"Составление и решение арифметических задач"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Составление и решение арифметических задач"
Автор: Рудева Ольга Николаевна
Консультация для педагогов«Составление и решение арифметических задач в одно действиена сложение и вычитание» Цель: углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание»Задачи:рассказать о видах простых арифметических задач, используемых в обучение детей;показать разнообразие наглядного материала в обучение составлении и решении арифметических задач;показать основные этапы в обучение составления и решения арифметических задач;познакомить с личным опытом.Ход консультации:В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте и отбрасывать несущественное, второстепенное.«… Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением». Мария Моро (ученый, методист)В старшей дошкольном возрасте, детей знакомят со следующими видами простых арифметических задач:I группа - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.При решении этих задач дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т.е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание).Пример: На пруду плавала одна уточка, приплыли еще две уточки. Сколько всего уточек на пруду?II группа - это задачи на нахождение неизвестных компонентов.При решении этих задач надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Пример: Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5 шариков?III группа - на разностное сравнение.Увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.Пример: Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?Имеются и другие разновидности простых задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий, но с ними дошкольников не знакомят, поскольку в д/с достаточно подвести детей к элементарному пониманию отношений между компонентами и результатами арифметических действий – сложения и вычитания. В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются: на задачи-драматизации В них отражаются действия, которые дети наблюдают, а чаще всего непосредственно сами производят. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.Пример: Сережа положил в коробку 4 карандаша, а Света 1 карандаш. Сколько Всего карандашей в коробке?задачи-иллюстрации. В этих задачах при помощи иллюстраций, игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения.устные (текстовые) задачиБез использования наглядных пособий.На вопрос, что значит решить задачу, взрослые отвечают, не задумываясь – найти правильный ответ, сводя решение задач к элементарным вычислениям.Задача педагога в том, что мы должны научить ребенка рассуждать, решая задачу, т.к. при рассуждении раскрывается смысл того арифметического действия, которые надо произвести с числовыми данными.Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.I этап - подготовительный. Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств.Пример: Положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 синих. Сколько всего кружков положили? II этап:познакомить со структурой задачи; научить составлять задачи и записывать с помощью знаков;понимать их отличие от рассказа и загадки.Структура арифметической задачи.На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и записывать с помощью математических знаков. I этап:1. Дается образец составления задачи воспитателем2. Разбор задачи по частям. Дается понятие «условие» и «вопрос».3. Затем идет закрепление структуры задачи, причем каждый раз выделяя условие и вопрос.II этап:1.Учить записывать решение задачи при помощи цифр и знаков. 2.Учить понимать смысл задачи, почему именно нужно сложить или вычесть. 3.Учить пользоваться математическими терминами «сложение, вычитание, получится»При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи. Пример: На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. На стоянке много машин. - Я думаю это задача: есть два числа, её можно решить. (Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. нет вопроса.) Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Пример: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «Что это?» - спрашивает воспитатель. «Это не задача, а загадка»,- говорят дети. «Но ведь числа указаны»,- возражает воспитатель. Однако ясно, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо. На третьем этапе нужно учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания.арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия слова «сложить, вычесть, получится, равняется» являются специальными математическими терминами, и дети должны их запомнить. Воспитатель в своей речи должен пользовался математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».На четвертом этапе работы над задачами детей учат приемам вычисления - присчитывание и отсчитывание единицы.Если до сих пор вторым слагаемым или вычитаемым в решаемых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Сначала дети учатся складывать путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания.Присчитывание - это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 13 + 2 = 3 + 1 + 1 = 5Отсчитывание - это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 15 – 2 = 5 – 1 – 1 = 3На завершающем этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала (устные задачи). В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. Воспитатель регулирует лишь второе слагаемое или вычитаемое, напоминая детям, что числа свыше трех они еще прибавлять и отнимать не научились. Литература:1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992-191с.Клюева Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. –1971-№ 4.Левинова Л. Обучение решению задач в детском саду// Дошкольное воспитание-1972-№ 11.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1979-368с.Непомнящая Н. Формирование математических представлений у дошкольников// Дошкольное воспитание.1971.№ 4.Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. Для работников дошкольных учреждений/ Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, Т.Беньова и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Просвещение; Братислава: Словац. пед. изд-во,1989. –176с.Стаценко Р. Обучение детей вычислениям//Дошкольное воспитание. –1980.-№ 10.ТарунтаеваТ.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.- 2-ое изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. –64с.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:Учеб. пособие для студентов пед. институтов./ Р.Л. Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 272с.