«Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
Автор: Лушникова Юлия Викторовна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №10 общеобразовательного вида.ПРОЕКТТема: «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»Автор: Лушникова Юлия ВикторовнаСтаж работы: 4 годаКатегория: нетСарапул 2010 год.Структура проекта.Название проектаАвторыСодержание проектаГеография проектаСрокАктуальность проблемы, обоснование значимостиСуть инициативы (назначение проекта)Участники проектаТеоретические положения, основные идеи Принципы проекта Цель Задачи Прогнозируемый результат Критерий измерения результатов Ресурсное обеспечение Этапы проекта Условия реализации Перспектива развития Библиография ПриложениеАктуальность. Обоснование. Значимости.Изучая нормативные документы: Закон об образовании, Концепцию, Стандарты образования, Рабочую программу я увидела , что развитие коммуникативных навыков является важной задачей.Дети имеют низкий уровень коммуникационных навыков.Проанализировав и стороны развития:ФизическоеСоциальное Познавательное Художественно-эстетическое Важна социальная готовность к школе ребенка. В современном обществе наблюдается изменения обучаемости на занятиях, т.к мы не дали детям наиграться. А в игре ребенок может брать на себя разные роли. Сегодня он может взять главную роль, а завтра второстепенную, поэтому навыки общения, приобретаемые в игре более насыщенны, глубокие, яркие. В игре дети учатся взаимодействовать, общаться.Так же развитие коммуникативных навыков способствует легкому прохождению ребенком кризиса возраста.Современное общество имеет проблему нравственного воспитания подрастающего поколения. Что бы ее решить необходимо обращать внимание на развитие общение, на личностное развитие ребенка. А развитие коммуникативных навыков помогает в нравственном воспитании детей. Ребенок усваивает нормы и правила поведения.Мною выявлено, что у некоторых детей в моей группе есть проблемы: неуверенности и застенчивости. Чтобы решать и проводить коррекционную работу в этом направлении необходимо развивать коммуникативные навыки, навыки общения.Суть инициативыРазработать и использовать систему сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.Участники проектаДетей старшей, подготовительной группы дет. сада №10.Теоретические положения. Основные идеи.Искусство общения – ключ к гармоничному развитию счастливой и успешной личности. Без полноценного общения, без приобретения коммуникативных навыков немыслимо эффективное обучение и гармоничное развитие ребенка. Только в коллективной игре ребенок радостно и легко раскрывает свои способности, познает мир и людей, развивает мышление, внимание, память. Психолог И.А. Зимняя считает, что должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства. Дошкольный возраст – это период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщение к культуре. Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добивается поставленных целей. Напротив, затянувшееся отрицательное эмоциональное состояние играет дес-организующую роль, а в дальнейшем приводит к формированию негативной жизненной позиции.Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научится вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяет педагогу установить эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками. Умение управлять своим эмоциональным состоянием является важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Эти два взаимосвязанных навыка (умение контролировать свои эмоции и умение общаться) наилучшим образом формируется в процессе детской игры.Китайская мудрость гласит: “Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого”. В данном случае ее можно понимать так: чем раньше мы научим ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети, будем понимать друг друга.Н.К. Крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, который игра оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средство их выполнения.А.М. Горький: “Игра – путь детей познанию мира, в котором они живут и который признано изменить”.С.Л. Рубенштейн: “в игре, как в фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности”. Принципы проектаДоступностьАктивностьНет индивидуальных особенностейОткрытостьМногократность повторенияГибкий подходЦельРазвитие коммуникативных навыков через систему сюжетно-ролевых игр.ЗадачиСоздать условия для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру.1. разработать методическое обеспечение, организацию сюжетно-ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе. 2. разработать сценарии 3 . организовывать реализацию этих игр. 4. создать обогащенную предметно-развивающую игру 5. организовать взаимодействие с родителями Для детейСоздать для детей систему коммуникативных навыков и действийСформировать систему коммуникативных эталонов и образцов. Сформировать навыки применения коммуникативной деятельности.Для взрослыхСформировать у родителей представление о формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников.Привлечь родителей к созданию предметно развивающей среды для сюжетно-ролевых игр.Способствовать применению знаний родителей в домашних условиях.Прогнозируемый результатСоздано методическое обеспечениеСоздана развивающая средаОрганизованна система сюжетно-ролевых игр с детьми по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольниковДля детейДети владеют коммуникативными навыкамиУ детей сформированы навыки сюжетно-ролевых игр.Дети применяют свои знания и умения в самостоятельной и совместной деятельности.Для родителей40% активно участвуют в организации развивающей среды20% хорошо знакомы с технологией развития коммуникативных навыков40% используют на практике (дома)Критерии измерения результатовМетодика «Лесенка» (определение самооценки):+ (норма) – ставит себя на более высокую или самую высокую ступень- (отрицательное отношение к себе, неуверенность) –ставит себя на нижнюю ступень2. Методика «Два домика» (особенности взаимоотношений в группе):Симпатии – красный домАнтипатии – черный домОценка коммуникативных навыков (наблюдения).Уровни:Высокий – поведение в общении устойчивое, положительно направленное. Охотно вступает в общение как со сверстниками, так и со взрослыми, умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь, умеет найти выход из конфликтной ситуации. Легко идет на контакт со взрослыми, откликается на их просьбы. Действует со взрослыми сообща и под руководством, легко принимает помощь взрослого.Средний – поведение и общение направлены положительно. В новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослого. Чутко реагирует на оценку своих действий, осуществляется элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие, в основном принимает и подчиняется правилам. В знакомой обстановке активен, но мало инициативен. Пытается найти выход из конфликтной ситуации. Легко идет на контакт со знакомыми взрослыми, но инициатором общения бывает редко.Низкий – поведение не устойчивое, ситуативное. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, часто наблюдается проявление негативного поведения. Ребенок не активный, инициативу не проявляет , не умеет подчиняться правилам, не может найти выход из конфликтной ситуации. На контакт со взрослыми идет с трудом, общение, в основном, односторонне.Оценка игровых умений детейВысокий уровень Активно включается в игруПринимает любую рольИспользует разные средства общения и взаимодействияСредний уровень Постепенно включается в игруПринимает роли выборочноМало использует средств общения и взаимодействияНизкий уровень В основном держится в стороне (наблюдатель)Редко может принимать роли мелкого характераНе использует средства общения и взаимодействия с окружающимиРесурсное обеспечениеИнформационное:Концепция дошкольного воспитанияПрограмма ДОУ №10Рабочая программа старшей, подготовительной группы «Педагогика» Н.В. КраснощековаПсихология Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько«Организация сюжетно-ролевой игры в дет. саду» Н. Михайленко, Н. Короткова«Уроки «добра», методика коррекционно развивающих занятий С.И. Семенока«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» П.Н. Жучкова«Растем- играя» В.А. Недоспасова «Общение, дети 5-7 лет» Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова «Система воспитания индивидуальности дошкольника» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Вместе веселее» Е.В. Пылеева «Развитие навыков ребенка в играх , терминах, тестах» Т.Б. Мазепина «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» С.С. БычковаОрганизационноеОрганизация средыОрганизация диагностикиОрганизация проведения сюжетно-ролевых игр в образовательном процессеОрганизация системы мероприятий с семьями по данной теме (консультация совместных мероприятий) МетодическоеРазработать рабочую программу Разработать перспективный планРазработать план самообразования Разработать систему С.Р.И.Разработать консультации, семинарыРазработка тренингов, семинаров, открытых практикумовМатериально – техническоеСоздание воспитательно-образовательной среды (приобретение атрибутов)Приобретение оборудованияПриобретение методической литературыПервый этапПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.Цель:Создание условий для работы со старшими дошкольниками по развитию коммуникативных навыковЗадачи: Разработать методическое обеспечение для организации С.Р.И. в воспитательном процессе.Организовать рекомендации. С.Р.И.Создать материально - техническую базу необходимую для осуществления целей и задач.Создать обогащенную развивающую среду.Ожидаемый результат:Созданы все условия для организации работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников через С.Р.И.План проекта мероприятийРазработать диагностический инструмент С.Р.И + коммуникативные навыкиРазработка перспективного плана с детьми и родителямиРазработка алгоритма планирования игрыРазработка системы игрРазработка учебно-базисного планаДля педагога:Организовать работу по подготовке развивающей среды для осуществления работыСоздание предметно-развивающей среды- зона С.Р.И.- зона подготовки к С.Р.И.- организация: коробочки советов, стульчик дружбы, зеркало общения, лист настроения- подготовка оборудования- приобретение оборудования- обшить куколДля родителей:Организация информацииОрганизация папки-ширмыФото Стенд «Как мы общаемся в группе»2 этапПРАКТИЧЕСКИЙ.Цель:Организация воспитательно-образовательного процесса по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с помощью С.Р.ИЗадачи: Сформировать систему коммуникативных навыковСформировать систему этапов коммуникативных навыковСформировать умение применять знания в играх, в жизниРодителям:Осуществлять взаимодействие с семьей через проектные мероприятия с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков через С.Р.ИПроектные мероприятия: Проведение - первичной диагностики: срок октябрь 2009 год. (ответственный: воспитатель Ю.В. Лушникова)- промежуточной диагностики: срок январь 2010 год. (ответственный: воспитатель Ю.В. Лушников)- итоговой диагностики: срок май 2010 год. (ответственный: воспитатель Ю.В. Лушникова)Организация С.Р.И. в воспитательном процессе: на занятиях, в совместной деятельностиОформление «Лист настроения»Разработка системы игр для детейРазработка консультации «сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка»Выступление на педагогическом советеЗнакомство с эталонами общенияДля родителей:Родительское собрание: тема « »3 этапЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЦель:Фиксация результатов, анализ результатов, подведение итогов проекта:Анализ результатов работы с детьмиПринятие решения о завершении проектаСамоанализ Защита проектаОжидаемый результат:Все проектные мероприятия выполнены. Опыт работы представлен на семинаре.Дети:Дети овладели коммуникативными навыкамиДети умеют использовать коммуникативные навыкиРодители: 45% активно включились.75% внесли вклад в развитие среды.ПриложениеПерспективный план работы по теме: “Развитие коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру”Перспективный план по коммуникативным играм.Консультации для родителей по данной теме.Консультация для родителейТема: Нравственное воспитание детейН.К. Крупская говорила: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности. Надо уметь воспитывать в них с самых ранних лет общественников, развивать в них чувство товарищества, дружбу между мальчиками и девочками , дружбу между ребятами разных национальностей , воспитывать у них силу воли, интерес к окружающей жизни, к труду ,к учебе.Поэтому так важно : во первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и что бы он хотел им подражать, во вторых, чтобы организовывали нравственно направленную деятельность ребенка систематическими упражнениями его в нравственных поступках.«Как воспитывать детей» - самое важное не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой, что хочешь, то и можешь сделать, не смотрите на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку.Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но всё же человека- « человека будущего».Задачи для подготовительной группы:Прививать любовь и уважение к родным и близкимПривязанность и уважение к воспитателюЛюбовь к родному городу, родной природеСтремление порадовать старших хорошими поступкамиВоспитывать желание быть полезными окружающимФормировать дружеские отношения между детьми, привычку играть и заниматься сообщаУмение подчиняться требованиям взрослого, установленным нормам поведенияВ своих поступках следовать примеру хороших людей, героическим персонажам известных художественных произведений.В нравственном развитии детей шести лет имеют большое значение занятия. Деятельность ребенка на занятии создает условия для формирования у него умения стабилизировать внимание, достижения цели, умение выполнять роботу за определенное время, подчинять свои желания требования педагога и др. продолжается развитие самостоятельности, организованности, настойчивости, коллективизма, формируется интерес к учениюКонсультация для родителей.Тема: Детский сад и семья. Как воспитать у детейуверенность в себе.Одним из позитивных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, осуществление индивидуального подхода к детям с эмоционально – личностными проблемами.В настоящее время, по данным известного детского психолога Л.Н. Галигузовой, застенчивость, неуверенность в себе и своих возможностях в той или иной степени свойственный 42% российских дошкольников.Особую опасность эти состояния представляют на 5 году жизни: “В 4 года у мальчиков и девочек проявляется заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживания случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте”. Чаще, отмечаются несамостоятельность, пассивность, (зависть), медлительность и тики. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности многое другое осложняют жизнь ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу.Кроме того, по мнению педагогов и психологов (С.К. Нартова – Бочавер, М.Ю. Стожарова и др.), В настоящее время значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не желая сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами науки и т.п., при этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.По мнению специалистов (психиатры, психологи), интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.Результаты исследований свидетельствуют о том, что жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями и педагогов. А это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведет к ухудшению за счет вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции д.р.В итоге это может привести к “нажитой” психопатии, появлению педагогической запущенности. В ряде исследований по смежным проблемам (О.С. Богданова, Ю.В. Гербеев, Л.Ю. Гордин, Е.А. Горшков, И.А. Каиров, В.М. Коротков, И.С. Марьенко, Г.П. Медведев, Г.М. Миньковский, В.И. Петрова, О.А. Свиридов, Ю.П. Сокольников, Н.В. Ялпаева), указано, что одной из причин появления трудных подростков, является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть “наедине с самим собой” уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживали неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывали сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми. Но как выявить таких детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено, так как пограничное психическое состояние не является болезнью в обычном понимании. Педагоги констатируют некомпетентное отношение родителей к своим детям, но и сами не в состоянии справиться с ситуацией. Назовем причины этого.- Профессиональная подготовка воспитателей к работе с родителями проблемных детей в средних и высших специальных учебных заведениях осуществляется недостаточно эффективно; литература по данному вопросу фактически отсутствует.- Воспитатели не владеют методами и приемами работы с детьми по формированию у них уверенности в себе.Для решения проблемы необходимо провести теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию новых педагогических методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью формирования у детей уверенности в себе. Эту работу, по мнению психологов, психиатров, невропатологов, наиболее целесообразно проводить с детьми 5 года жизни.В результате специального исследования было установлено, что формирование у детей 5 года жизни уверенности в себе в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно при следующих условиях: - целенаправленная работа заведующей и методиста по обучению воспитателей установлению с родителями доверительного делового контакта; - изучение воспитателями отношения детей 5 года жизни к себе с использованием традиционных методик и их рассказов о личных переживаниях в детском саду и семье; - планирование совместной воспитательно – образовательной работы детского сада с семьей; - проведение специальной работы по повышению психолого – педагогической культуры родителей, с целью- ознакомления их с социальными последствиями, чувством неуверенности у детей как с тормозящими и искажающими ход психического развития ребенка;Реальное участие родителей в воспитательно – образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений; - реализация индивидуального подхода к каждому ребенку в детском саду, систематический анализ возможностей, интересов и склонностей ребенка в семье.