Особенности организации занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста в пространстве образовательной организации.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста в пространстве образовательной организации.
Автор: Исаева Елена Николаевна

Особенности организации занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста в пространстве образовательной организации. Автор: Исаева Елена Николаевна, воспитатель МОУ Детского сада №276 Тракторозаводского района Волгограда Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения. По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка . Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников  и являются существенным компонентом этого обучения.Начиная с марта по май в средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте. Длительностью 20 минут.Дети получают знания об основных законах речи:§  речь состоит из слов;§  слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;§  слова имеют протяженность (длинные и короткие);§  они звучат (состоят из звуков);§  слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);§  из слов можно составлять предложения;§  звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).Единственным образцом выделения определенного звука в слове является образец воспитателя (мак, лук, сани).Чтобы обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются со звуками окружающей жизни: с — большой насос, сь–маленький,    ж-песенка жука, з –большого комара, зь –маленького комара…С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков (маленький и большой братец).Игровое задание «Собери букет»,  ребенок берёт цветок и выкладывает на фланелеграфе, выделяя первый звук:  р-р-ромашка, рДети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя слова, предложения о действиях детей, или различных персонажей.Дидактические игры:§  «Детский мир», «Зоопарк», «Назови слова» — знакомство с термином «слово».§  «Назови игрушку», «Назови длинное слово (короткое)» — длинные короткие слова.§  «Ветер-ветерок», «Жуки прилетели», «Чья песенка?»,  «Насос»- знакомство и закрепления термина «звук»§  «Скажи как я», «Эхо», «Назови первый звук» — учить интонационно выделять звуки в словах.§  «Поймай конец и продолжай» — умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.§  «Назови братца», «Назови слова», «Будь внимателен»,  — различение на слух твёрдых и  мягких согласных.В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.В старшей группе обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. (Жук, жУк, жуК). Используем картинку-схему  и фишки для визуального определения количества звуков в слове. Не забываем об интонационном выделении звуков в слове.После того как дети овладеют навыками проведения звукового  анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Давая характеристику, что во рту не встречается преграда. Подставляем ладошку  к губам, определяем, что воздух проходит спокойно.  Можно запутать детей со со звуками с, л. Пусть дети сами доказывают , почему это не так! Обозначаем гласный звук красной фишкой. Сравнение звуков в занимательной форме, дети улавливают разницу между гласными и согласными звуками. Они уже знают, что есть большие и маленькие братцы, вводим обозначение фишками (синей и зеленой). Обязательно следим  за правильным  употреблением терминов «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».  В процессе дети узнают, что  у звуков ж и шч и й, нет братцев. Сложно детям дается знакомство с ударным звуком. Благодаря ударению, слово предоставляется единым целым и позволяет в дальнейшем перейти от послогового чтения к чтению целым словом. Сначала вычленяем ударный слог с двусложным словом  с ударением на первом слоге (мишка, каша).Главное, чтобы ребенок понял, чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть. Игра «Попробуй, позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик.  В игре «Повтори за мной» называйте  определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть  ребенок  так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА»-«собАка».  Еще один способ: сесть   ровно.  Сложить  кулачки и поставить их  друг  на друга,  а  на них   подбородок.  Когда  ребенок  будет читать  (говорить)  при произношении ударной  гласной,  подбородок  будет касаться  кулачков. В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-3 слов. Дети называют, первое, второе… слово впредложении, меняют слова местами, заменяют слово (Составь предложение).Дидактические игры «Угадай-ка», «Подбери слово к схеме», «Кто в каком домике живет», необходимо  соотнести название картинки с моделью слова.В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции,  знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв резной азбуки.С помощью «Живой модели»  дети составляют предложения, определяют количество слов, заменяют слова. В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки  под выложенным словом.Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. (буквы я, е, ё, ю, и –пишутся после мягких согласных звуков, а, о, э, у –после твердых согласных, игра «Угадай, что изменилось?»).Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа, знакомятся с маленькой и заглавной буквой. Узнаем и закрепляем, для чего нужна заглавная буква.Походу ознакомления с буквами заменяем в схемах фишки на буквы. Знакомимся с правилами написания жи, ши, ча, ща, чу, щу.После нескольких согласных букв знакомимся с ь. (мел –мель)…С разделительной функцией буквы (Коля –колья) и с функцией смягчения(пальто-коньки).Разделительная функция ъраскрывается на сравнении двух слов (сел – съел).Для обучения чтения на начальном этапе используем пособие «окошечки». Словесные игры включены в каждое занятие. Основной целью их является закрепление полученных знаний. Они должны быть строго регламентированы, при точности и правильности  методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.Умение педагога  вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания, важная составляющая образовательного процесса. Чтобы поддержать этот интерес, педагогу  необходимо использовать проблемные ситуации в НОД.  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игры используемые в НОД и  в индивидуальной работе с воспитанниками: 1.Выделение звука на фоне слова  2. Постановка ударения. 3. Выделение ударного слога. 4. Дифференциация гласных и согласных. 5. Слог, как часть слова (для читающих детей).