Конспект урока по истории России "Сословия России в XVII веке: верхи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по истории России "Сословия России в XVII веке: верхи"
Автор: Казаногина Тамара Николаевна

МБОУ Бельковская СОШ
Методическая разработка урока
по
Истории России
в 7 классе
по теме
Сословия в XVII в.: верхи общества
Разработала: учитель истории
Казаногина Т.Н.
с. Бельково
Образовательные результаты
Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать сословный строй российского государства; определить права и обязанности основных сословий.
Метапредметные: учащиеся научатся сравнивать по заданным признакам общественное положение служилых людей и духовенства.
Личностные: формирование представлений о государственно-общественных отношениях в России в XVII в.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
3. Открытие нового знания
4. Применение нового знания.
5. Рефлексия.
План урока
1. Русское дворянство.
2. Требования дворянства.
1163. Служилые люди по прибору.
4. Духовное сословие.
1. Актуализация знаний
Учащиеся выполняют тестовые задания.
Карточка 1
1. Царь Михаил увеличил срок сыска беглых крестьян до 9 лет:
а) в 1613 г.;
б) в 1637 г.;
в) в 1641 г.
2. Коробейники — это:
а) промышленники, занимающиеся производством ткани;
б) мелкие торговцы, занимающиеся перепродажей галантерейного товара;
в) торговцы, имевшие право вести торговлю с заграницей.
3. Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне назывались:
а) численники;
б) инородцы;
в) бобыли.
4. Макарьевская ярмарка проходила:
а) в Москве;
б) в Нижнем Новгороде;
в) в Великом Новгороде.
5. Внешняя торговля с западными странами в основном велась через:
а) Астрахань;
б) Архангельск;
в) Псков.
2. Открытие нового знания
Учитель задает вопрос:
Как называются группы людей, имеющие общие права и обязанности , определенные их рождением.
Ответы учащихся – Сословия.
Учитель: Назовите тему урока.
Ответы учащихся – Сословия
Учитель: Правильно. Мы будем говорить о верхах общества. Какие привилегированные сословия вы знаете?
Ответы учащихся: дворяне, бояре, духовенство, служилые.
Учитель: Какую цель урока мы поставим? Какие задачи будем решать?
Ответы учащихся.
Учитель прочитайте главный вопрос урока: Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?
— Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. В конце урока мы к нему вернемся
Работа в группах.
Первая группа отвечает на вопрос:
1. Какое место среди служилых людей по отечеству занимали московские дворяне? Кто стоял выше их по положению среди служилых людей? Кто стоял ниже?
Вторая группа отвечает на вопрос:
2. Можно ли назвать службу московских дворян особенной, престижной?
Работа по иллюстрации
—Вопросы учителя: Рассмотрите иллюстрацию Смотр служилых людей и ответьте на вопросы:
1. Кто изображен на картине — служилые люди по отечеству или по прибору?
Подготовьте сообщение на тему Смотр служилых людей, используя иллюстрацию и дополнительные источники информации.
— Прочитайте в параграфе пункты Служилые люди, Требования дворянства, Служилые люди “по прибору”.
Вопрос для письменного ответа
Дворяне называли себя государевыми холопами. Насколько это соответствовало их положению в государстве?
Аргументируйте ответ положениями из текста параграфа.
Работа с документом:
Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.
...Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею. Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие по-
местья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские... и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя
из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем...
А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут... И государь бы... велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси...
Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в на-
сильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать.
Вопросы к документу
1. К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?
2. На кого жалуются челобитчики?
3. Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?
Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?
5. Какие года называются урочными?
В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась тема, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца.
Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне.
Работа с текстом учебника.
Учитель: Прочитайте в параграфе пункт Духовное сословие и ответьте на вопросы
1. Изобразите схематически структуру церковного управления.
2. Покажите на карте города, где были расположены монастыри.
3. Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?
3. Применение нового знания
— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или
выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике?
Выбор ответа обоснуйте.
Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?
А. Служилые люди и духовенство в XVII в. потеряли прежнее общественное и материальное положение, по образу жизни они стали близки к крестьянам и посадским
людям.
Б. Церковь и служилые люди стали главной опорой трона, получили подлинную независимость и экономическую самостоятельность.
В. После Смуты наивысшим политическим и экономическим могуще ством обладала верховная власть, служилые люди и духовенство пол ностью подчинялись самодержцу и только поэтому имели привилегии.
4. Рефлексия
. Понравился ли урок?
Что вы запомнили?
Над чем надо поработать?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: 17, рубрика Вопросы и задания, выполнить задание в рабочей тетради (по выбору учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить проект на тему Привилегии дворянства.