим, что в настоящее время особую популярность получают современные образовательные технологии, обучение «на рабочем месте» с использованием интерактивных технологий, имитационные технологии.Мы остановимся более подробно на экскурсоведческой деятельности.Направления экскурсоведческой деятельности в колледже:1.Организация культурологической практики2 Организация экскурсия для студентов
  • .Организация пешеходных экскурсий по Санкт-Петербургу
  • .Автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу.
  • Экскурсии по России.
  • .Теплоходные экскурсии
  • . Экскурсии заграницу
  • 3.Организация экскурсионной работы со студентами на практике Как происходит освоение коммуникативных навыков в ходе реализации экскурсионной работы? В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Обмен информацией происходит между непосредственными участниками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам.В широком смысле коммуникация осуществляется не только между живыми субъектами, но и между ними и объектом показа, т.е. материальным миром. В осматриваемых культурно-исторических памятниках зашифрована информация, отражающая уровень и особенности культуры эпохи, создавшей этот памятник. Задача человека — расшифровать эту информацию, проникнуть в мысли и чувства людей ее создавших. Происходит опосредованное общение между наблюдателем и автором произведения, даже если автора уже давно нет в живых. В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всегда наличествует источник информации (экскурсовод) и ее приемник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскурсоводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экскурсантов). Если экскурсия учебная, то обратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний. Чтобы коммуникация состоялась экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро прекратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно- познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориентироваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.К коммуникационным характеристикам экскурсии
  • относятся профессиональное мастерство экскурсовода,
  • технические средства, которыми он располагает,
  • совокупность применяемых им методических приемов донесения информации до экскурсантов.
  • Экскурсовод должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть культурой речи и общения.К средствам коммуникации относят. на экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонацией, жестами, действиями и позами.Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушателей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты?
  • Это проявляется в выражении лиц,
  • задаваемых вопросах, умозаключениях, которые делают экскурсанты.
  • Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экскурсовод не смог раскрыть тему. В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют несколько типов экскурсантов К конструктивному типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим желанием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благодарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактивные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и конфликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).Инициатором общения должен выступать экскурсовод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателейВсе эти направления подчинены одной цели – развитие познавательной деятельности обучающихся и формирование профессиональных и коммуникативных качеств студентов Первое направление-Культурологичесакя практикаОсвоение этих компетенций происходит на теоретических занятиях и на практике. Кроме основной профессиональной практики мы проходим ещё и культурологическую практику Её цель- ознакомление студентов с историко-культурным пространством С-П и формирование профессиональных компетенций.Практика культурологическая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 “Педагогика дополнительного образования” и 44.02.01 “Дошкольное образование”.Структура практики
  • II курс 4 семестр– ознакомление.
  • IV курс 7 семестр – самостоятельное проведение экскурсий
  • Деятельность студента в ходе культурологической практики по модулю ПМ.04 соответствует МДК 04.01. История и культура Санкт-Петербурга, МДК 04.02. Музееведение и краеведение,МДК 04.04. Основы ораторского искусства, в результате изучения которого студент должен знать:
  • ;Особенности организации и проведения информационно-экскурсионной деятельности;
  • Способы выявления интересов детей и родителей в области информационно-экскурсионной деятельности;
  • Технологию разработки содержания экскурсий;
  • Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей,
  • Основы взаимодействия с социальными партнерами, виды документации, требования к ее оформлению.
  • Студент должен уметь:
  • Находить методическую литературу и другие источники информации, необходимую для подготовки
  • Определять цели и задачи информационно-экскурсионной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей;
  • Планировать информационно-экскурсионные мероприятия;
  • Разрабатывать содержание экскурсий с детьми;
  • Диагностировать интересы детей и их родителей в области информационно-экскурсионной деятельности;
  • организовывать подготовку детей к предстоящей экскурсии;
  • Осуществлять самоанализ, самоконтроль
  • Взаимодействовать с представителями музеев, экскурсионных бюро, турфирм, учреждений – социальных партнеров.
  • На втором курсе практика носит ознакомительный характер, в ходе которой мы посещаем музеи такие как:Петропавловская акватория, музей Кирова, самостоятельное посещение Эрмитажа, Пискарёвский мемориал, Русский музей, Михайловский замок, Домик Перта на Петровской набережной и многое другое. Экскурсии по городу: Петроградская сторона в 18 в., Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Ансамбль площади Александровского театра К.Росси, Площадь исскуств, Исаакиевская площадь.
  • По итогам практики мы сдаём зачёт и защита презентации «Моя улица» и материалов в виде рабочих листов по теме практики.
  • На четвёртом курсе мы сами готовим и проводим экскурсии. По теме –Стрелка ВО и музею нашего колледжа
  • 2.Второе направление - Организация экскурсионной работы с обучающимися на практикеСтуденты в рамках своих курсовых и дипломных работ освещают темы-Экскурсия как средство ознакомления с историей и культурой С-П……..Квест- форма развития интереса к городу у…..Экскурсия-прогулка- как средство ознакомления с архиктурой С-П….Виртуальная экскурсия- Методические рекомендации для организации экскурсионной работы с детьми 5-6 летИ соответственно планируют и организуют работу с обучающимися В этот период студенты сами организуют различные мероприятия, проводят экскурсии, квесты,самостоятельно организуют в соответствии с планом практики свой работу в ДОУ и проводят Турниры, Новогодние елки для детей и др мероприятия. На первый план - выдвигать познавательную, поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.3. Все следующие направления - Организация пешеходных автобусных, теплоходных,экскурсий по С-П и зарубежМногие наши преподаватели являются экскурсоводами и сами профессионально организуют и проводят пе экскурсии для студентов колледжа- Петряева НВ, Семеренко И.Г., Грекова Л.Д, Ковальчку О.А. Приворотная А.А. Боброва И.А ,Сарафова В.М Решают следующую цель- развитие познавательной деятельности обучающихся , расширение их кругозора. Это период становления профессиональных и коммсуникативных компетенций на старших курсаОсваивая педагогическую специальность, наши студенты всегда смотрят на своих педагогов. Поэтому нужно показывать не только свое педагогическое мастерство, но и высокую дисциплину и четкую организацию своей деятельности, коммуникативные навыки. И главное – надо любить людей и свою профессию.В целом, можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных умений у студентов в большей мере способствует формированию навыков общения с коллегами, руководством, а также осознанию значимости своей будущей профессиональной деятельностиТаким образом экскурсионная деятельность - как простой и  доступный метод формирования коммуникативных навыков обладает достаточно высоким потенциалом, его применение способствует эффективному формированию профессиональной компетентности у студентов системы среднего профессионального образования.