"Технологии интерактивного обучения в условиях детского сада"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технологии интерактивного обучения в условиях детского сада"
Автор: Сигитова Ирина Анатольевна
Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №276 Тракторозаводского района Волгограда» ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА«Игра «Аукцион» как интерактивное средство обучения и эффективное неформализованное средство мониторинга усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Автор: Сигитова Ирина Анатольевна – заместитель заведующего по УВР МОУ детского сада №276Волгоград, 2013Содержание:Введение ………………………………………………………………….. 3Правила игры «Аукцион» для педагога и детей. …. ………………. 5«Аукцион», как проектирование деятельности педагога в детскомсаду ………….. ……………………………………………………………. 6Сценарий интеллектуальной игры «Аукцион» ………………………. 8Приложения: на SD-RММП Аукцион «Все обо всем»Методические рекомендации к проведению аукциона – ММП Музыкальные фрагменты для категории «Музыка»Введение: Социальные процессы, происходящие в нашей стране, мире заставляют пересмотреть цели образования. Если раньше на первый план выходили ЗУН, то сейчас мы должны развить в ребенке такие личностные качества, которые помогли бы ему определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника. Ребенок к 6 годам должен:- быть физически развитым, владеть основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка должны быть сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности. Он должен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации ребёнок может преобразовывать способы решения задач (проблем). Он способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.;– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; обществе, его культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; мире;– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.Ребёнок должен уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;– владеть необходимыми умениями и навыками. У ребёнка должны быть сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Очевидно, что в этом перечне интегративных качеств наряду с личностными качествами (любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения и др.) есть и показатели предметной и метапредметной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.- быть любознательным, активным. Ребёнок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Он задаёт вопросы взрослому и любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому.Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;– быть эмоционально отзывчивым.Ребёнок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен в зависимости от ситуации менять стиль общениясо взрослым или сверстником;– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдатьэлементарные общепринятые нормы. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Он способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила) и в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он что-то знает, но может использовать новое знание только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен или только в ответ на вопрос, но в реальной жизни не использует данный опыт – это означает, что это знание, опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. А стало быть, положительная оценка (которую ребенок может получить при, например, опросе) не будет отражать реального уровня его развития. Предложенная форма организации диагностики, а так же как средство социально-личностного развития Интеллектуальная игра «Аукцион» и будет являться эффективным средством и надежным источником оценки. В то же время организованная игра и процесс подготовки к ней позволит сформировать те же интегративные качества.Правила игры «Аукцион» для педагога и детей «Аукцион» проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Игра рассматривается, как форма диагностики и организации досуга ребенка. Лучше всего планировать игру тематическую (по виду деятельности, образовательным областям) Общие правила аукциона:Аукцион - продажа соревнование (кто больше заплатит, тот и купит)Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товара, который предлагается (выставляется на аукцион). Это своеобразный стимул (больше знаешь - больше шанса заработать, чтобы купить приглянувшейся товар)Хранители и распорядители капитала - воспитатели или сам ребенок. Если игра проводится как состязание между возрастными группами (команды), то деньгами распоряжается воспитатель, если ребенок выступает покупателем и зарабатывает самостоятельно, он и распоряжается собственным капиталом.Сохраненный капитал переходит на следующий аукцион (порядок накопления капитала). Возможны открытия счетов в центробанке («управляющий» фиксирует оставшуюся сумму, и она может быть приплюсована в следующей игре к заработанному капиталу.) Участвуют в торгах только при наличии капитала.Цену можно искусственно поднимать, завышать для азарта или «разорения» соперника. Если игра проводится, как диагностический срез, воспитателю необходимо вопросы подбирать соответственно пройденного материала по образовательным областям (возможна интеграция) или определенной теме. Вопросы на аукционе должны быть четко сформулированы, возможны вопросы – выборы (или –или), не желательны вопросы – рассуждения (они приведут к дискуссии, а цель «аукциона»: заработать и купить). Роль денег выполняют любые заместители (фишки, «куклы», талоны и т.д.) Можно внести в игру дополнительные правила для определенной группы детей. Например:За важные дополнения вручается приз – «капитал»За неправильный ответ – изымается фишкаС торгов удаляются хулиганы«Аукцион» рассматривается как проектная деятельность в детском саду и выступает как результат проекта.Этапы проектирования: Подготовительный: формирование проблемы;определение задач социально - личностностного развития;определение образовательных областей и реализация их в видах деятельностиОсновной:Разработка тематического плана непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.Например: Тема аукциона «Все обо всем». Воспитатель может запланировать НОД в ходе познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативной, чтении художественной литературы и др., в ходе которых у ребенка расширяется информационное поле, он получает информацию, которой будет пользоваться на аукционе. В совместной деятельности планируются игровые ситуации и упражнения, дидактические игры, заучивание стихов, просмотр фильмов, наблюдения, целевые прогулки. Воспитатель в праве выбрать любой вид деятельности. Именно вопросы, которые воспитатель сформулировал в аукционах по образовательным областям и категориям знаний определят темы образовательного процесса. Работа с родителямиЗаключительный:Проведение игрыСценарий интеллектуальной игры «Аукцион»Аукцион «Все обо всем»Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, изобразительное искусство.Товары на аукционе: Развивающая игра «Кто, где живет» Лото «Люби и знай свой край» 4 комплекта по 5 игр , Глобус,Ведущий напоминает правила аукциона:Аукцион - продажа соревнование (кто больше заплатит, тот и купит)Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товараСохраненный капитал переходит на следующий аукцион (порядок накопления капитала)Участвуют в торгах только при наличии капитала.Дополнительные правила:С аукциона удаляются хулиганыЗа неправильный ответ отбирается фишкаОглашаются категории знаний:География и естествознание Все об искусствеРодной язык мой русскийМатематика категория: География и естествознание(воспитатель задает поочередно вопросы каждой команде, за правильный ответ – фишка)Как называется модель Земли (глобус)Назовите водоемы земного шара (океан, море, озеро, река, пруд)Назовите материки и континенты.В какой климатической зоне расположен ВолгоградКакая климатическая зона самая холоднаяКакая самая жаркая.Какие бывают леса?Какие спутники Земли вы знаете?Виды ландшафта. Явления природыназовите природные явления, которые зовутся осадкаминазовите природные явления, которые называются стихией.Какое природное, оптическое явление, бывает за полярным кругом.Какие небесные тела вам знакомыВ какое время года бывает паводок?Богатства недр землиЧто необходимо добыть из недр земли, чтобы получить тепло?Какие минералы необходимы для строительства ( песок, глина, гранит, пепел вулканический, известняк, слюда)Назовите ископаемые, необходимые для ювелирной промышленности.(алмазы, золотой песок и самородки, серебро, камни самоцветы и др) Определите лишний из названного:Мел, песок, известь, руда, каменьЗолото, серебро, песок, никель2. Все об искусствеПосмотрите на экран: перед вами картины ( натюрморт) назовите их одним словомпейзажпортретНазовите картину и ее автора «Три богатыря», «Грачи прилетели», Музыкально – ритмическая пауза Посмотрите на экран : что изображено : бал, народные гуляния, польская пляска (вальс, русские плясовые, полька), послушайте музыку, и под нее исполните то движение, которое соответствует ее характеру.3.Родной язык мой русскийНазовите лишнее в перечисленном, обоснуйте свой ответ: молоток, удочка, пила, клещипенал, кукла, ранец, учебниктроллейбус, автобус, трамвай, электричка.яблоко, груша, огурец, слива.кресло, подушка, диван, кроватьволк, дятел, лиса, медведь жираф, лев, лось, кенгуруплатье, юбка, ботинки, рубашкакепка, панама, рукавицы, шляпамальчик, девочка, женщина, девушкарука, нога, ботинок, голова.книга, телевизор, газета, журнал.камень, песок, дерево, вода Скажи ласково: Лист –листочек, дочь, сумка, солнце, ветка, глаза, рот, уши, дерево.Давайте поиграем. Я называю слово, а вы противоположное по значению. Горький – (сладкий), высокий - _________ , лысый - ______, стоять - ________, мягкий -________, гладкий - ________, чистый -________, Лимон. Какой? Назови 5 качеств. (желтый, кислый, ароматный, овальный, вкусный)Морковь, огурец, машина, дом.Скамейка изготовлена из дерева. Какая она? Компот, сваренный из вишни. Котлета из мяса. Какая? Сок из моркови. Какой сок?Хлеб из пшеницыКаша из рисаНоски из шерстиМатематика наукаВнимание на экран ( используется ММП)Какие по форме предметы: квадратные, круглые ( на экране изображены телевизор, окно, и другие)Решение математических задач наглядно (экран) – по 2 задачи на каждую команду соответственно содержанию ООП.Решение словесных стихотворных задач. Ведущий: Все категории знаний освещены. Команды заработали капитал и готовы к торгам. Торги: Ведущий показывает товар и назначает стартовую цену. Дети соревнуются - покупает тот, кто больше заплатит. Воспитатель может координировать действия детей и цену