В лаборатории "Фиксиков"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: В лаборатории "Фиксиков"
Автор: Мялицина Татьяна Сергеевна
Семейный клуб «Навстречу друг другу»«В лаборатории «Фиксиков»Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.Задачи: раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день;расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка;познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.Подготовка: оформить каждому родителю приглашение, выполненное детьми в виде аппликации; оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты на кухне»; анкеты для родителей; памятка «Как ответить на детские вопросы».Форма проведения: лабораторияОборудование и материалы: мультимедийная доска, проектор, 2 стола, оборудованные материалами, необходимыми для проведения экспериментов, таблички 2-х цветов – красная и зеленая.Участники: Ведущие – воспитатели группы; дети, родители.Место проведения: группа Ход мероприятия: (воспитатели встречают родителей в костюмах героев мультфильма «фиксики» раздают карточки 2-х цветов (красные и зеленые, предлагают занять места на стульях соответствующего цвета) Родители входят в группу, по карточкам находят стул, с прикрепленной к нему карточкой такого же цвета и садятся. Стулья разделены на два сектора (красный, зеленый) и расположены небольшим полукругом. Воспитатель 1-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей лаборатории. Передо мной на столе находятся обыкновенные пластиковые бутылки, наполненные водой. Но хочу заметить, уважаемые родители, что вода в этих бутылках не простая, она – волшебная. Стоит только закрыть глаза, загадать желание, потрясти бутылку, и у того, у кого вода поменяет цвет, желание непременно сбудется. А чтобы это доказать, я порошу двух родителей выйти ко мне. (родители выходят, загадывают желание, трясут бутылку с водой, и у каждого родителя вода в бутылке меняет цвет, родители садятся на свои места). Посмотрите, желания всех, кто выходил ко мне, непременно сбудутся, вода в одной бутылке стала зеленой, в другой – красной! Но как, же так произошло? Каким образом вода поменяла цвет? (предположения родителей). Уважаемые родители, вы сами видели, как простой опыт с водой у нас, у взрослых людей вызвал бурю эмоций, интерес, радость от полученного результата, а что говорить о детях? Мы не зря начала наше собрание с опыта, потому что, как вы, наверное, уже поняли, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, также сегодня мы поэкспериментируем сами и посмотрим, как экспериментируют наши дети, узнаем, что необходимо делать, чтобы дети проявляли познавательную активность. Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, их нужно направлять. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский эксперимент. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. - Воспитатель 2. - Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать? (ответы родителей). На самом деле ребенок начинает экспериментировать не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир. Подумайте над словами Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю…». Как вы понимаете это выражение? (ответы родителей). - Уважаемые родители, так как мы сейчас находимся экспериментальной лаборатории, мы хотим предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов. Вам с вашими детками нужно подойти к столу, на котором находится табличка таким же цветом, что и карточка у вас в руках. На каждом столе находится схема проведения опыта и все необходимые для этого материалы. Следуя схеме, вы должны соединить все составляющие эксперимента воедино, провести эксперимент и сделать выводы. Теперь прошу подойти к столам и начать «действовать». (Родители с детьми проводят эксперименты и обсуждают полученные результаты и причины, по которым появились именно эти результаты).Опыт для красного столаВырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Заключение: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.Опыт для зеленого столаДля проведения опыта вам понадобиться:1ч.л. пищевой соды, лимонная кислота, воздушный шарик, бутылка с водой1.Наливаем и смешиваем в бутылке лимонную кислоту с водой2. Заворачиваем в салфетку пищевую соду так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки, и обматываем нитками.3. Опускаем пакетик с содой в бутылку и быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.Заключение: Пищевая сода и лимонная кислота, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.- Воспитатель 1 Уважаемые родители, вы сейчас были настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент и делали умозаключения. А теперь я хочу предложить вам посмотреть презентацию о том, как экспериментируют дети в нашей группе. (Родители смотрят презентацию). - Воспитатель 1. А сейчас мы вам предлагаем поиграть в увлекательную и любимую нами игру – эксперимент и посоревноваться «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета) В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие. А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия. Я хочу раздать вам памятки, в которых подробно описано, как вы себя должны вести, как вы должны действовать по отношению к своему ребенку. Вы обязательно должны принять данные рекомендации во внимание.- Воспитатель 2. Кроме того, уважаемые родители, ни одну воспитательную или образовательную задачу мы не можем реализовать в полной мере без вашего участия, без вашей помощи. Поэтому предлагаю вам принять участие в пополнении нашего центра экспериментирования. Вы можете приносить природные материалы, различный инвентарь, атрибуты для экспериментирования - халатики, тапочки, перчатки, шапочки, образцы разных видов тканей, вы можете сделать схемы, таблицы к опытам, обозначить на картинке свойства какого-либо материала или явления.На этом наше собрание закончено. До скорой встречи.Список литературыН.В. Нищева Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015Н.В. Нищева Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работ в разных возрастных группах Выпуск №1; №2 – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013Э.Г. Пилюгина Сенсорные способности малыша – М.:Мозаика – Синтез2003Е.А.Носова,Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006