ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Саклакова Нина Максимовна
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ школьниковКУРС «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)Среди сил, формирующих действительность,нравственность является первой.А.ШвейцерНеобходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив, естественно, для этого соответствующий минимум нравственных представлений и понятий, очевидна. Эта работа должна начинаться в начальной школе и продолжаться в процессе всего периода обучения учащихся в общеобразовательной средней школе.Каждый выпускник, оканчивая основную школу, обязан получить соответствующее нравственное образование. Не овладев нравственными знаниями, человек не сможет достойно себя вести среди людей. Нравственные знания – основа жизни человека и общества.Уроки нравственности – новое направление в содержании школьного образования. Развитие нравственных представлений ребенка о соответствующих моральных нормах и поступках требует его ознакомления с различными ситуациями – как близкими, понятными ему, так и с такими, с которыми ему еще не довелось столкнуться. Цель курса: выработка основных этических понятий;усвоение нравственных норм, правил, требований;выработка оценочных моральных принципов, представлений;формирование культуры нравственного поведения;овладение основами нравственного самовоспитания;выработка нравственных основ мировоззрения.Основные задачи нравственного образования:вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;помочь ребенку, начиная с младшего школьного возраста, сознательно вырабатывать нравственную позицию;привить учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружить их соответствующими способами нравственного взросления.Все задачи в процессе их решения пронизаны единой сверхзадачей – понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, человеческих взаимоотношений, формирование представления о самом себе.Включение предмета «Азбука нравственности» в систему учебных дисциплин – дело новое и непростое. Подготовка к уроку требует анализа значительного числа источников. Основные группы источников:все то, что наработано в процессе отбора содержания обучения по разным предметам;детская художественная литература;результаты исследования педагогов, психологов, этики, эстетики; народных традиций, обычаев, нравов, правил;анализ опыта школы, наблюдение за детьми, их поведением, общением, знакомство с результатами детской деятельности.Работа с источниками должна вестись в следующих направлениях:изучение особенностей нравственного развития детей;отбор основных понятий нравственности детей младшего школьного возраста;учет возрастных возможностей детей;обеспечение доступности, образности, яркости, четкости содержания, его соответствия эмоциональности детей, особенностям их мышления;преемственность в содержании, т.е. последовательное развитие представлений и понятий от одного возрастного этапа к другому;постепенное усложнение и углубление нравственных знаний;расстановка акцентов в материале, раскрывающем внутреннюю сущность нравственности (например, мотивы, нравственный выбор, общественное мнение, самостоятельность и др.);отражение в содержании типичных ситуаций и соответствующих им правил, а также обстоятельств, с которыми ребенок может встретиться и к которым должен быть готов (опережающее обучение).Курс включает 6 взаимосвязанных тем-разделов, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу. Рекомендуется следующее распределение учебных часов на каждый из разделов курса «Азбука нравственности» при общей недельной нагрузке из расчета 1 час на каждый класс начальной школы.Тема 1. Нравственные представления младших школьниковИзучение нравственных представлений и понятий младших школьниковВыяснение их нравственного кругозора, уровня нравственной воспитанности, видов их нравственных отношений к окружающим людям, товарищам, старшим, героям книг и кинофильмов, самим себе, к нравственным требованиям и правилам, к нравственным оценкам дел и поведения через игровые и занимательные формы обученияВыяснение форм нравственных взаимоотношений детей на уроках и во внеурочной деятельности, труде, в семье, в общении с природой и т.д.Изучение и формирование представлений учащихся о добре и зле и источниках приобретения нравственных знаний, выяснение взаимосвязи нравственных представлений и знаний с опытом детейТема 2. Простые правила нравственностиЗнакомство с понятием нравственного правилаНравственные требования – основа нравственных правилВиды нравственных правилОбщие правила поведения в школеПравила поведения и дисциплинаПравила поведения учащихсяПравила вежливостиПравила дружбы и товариществаПравила дружной работыПравила честной игры и дрТема 3. Нравственные взаимоотношения детейПонятие о нравственных отношениях детей и их направлениях и видахВоспитание отзывчивости и простейших форм взаимопомощиУважительное отношение к старшимФормирование бережного отношения к вещамФормирование представлений о честном и справедливом отношении к окружающимДругие формы взаимоотношений детейТема 4.Азбука культурного поведенияНравственность и культура поведенияПонятие нравственного поведения как поведения культурногоНравственные основы культурного поведенияКультура поведения как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.Культура личного самообслуживания (личная гигиена и порядок дома и др.)Культура общения (честное отношение к труду, вежливость с окружающими, предупредительность, заботливость, отсутствие грубости, лени и др.)Поведение в общественных местах по соблюдению существующих правилКультура труда (поддержание порядка в личных вещах: одежда, учебные вещи, игрушки, принадлежности гигиены, инструменты, рабочее место, порядок на столе для учебных занятий, бережливость в обращении с вещами и др.), режим и дисциплина в трудеФормирование нравственных качеств личности в процессе культурного поведенияТема 5. Этикет и правила хорошего тонаЧто такое «этикет»Этикет как внешние требования культуры поведенияОсобенности этикета в начальной школеВажность и значение этикетаЭтикет и нравственностьПравила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе, в театре, в гостяхХарактеристика правил хорошего тона в жизни и общенииФормы приветствия людейОбращения к товарищам, знакомым и незнакомым людямФормы обращения с просьбой и извещения людей о приятной и неприятной новостиКультура речиПоведение в гостяхТребования к одеждеПравила точности и обязательностиПоведение за столомПоведение в театре и общественных местах, на природеТема 6. Воспитание нравственных чувствЗначение формирования и развития нравственных чувств младшего школьника для выработки и усвоения его нравственных представлений и понятий и нравственного осознанного поведения; нравственные мотивы и их влияние на формирование нравственных представлений и нравственного поведенияПрочность и эффективность формирования нравственных представлений как зависимость от эмоциональной реакции детей на различные события: умения радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.Пути формирования у младших школьников нравственных чувств: подбор образных выражений, разбор случаев из жизни и художественной литературы, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость, восхищение и т.д.Обсуждение конфликтных ситуаций; моральный выбор, сочувствие, сопереживание, гуманность и благородствоРазвитие у детей способности установить причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других, развитие самостоятельности сужденийРазбор доступных, конкретных и образных примеров. Практикумы-тренингиТребования к уровню нравственного образования учащихся начальной школыУчащиеся, оканчивающие начальную школу, должныиметь первичные представления о нравственности в рамках понятий «добро – зло» и общего знакомства с понятиями о правде, честности, справедливости и ответственности;с точки зрения этих понятий уметь давать элементарные оценки поступкам и делам;уметь правильно с точки зрения нравственных правил эмоционально реагировать в рамках понятий «хорошо – плохо»;знать и применять правила культуры нравственного поведения и простые нормы нравственности.Примерный рекомендательный список наиболее употребляемых нравственных понятий для начальной школыН.М. Саклакова, Учитель ОДКНРМБОУ «Вешенская СОШ»