"Пальчиковые игры - это развитие"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пальчиковые игры - это развитие"
Автор: Белан Ирина Петровна

«Пальчиковые игры – это развитие» Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Пение песен, попевок с одновременным выполнением несложных движений рук приносит детям особую радость и интерес к такому виду музыкально – игровой деятельности. В процессе такой деятельности закладывается и развивается потребность ребёнка в певческом самостоятельном исполнительстве, развивается его слух, музыкальная память, вокально – голосовые данные, чувство ритма. С раннего возраста в нём закладывается и воспитывается интерес к музыке, слову, движению. «Игры с ручками», «игры со словом» помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребёнка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Начав с увлекательной игры со своими ручками, ребёнок с удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные и ролевые игры со взрослым, с другими детьми, с интересом проговаривает и запоминает слова потешек, несложные песенки, выполняет плясовые движения. Почему так важны игры со словом? Упражняя пальцы, кисти рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, мы одновременно развиваем и упражняем его речь. Стихотворная основа пальчиковых игр способствует быстрому запоминанию текста ребёнком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и речевой слух, умение сочетать движение и слово. Большинство текстов игр составляют народные песенки, потешки. Всё это способствует формированию в детях литературно – художественного вкуса, интереса к поэзии, книге. Речевые упражнения и игры помогают развивать и эмоциональную сферу ребёнка, дают возможность знакомить его с такими основными видами эмоций, как радость, удивление, обида, боязнь, со способами их проявлений. Пальчиковые игры способствуют формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Играя вместе с детьми, следует поощрять проявление их творческой инициативы, оставляя возможность пофантазировать им самим. Глядя на взрослого, учась у него, ребёнок со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и сопереживать. Пусть ребёнок задумается, а где живёт солнышко с лучиками, каково быть цветочком, о чём думает мышка, сидя в норке, какие сны видит спящий на лавочке кот? Необходимо поощрять проявление детской выдумки, и тогда, совсем скоро, дети станут не только учиться у взрослых, но и сами будут при каждой встрече удивлять их необычным, но необычайно точным видением окружающего мира. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребёнка и к письму, и к чтению. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребёнку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребёнок возбуждён, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Во время игры требуйте от ребёнка выразительной передачи образа. Если каждый день родители будут заниматься по 7 10 минут массажем рук ребёнка пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно. Взрослому, играя вместе с детьми, и самому нужно петь, плясать и, конечно же, придумывать новые слова, интересные ритмы, различные движения, образы, игровые ситуации.