"Дидактические игры для развития тактильных ощущений у дошкольников."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактические игры для развития тактильных ощущений у дошкольников."
Автор: Литвинова Юлия Сергеевна

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».В. И. Сухомлинский     Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).     Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. 1.  «Тактильные крышечки».Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.(варианты игры)1).«Найди пару»Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.Ход игрыпредложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д. предложить найти одинаковые по ощущениям.Усложнение: искать одинаковые крышки  внутри непрозрачного мешка.2)."Найди не похожие крышечки»Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.3)."Угадай на что (кого) похоже"Эта игра для детей 5-7 летЦель: находить ассоциации тактильным ощущениям.Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.4).«Сделай такой же узор»Цель: учить различать  и находить предметы определенного цвета и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.Ход игры: предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.2. «Лабиринт»Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.3. «Сухой дождь»Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.Дождик, дождик веселей,Капай, капай не жалей,Брызни в поле пуще ~Станет травка гуще.Только нас не замочи,Зря в окошко не стучи!Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.4. «Угадай, из чего сделан предмет»Цель: определение фактуры материала при прикосновении.Материал:  набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.5. «Определи на ощупь»Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.6.Догадайся, что за предметЦель: определение знакомых предметов на ощупь.Материал:  тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).Ход игры: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.7.«Чудесный мешочек»Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.8 «Узнай фигуру»Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.9. «Кто быстрее»Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.Материал: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.10.«Бусы»Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности11. «Почтовый ящик»Цель: различение геометрических форм на ощупь;умение пользоваться методом проб.Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.Ход игры: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.12. «Платочек для куклы»Цель: определение фактуры материала на ощупь.Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.13. «Сухой бассейн»Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам .Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.Варианты игр.1). «Найди на ощупь».Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.2). «Найди и разложи».Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)3). «Найди букву на ощупь».Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква14. «Узнай предмет по контуру»Цель: определение предмета по контуру.Материал:  лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).Ход игры: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.15.«Бабочка-коробочка»Цель: Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.Материал: игрушка с нашитыми пуговицами.Ход игры: предложить детям расстегнуть пуговицы. Можно придумать разные варианты вопросов.16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»Цель: определение фактуры материала на ощупь.Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.17. «Соедини коробки»Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.18. «Разложи по размеру»Цель: определение размера наполнителей на ощупь.Материале: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.пХод игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.19. «Собери матрешку»Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.Материал: две матрешки-вкладыши.Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.20. «Золушка»Цель: различение мелких предметов на ощупь.Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.21. «Пирожки»Цель: развитие осязательных ощущений руки.Материал: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).Ход игры: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.22. «Геометрик»Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.Материал: доска с гвоздями, резинки.Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.23. «Гладкая – шершавая»Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.Материал: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.Ход игры: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.24. «Холодно - тепло – горячо»Цель: определение температуры воды на ощупь.Материал: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).Ход игры: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.25. «Сенсорная тропа для ног»Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.Ход игры: педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.26. "Тактильные перчатки"Цель: развивать тактильное восприятие у дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.Задачи:- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения.1)Игра-массаж «Ёжик» (колючая перчатка)Катится колючий ёжик,Нет ни головы ни ножек,Мне по пальчикам бежитИ пыхтит, пыхтит, пыхтит.Бегает туда-сюда,Мне щекотно, да, да, да!Уходи, колючий ёж,В тёмный лес, где ты живёшь!Проводить перчаткой сначала по пальчикам, затем по всей руке2).Игра-массаж «Жучок» (перчатка с бусинами)Игра-массаж «Жучок» (перчатка с бусинами)Этот маленький жучок по траве гуляет,Травку сочную найдёт и её кусает.Этот маленький жучок, по кустам гуляет,Листик сладенький найдёт и его щипает.Этот маленький жучок по ветвям гуляет.Этот маленький жучок выше залезает.Он не будет нас кусать,Хочет он чуть-чуть поспать!Проводить перчаткой по ножкам, затем по ручкам, в конце – по голове ребенка. Легко пощипывать кожу3)Игра-массаж «Лошадка» (перчатка с мягкими шариками)Игра-массаж «Лошадка» (перчатка с мягкими шариками)Вот бежит лошадка, сделана из ватки,Она кашки не ест, молочка не пьёт,Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.Всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать»по спинке и по ручкам ребёнка3)Игра-массаж «Кошка» (перчатка с мехом)Смотрите, смотрите, что я принесла!Смотрите, кошку я нашла!Она по ладошке тихонько ползётСначала по кругу, а после вперед.По ручке она до плеча доползает,И шейку кошка очень нежно ласкает.Куда побежит - интересный вопрос.Она прибежала на маленький нос!Потом эти ушки она гладить хочет,Одно и другое немножко щекочет.Но кошечке надо теперь отдыхать,Она убежала чуть-чуть полежать.Проводить перчаткой в соответствии с текстом4)Игра-массаж «Змейка» (кожаная перчатка)Змеи ползать лишь умеют,Плавают еще быстрее.Жабок, рыбок и зверушекМелких очень любят кушать.На людей не нападают,Разве только защищаясь.Они жалят и кусают.Пусть об этом каждый знает.Этот злой народ леснойПусть обходит стороной.Проводить перчаткой по рукам и ногам ребенка. Пощипывать кожу.5)Игра-массаж «Репей» (перчатка с липучками)По дороге на ручей на меня напал репей.За штанину уцепил, к речке дальше не пустил.Три часа я с ним сражался, еле-еле оторвался.А бессовестный репей вновь на курточке моей.Прилепился и на мне едет, словно на коне.Захватил меня он в плен от панамки до колен.Проводить перчаткой сначала по ногам, затем по рукам.6)Игра-массаж «Трактор» (перчатка с молнией)Ехал трактор по лугам,По ботинкам и ногам,По стене и по двери,По Москве и по Твери.Через север на восток,Через коврик на мосток,В эту сторону и туПо собаке и коту,По коленям и рукам,По спине и по бокам.Проводить перчаткой в соответствии с текстом7)Игра-массаж «Мячик» (перчатка с резиновыми пупырышками)Скачет мячик прыг да скок,Скачет мячик на порог.Скачет десять раз подрядОт ладошки и назад.Проводить перчаткой от ладони до плеча8)Игра-массаж «Гусеница» (перчатка с шнуром)Игра-массаж «Гусеница» (перчатка с шнуром)Листья, зелень, травку ли –Съела всё внизуИ, цепляясь лапками,Вверх теперь ползу.Проводить перчаткой снизу вверх9)Игра-массаж «Мочалка» (перчатка с мочалкой-розочкой)Я мочалку намочу,Мыльцем я ее натру.Быть я чистеньким хочу,Рано-рано поутру.Вымою я ручки, ножки,Спинку, левый, правый бок.И животик тру немножко,Чтоб сверкать, он тоже мог.Проводить перчаткой по телу ребенка в соответствии с текстом27.Сенсорная коробка «Слоненок»Цель:• Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов.• Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.• Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.Ее использование многообразно. Ее можно использовать как тематически, например, изучение геометрических фигур, или большой – маленький, твердый- мягкий, короткий-длинный так и просто для игр.Ход игры:1)«Угадай что лежит»Каждый из играющих должен по очереди опускать руку в хобот, нащупывать игрушку и на ощупь определять и называть, что это. Затем вытаскивает игрушку. Если угадал — забирает себе. Если не угадал — отправляет обратно.2)«Найди второй»Насыпать в слоника предметы парами. Игрок вытаскивает один предмет, затем на ощупь находит такой же второй.3)«Узнай фигуру»На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в слонике. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.28.Тактильные мешочкиЦель:Побуждение проявления познавательного интереса. стимулирование развития воображения, развитие крупной и мелкой моторики, развитие умения описывать предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, размеры, развитие навыков связной речи.Ход игры:«Найти пару для своего мешочка»Ребенку предлагается мешочек. «Посмотри на мешочек. Еще раз внимательно пощупай его. А теперь найди из остальных мешочков мешочек с таким же содержимым». После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочки на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.29.Тактильная доска «Домашние животные»Цель : Обогащение зрительных и тактильных ощущений; развитие зрительной и тактильной памяти; развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; ознакомление с домашними животными; развитие мелкой моторики, связной речи, обогащение словарного запаса слов.Ход игры :1)«У кого какая шубка»Дети изучают животных, трогают и различают разные по ощущениям шубки животных.2)«Угадай кто спрятался»Предложить детям внимательно посмотреть на животных и попросить закрыть глазки. Прикрыть одного из животных, когда дети откроют глаза спросить кто же из животных спрятался от них. Играть можно несколько раз. 30.«Иголки для ежиковЦель:Изучение и различие четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий, а также развития внимания, мелкой моторики пальцев, познавательной активности.Ход игры:«Помоги ёжикам»Непослушные зверята перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ёжикам подобрать для них иголки по цвету. Ребенку нужно выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика и нацепить их на ёжика.31. «Цветные крышечки»Цель:Продолжение знакомства детей с четырьмя основными цветами, учить различать их. Развитие мелкой моторики рук. Развитие быстроты реакции, внимания, мышления. Развитие тактильных ощущений.Ход игры:«Разложи по цвету»Воспитатель ставит на стол перед детьми баночки четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Крышки, соответствующих цветов, высыпает в отдельную емкость. И предлагает детям по очереди брать несколько крышек и класть их в баночку соответствующего цвета.Сначала воспитатель в качестве примера кладет крышки в баночку сам и специально хочет положить крышку одного цвета в ведро другого цвета. Дети исправляют воспитателя. После этого дети сами по очереди берут по несколько крышек разных цветов и раскладывают их по баночкам. Если ребенок ошибается, другие дети исправляют его и подсказывают, как нужно сделать правильно.