"Технологии интерактивного обучения в условиях детского сада"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технологии интерактивного обучения в условиях детского сада"
Автор: Сигитова Ирина Анатольевна

Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №276 Тракторозаводского района Волгограда» ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА«Игра «Аукцион» как интерактивное средство обучения и эффективное неформализованное средство мониторинга усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Автор: Сигитова Ирина Анатольевна – заместитель заведующего по УВР МОУ детского сада №276Волгоград, 2013Содержание:Введение ………………………………………………………………….. 3Правила игры «Аукцион» для педагога и детей. …. ………………. 5«Аукцион», как проектирование деятельности педагога в детскомсаду ………….. ……………………………………………………………. 6Сценарий интеллектуальной игры «Аукцион» ………………………. 8Приложения: на SD-R
  • ММП Аукцион «Все обо всем»
  • Методические рекомендации к проведению аукциона – ММП
  • Музыкальные фрагменты для категории «Музыка»
  • Введение: Социальные процессы, происходящие в нашей стране, мире заставляют пересмотреть цели образования. Если раньше на первый план выходили ЗУН, то сейчас мы должны развить в ребенке такие личностные качества, которые помогли бы ему определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника. Ребенок к 6 годам должен:- быть физически развитым, владеть основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка должны быть сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности. Он должен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации ребёнок может преобразовывать способы решения задач (проблем). Он способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.;– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; обществе, его культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; мире;– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.Ребёнок должен уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;– владеть необходимыми умениями и навыками. У ребёнка должны быть сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Очевидно, что в этом перечне интегративных качеств наряду с личностными качествами (любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения и др.) есть и показатели предметной и метапредметной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.- быть любознательным, активным. Ребёнок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Он задаёт вопросы взрослому и любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому.Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;– быть эмоционально отзывчивым.Ребёнок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен в зависимости от ситуации менять стиль общениясо взрослым или сверстником;– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдатьэлементарные общепринятые нормы. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Он способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила) и в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он что-то знает, но может использовать новое знание только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен или только в ответ на вопрос, но в реальной жизни не использует данный опыт – это означает, что это знание, опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. А стало быть, положительная оценка (которую ребенок может получить при, например, опросе) не будет отражать реального уровня его развития. Предложенная форма организации диагностики, а так же как средство социально-личностного развития Интеллектуальная игра «Аукцион» и будет являться эффективным средством и надежным источником оценки. В то же время организованная игра и процесс подготовки к ней позволит сформировать те же интегративные качества.Правила игры «Аукцион» для педагога и детей «Аукцион» проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Игра рассматривается, как форма диагностики и организации досуга ребенка. Лучше всего планировать игру тематическую (по виду деятельности, образовательным областям) Общие правила аукциона:
  • Аукцион - продажа соревнование (кто больше заплатит, тот и купит)
  • Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товара, который предлагается (выставляется на аукцион). Это своеобразный стимул (больше знаешь - больше шанса заработать, чтобы купить приглянувшейся товар)
  • Хранители и распорядители капитала - воспитатели или сам ребенок. Если игра проводится как состязание между возрастными группами (команды), то деньгами распоряжается воспитатель, если ребенок выступает покупателем и зарабатывает самостоятельно, он и распоряжается собственным капиталом.
  • Сохраненный капитал переходит на следующий аукцион (порядок накопления капитала). Возможны открытия счетов в центробанке («управляющий» фиксирует оставшуюся сумму, и она может быть приплюсована в следующей игре к заработанному капиталу.)
  • Участвуют в торгах только при наличии капитала.
  • Цену можно искусственно поднимать, завышать для азарта или «разорения» соперника.
  • Если игра проводится, как диагностический срез, воспитателю необходимо вопросы подбирать соответственно пройденного материала по образовательным областям (возможна интеграция) или определенной теме. Вопросы на аукционе должны быть четко сформулированы, возможны вопросы – выборы (или –или), не желательны вопросы – рассуждения (они приведут к дискуссии, а цель «аукциона»: заработать и купить). Роль денег выполняют любые заместители (фишки, «куклы», талоны и т.д.) Можно внести в игру дополнительные правила для определенной группы детей. Например:
  • За важные дополнения вручается приз – «капитал»
  • За неправильный ответ – изымается фишка
  • С торгов удаляются хулиганы
  • «Аукцион» рассматривается как проектная деятельность в детском саду и выступает как результат проекта.Этапы проектирования: Подготовительный:
  • формирование проблемы;
  • определение задач социально - личностностного развития;
  • определение образовательных областей и реализация их в видах деятельности
  • Основной:
  • Разработка тематического плана непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
  • Например: Тема аукциона «Все обо всем». Воспитатель может запланировать НОД в ходе познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативной, чтении художественной литературы и др., в ходе которых у ребенка расширяется информационное поле, он получает информацию, которой будет пользоваться на аукционе. В совместной деятельности планируются игровые ситуации и упражнения, дидактические игры, заучивание стихов, просмотр фильмов, наблюдения, целевые прогулки. Воспитатель в праве выбрать любой вид деятельности. Именно вопросы, которые воспитатель сформулировал в аукционах по образовательным областям и категориям знаний определят темы образовательного процесса.
  • Работа с родителями
  • Заключительный:
  • Проведение игры
  • Сценарий интеллектуальной игры «Аукцион»Аукцион «Все обо всем»Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, изобразительное искусство.Товары на аукционе: Развивающая игра «Кто, где живет» Лото «Люби и знай свой край» 4 комплекта по 5 игр , Глобус,Ведущий напоминает правила аукциона:
  • Аукцион - продажа соревнование (кто больше заплатит, тот и купит)
  • Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товара
  • Сохраненный капитал переходит на следующий аукцион (порядок накопления капитала)
  • Участвуют в торгах только при наличии капитала.
  • Дополнительные правила:
  • С аукциона удаляются хулиганы
  • За неправильный ответ отбирается фишка
  • Оглашаются категории знаний:
  • География и естествознание
  • Все об искусстве
  • Родной язык мой русский
  • Математика
  • категория: География и естествознание
  • (воспитатель задает поочередно вопросы каждой команде, за правильный ответ – фишка)
  • Как называется модель Земли (глобус)
  • Назовите водоемы земного шара (океан, море, озеро, река, пруд)
  • Назовите материки и континенты.
  • В какой климатической зоне расположен Волгоград
  • Какая климатическая зона самая холодная
  • Какая самая жаркая.
  • Какие бывают леса?
  • Какие спутники Земли вы знаете?
  • Виды ландшафта.
  • Явления природы
  • назовите природные явления, которые зовутся осадками
  • назовите природные явления, которые называются стихией.
  • Какое природное, оптическое явление, бывает за полярным кругом.
  • Какие небесные тела вам знакомы
  • В какое время года бывает паводок?
  • Богатства недр земли
  • Что необходимо добыть из недр земли, чтобы получить тепло?
  • Какие минералы необходимы для строительства ( песок, глина, гранит, пепел вулканический, известняк, слюда)
  • Назовите ископаемые, необходимые для ювелирной промышленности.(алмазы, золотой песок и самородки, серебро, камни самоцветы и др)
  • Определите лишний из названного:
  • Мел, песок, известь, руда, камень
  • Золото, серебро, песок, никель
  • 2. Все об искусстве
  • Посмотрите на экран:
  • перед вами картины ( натюрморт) назовите их одним словом
  • пейзаж
  • портрет
  • Назовите картину и ее автора «Три богатыря», «Грачи прилетели»,
  • Музыкально – ритмическая пауза
  • Посмотрите на экран : что изображено : бал, народные гуляния, польская пляска (вальс, русские плясовые, полька), послушайте музыку, и под нее исполните то движение, которое соответствует ее характеру.
  • 3.Родной язык мой русский
  • Назовите лишнее в перечисленном, обоснуйте свой ответ:
  • молоток, удочка, пила, клещи
  • пенал, кукла, ранец, учебник
  • троллейбус, автобус, трамвай, электричка.
  • яблоко, груша, огурец, слива.
  • кресло, подушка, диван, кровать
  • волк, дятел, лиса, медведь
  • жираф, лев, лось, кенгуру
  • платье, юбка, ботинки, рубашка
  • кепка, панама, рукавицы, шляпа
  • мальчик, девочка, женщина, девушка
  • рука, нога, ботинок, голова.
  • книга, телевизор, газета, журнал.
  • камень, песок, дерево, вода
  • Скажи ласково: Лист –листочек, дочь, сумка, солнце, ветка, глаза, рот, уши, дерево.
  • Давайте поиграем. Я называю слово, а вы противоположное по значению.
  • Горький – (сладкий), высокий - _________ , лысый - ______, стоять - ________, мягкий -________, гладкий - ________, чистый -________,
  • Лимон. Какой? Назови 5 качеств. (желтый, кислый, ароматный, овальный, вкусный)
  • Морковь, огурец, машина, дом.
  • Скамейка изготовлена из дерева. Какая она?
  • Компот, сваренный из вишни.
  • Котлета из мяса. Какая?
  • Сок из моркови. Какой сок?
  • Хлеб из пшеницы
  • Каша из риса
  • Носки из шерсти
  • Математика наука
  • Внимание на экран ( используется ММП)
  • Какие по форме предметы: квадратные, круглые ( на экране изображены телевизор, окно, и другие)
  • Решение математических задач наглядно (экран) – по 2 задачи на каждую команду соответственно содержанию ООП.
  • Решение словесных стихотворных задач.
  • Ведущий: Все категории знаний освещены. Команды заработали капитал и готовы к торгам. Торги: Ведущий показывает товар и назначает стартовую цену. Дети соревнуются - покупает тот, кто больше заплатит. Воспитатель может координировать действия детей и цену