«Развитие познавательной активности детей школьного возраста через экспериментальную деятельность»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательной активности детей школьного возраста через экспериментальную деятельность»
Автор: Солодкая Галина Ивановна

Описание опыта работы по проблеме:«Развитие познавательной активности детей школьного возраста через экспериментальную деятельность»«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».Лев Семёнович ВыгодскийШкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, она является одним из главных и естественных проявлений детской психики.Содержание Программы, основой для которой является федеральный государственный образовательный стандарт, охватывает определенные направления развития и образование детей: - социально-коммуникативное развитие;- познавательное развитие; речевое развитие;- художественно-эстетическое развитие;- физическое развитие.Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.Именно поэтому активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы приобрело актуальность, а тема «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» стала темой самообразования.Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В стандарте выделены следующие целевые ориентиры: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи. Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:
  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие у детей представления о химических свойствах веществ; выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования; развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ; развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень).
  • Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа).
  • Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
  • Свою работу по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность я строила исходя из следующих принципов:
  • Принцип научности:
  • - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
  • Принцип доступности:
  • - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а также в одной из ведущих деятельностей –игре;- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
  • Принцип систематичности и последовательности:
  • - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
  • -обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;-обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  • Принцип целостности:
  • -основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
  • Принцип активного обучения:
  • -предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
  • Принцип креативности:
  • -поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  • Принцип результативности:
  • -предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы, связанную с экспериментированием. Разработала перспективный план работы с детьми на основе следующих методических источников: "Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г. П Тугушевой, А. Е Чистяковой; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбиной; «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников» О. В. Дыбиной; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой. В методическую копилку вошли авторские конспекты занятий, картотека, фототека, создан уголок экспериментально-исследовательской деятельности.Работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми построила по трём взаимосвязанным направлениям:
  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло и др.).
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).
  • В ФГОС особое место отводится созданию предметно-развивающей среды, так как она имеет немаловажное значение в развитии детской активности. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В созданном мною уголке экспериментирования содержатся: -прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки, -гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.-природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т.п.-бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.-увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.-контейнеры с песком и водой.-рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.-часы песочные.-бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, усвоению способов действий, приёмов обследования объектов, расширению познавательного опыта.Содержание работы по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:-специально организованная образовательная деятельность с включенными опытами по заданной теме (ООД);-совместная деятельность воспитателя с детьми, совместные проекты с родителями; -свободная самостоятельная деятельность детей.В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:- наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).- практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).Использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализуется в следующих формах: оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, проводились совместные досуги, обмен опытом в виде устных бесед, консультаций. Родители принимали активное участие в пополнении «Полочки умных книг» познавательной литературой и детскими энциклопедиями, периодическими изданиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам и располагается в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу внутри детского сада.Воспитателям детского сада были представлены проекты «Зеленая красавица», «Волшебница соль», в которых большую часть проекта составляет работа по экспериментальной деятельности.С целью распространения положительного педагогического опыта, планирую разместить опыт работы, его описание на личном сайте.Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей, а также способствует развитию мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод в образовании как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону развития у детей познавательной активности в соответствии с новыми стандартами государственного образования.Список используемой литературы:Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007