ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Саклакова Нина Максимовна

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ школьниковКУРС «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)Среди сил, формирующих действительность,нравственность является первой.А.ШвейцерНеобходимость специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив, естественно, для этого соответствующий минимум нравственных представлений и понятий, очевидна. Эта работа должна начинаться в начальной школе и продолжаться в процессе всего периода обучения учащихся в общеобразовательной средней школе.Каждый выпускник, оканчивая основную школу, обязан получить соответствующее нравственное образование. Не овладев нравственными знаниями, человек не сможет достойно себя вести среди людей. Нравственные знания – основа жизни человека и общества.Уроки нравственности – новое направление в содержании школьного образования. Развитие нравственных представлений ребенка о соответствующих моральных нормах и поступках требует его ознакомления с различными ситуациями – как близкими, понятными ему, так и с такими, с которыми ему еще не довелось столкнуться. Цель курса:
  • выработка основных этических понятий;
  • усвоение нравственных норм, правил, требований;
  • выработка оценочных моральных принципов, представлений;
  • формирование культуры нравственного поведения;
  • овладение основами нравственного самовоспитания;
  • выработка нравственных основ мировоззрения.
  • Основные задачи нравственного образования:
  • вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
  • познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
  • сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
  • дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;
  • помочь ребенку, начиная с младшего школьного возраста, сознательно вырабатывать нравственную позицию;
  • привить учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружить их соответствующими способами нравственного взросления.
  • Все задачи в процессе их решения пронизаны единой сверхзадачей – понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, человеческих взаимоотношений, формирование представления о самом себе.Включение предмета «Азбука нравственности» в систему учебных дисциплин – дело новое и непростое. Подготовка к уроку требует анализа значительного числа источников. Основные группы источников:
  • все то, что наработано в процессе отбора содержания обучения по разным предметам;
  • детская художественная литература;
  • результаты исследования педагогов, психологов, этики, эстетики; народных традиций, обычаев, нравов, правил;
  • анализ опыта школы, наблюдение за детьми, их поведением, общением, знакомство с результатами детской деятельности.
  • Работа с источниками должна вестись в следующих направлениях:
  • изучение особенностей нравственного развития детей;
  • отбор основных понятий нравственности детей младшего школьного возраста;
  • учет возрастных возможностей детей;
  • обеспечение доступности, образности, яркости, четкости содержания, его соответствия эмоциональности детей, особенностям их мышления;
  • преемственность в содержании, т.е. последовательное развитие представлений и понятий от одного возрастного этапа к другому;
  • постепенное усложнение и углубление нравственных знаний;
  • расстановка акцентов в материале, раскрывающем внутреннюю сущность нравственности (например, мотивы, нравственный выбор, общественное мнение, самостоятельность и др.);
  • отражение в содержании типичных ситуаций и соответствующих им правил, а также обстоятельств, с которыми ребенок может встретиться и к которым должен быть готов (опережающее обучение).
  • Курс включает 6 взаимосвязанных тем-разделов, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу. Рекомендуется следующее распределение учебных часов на каждый из разделов курса «Азбука нравственности» при общей недельной нагрузке из расчета 1 час на каждый класс начальной школы.Тема 1. Нравственные представления младших школьников
  • Изучение нравственных представлений и понятий младших школьников
  • Выяснение их нравственного кругозора, уровня нравственной воспитанности, видов их нравственных отношений к окружающим людям, товарищам, старшим, героям книг и кинофильмов, самим себе, к нравственным требованиям и правилам, к нравственным оценкам дел и поведения через игровые и занимательные формы обучения
  • Выяснение форм нравственных взаимоотношений детей на уроках и во внеурочной деятельности, труде, в семье, в общении с природой и т.д.
  • Изучение и формирование представлений учащихся о добре и зле и источниках приобретения нравственных знаний, выяснение взаимосвязи нравственных представлений и знаний с опытом детей
  • Тема 2. Простые правила нравственности
  • Знакомство с понятием нравственного правила
  • Нравственные требования – основа нравственных правил
  • Виды нравственных правил
  • Общие правила поведения в школе
  • Правила поведения и дисциплина
  • Правила поведения учащихся
  • Правила вежливости
  • Правила дружбы и товарищества
  • Правила дружной работы
  • Правила честной игры и др
  • Тема 3. Нравственные взаимоотношения детей
  • Понятие о нравственных отношениях детей и их направлениях и видах
  • Воспитание отзывчивости и простейших форм взаимопомощи
  • Уважительное отношение к старшим
  • Формирование бережного отношения к вещам
  • Формирование представлений о честном и справедливом отношении к окружающим
  • Другие формы взаимоотношений детей
  • Тема 4.Азбука культурного поведения
  • Нравственность и культура поведения
  • Понятие нравственного поведения как поведения культурного
  • Нравственные основы культурного поведения
  • Культура поведения как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.
  • Культура личного самообслуживания (личная гигиена и порядок дома и др.)
  • Культура общения (честное отношение к труду, вежливость с окружающими, предупредительность, заботливость, отсутствие грубости, лени и др.)
  • Поведение в общественных местах по соблюдению существующих правил
  • Культура труда (поддержание порядка в личных вещах: одежда, учебные вещи, игрушки, принадлежности гигиены, инструменты, рабочее место, порядок на столе для учебных занятий, бережливость в обращении с вещами и др.), режим и дисциплина в труде
  • Формирование нравственных качеств личности в процессе культурного поведения
  • Тема 5. Этикет и правила хорошего тона
  • Что такое «этикет»
  • Этикет как внешние требования культуры поведения
  • Особенности этикета в начальной школе
  • Важность и значение этикета
  • Этикет и нравственность
  • Правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе, в театре, в гостях
  • Характеристика правил хорошего тона в жизни и общении
  • Формы приветствия людей
  • Обращения к товарищам, знакомым и незнакомым людям
  • Формы обращения с просьбой и извещения людей о приятной и неприятной новости
  • Культура речи
  • Поведение в гостях
  • Требования к одежде
  • Правила точности и обязательности
  • Поведение за столом
  • Поведение в театре и общественных местах, на природе
  • Тема 6. Воспитание нравственных чувств
  • Значение формирования и развития нравственных чувств младшего школьника для выработки и усвоения его нравственных представлений и понятий и нравственного осознанного поведения; нравственные мотивы и их влияние на формирование нравственных представлений и нравственного поведения
  • Прочность и эффективность формирования нравственных представлений как зависимость от эмоциональной реакции детей на различные события: умения радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.
  • Пути формирования у младших школьников нравственных чувств: подбор образных выражений, разбор случаев из жизни и художественной литературы, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость, восхищение и т.д.
  • Обсуждение конфликтных ситуаций; моральный выбор, сочувствие, сопереживание, гуманность и благородство
  • Развитие у детей способности установить причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других, развитие самостоятельности суждений
  • Разбор доступных, конкретных и образных примеров. Практикумы-тренинги
  • Требования к уровню нравственного образования учащихся начальной школыУчащиеся, оканчивающие начальную школу, должны
  • иметь первичные представления о нравственности в рамках понятий «добро – зло» и общего знакомства с понятиями о правде, честности, справедливости и ответственности;
  • с точки зрения этих понятий уметь давать элементарные оценки поступкам и делам;
  • уметь правильно с точки зрения нравственных правил эмоционально реагировать в рамках понятий «хорошо – плохо»;
  • знать и применять правила культуры нравственного поведения и простые нормы нравственности.
  • Примерный рекомендательный список наиболее употребляемых нравственных понятий для начальной школыН.М. Саклакова, Учитель ОДКНРМБОУ «Вешенская СОШ»