Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов
Автор: Гущина Ирина Викторовна

Гущина И.В.Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов«Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти»В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главная задача образовательной политики – высокое качество образования на всех его уровнях. В этой связи усиливается предметная и методическая подготовка будущих специалистов.Значительные резервы для решения задачи повышения качества профессиональной подготовки учителя имеет самостоятельная работа студентов, так как является важнейшей формой организации учебного процесса. Самостоятельная работа – целенаправленная, планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы осуществляется самообразование студентов. Развитие этого качества у студентов требует определённых методических условий. Различают несколько видов самостоятельной работы студентов:
  • самостоятельные работы на лекциях;
  • практикумы;
  • подготовка к семинарам, конференциям, зачётам, экзаменам;
  • написание рефератов;
  • курсовых и выпускных квалификационных работ
  • Основой для разработки учебных заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов, выступает теоретическое содержание учебной дисциплины, а так же комплекс знаний и умений, сформированных у студента за предыдущий период обучения. Поэтому основной вид самостоятельной работы студентов состоит в подготовке к урокам. Разные специалисты выделяют разное количество компетентностей. Их может быть две: уметь писать и понимать. Или семь: уметь учиться, исследовать, думать, общаться, взаимодействовать с другими людьми, делать дело и доводить его до конца, адаптироваться к себе, принимать себя. Самостоятельная работа студентов должна быть хорошо спланирована и организована. При планировании такой работы необходимо учитывать условия, обеспечивающие её успешное выполнение:
  • Чёткое определение преподавателем объёма и содержания самостоятельной работы;
  • Определение видов консультативной помощи;
  • Постановка цели самостоятельной работы и критерии её оценки;
  • Виды и формы контроля за её выполнением;
  • Чёткая разработка учебных заданий;
  • Мотивированность учебных заданий
  • Важным средством организации самостоятельной работы служат специальные учебные задания. Обычно применяются следующие виды заданий:а) проблемныеб) творческиев) изобретательные задачиФормирование положительной мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы способствует искренняя заинтересованность преподавателя в успехе студентов, что они очень хорошо чувствуют. Кроме того, большое значение имеет уровень общего развития, а также сознательность самих студентов в обучении. Приведённая ниже форма планирования самостоятельной работы студентов позволяет планировать самостоятельную работу студентов, согласование её объёма и содержания по различным дисциплинам.Указанные элементы планирования не составляют строгого алгоритмического предписания, поэтому могут быть творчески дополнены преподавателем. Так же может быть изменена их последовательность в соответствии со специфическими особенностями учебной дисциплины и собственным опытом её преподавания.Важно и необходимо постоянно диагностировать сформированность общих и профессиональных компетенций у студентов через небольшие промежутки времени в течение года:
  • вводный тест – сентябрь
  • пороговый тест – декабрь
  • промежуточный тест – март
  • итоговый тест – май
  • контрольный тест – июнь
  • Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность общих и профессиональных компетенций, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.Поэтому на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Ее формы разнообразны - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:- по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная;- по уровню проблемностирепродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская; - по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;- по месту выполнения – классная, домашняя;- по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная. В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
  • освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по данной дисциплине.
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
  • самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
  • Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.Таким образом, самостоятельная работа студентов оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста за годы обучения в колледже.Примерные вопросы и задания к практикуму:1. Какой вид работы используется на внеурочном занятии, направленном на развитие интереса к математике:
  • оформление математического уголка;
  • тренировка быстрого воспроизведения ответов таблицы умножения;
  • проверка домашнего задания;
  • проведение контрольной работы.
  • 2. В процессе выполнения какого из приведенных ниже заданий, можно познакомить младших школьников с распределительным свойством умножения:
  • решите текстовую задачу: «В одной коробке 5 карандашей, а другой 3. Сколько карандашей в двух коробках
  • запишите формулу: (а+в)×с=ас+вс и проверьте, равны ли левая и правая части при подстановке вместо букв соответствующих чисел
  • найдите значение выражений: 5×3; 7×9
  • запишите выражение: из 16 вычесть сумму чисел 5 и 3
  • 3. При решении примеров вида: 35+2, 35+20, учащиеся используют приемы:
  • заменяют первое слагаемое суммой разрядных слагаемых и применяют правило прибавления числа к сумме
  • заменяют первое слагаемое суммой удобных слагаемых и применяют правило прибавления суммы к числу
  • используют прием округления
  • применяют прием прибавление по единице
  • 4. С целью закрепить знания по нумерации чисел учитель предложил дать характеристику числу 56. Укажите правильный ответ ученика:
  • число 56 состоит из 4 десятков и 16 единиц
  • натуральное положительное число
  • в числе 5 десятков и 6 единиц, число 56 называют при счете после 55 и перед 57; оно записано 2 цифрами: 5 и 6
  • если к 56 прибавить 12, то получится 68
  • 5. Какие вычислительные приемы опираются на знание свойств натурального ряда чисел:
  • умножение на однозначное число
  • случаи вида: 30 + 1; 30 - 1
  • случаи вида: 36 + 24
  • деление по содержанию
  • 6. Кто из указанных ученых является автором методики преподавания математики в начальной школе:
  • Т.М. Геронимус
  • В.Г. Горецкий
  • Н.Б. Истомина
  • А.А. Плешаков
  • 7. Каким приемом нужно научить пользоваться учащихся для выполнения примеров вида: 84:6; 96:8 и т.п.
  • делимое заменяют суммой разрядных слагаемых и применяют правило деления суммы число;
  • заменяют делитель произведением двух чисел и применяют правило деления числа на произведение;
  • делимое заменяют суммой удобных слагаемых и применяют правило деления суммы число;
  • используют метод подбора соответствующего числа;
  • 8. При выполнении задания: 37-5 ученику необходимо применить:
  • правило вычитания числа из суммы;
  • правило вычитания суммы из числа;
  • правило округления до ближайшего разрядного числа;
  • правило вычитания суммы из суммы.
  • 9. При выполнении задания ученик допустил ошибку. Какую работу необходимо провести учителю по ликвидации и профилактике подобных ошибок: 3006 -1234 1872
  • закрепить знания о натуральном ряде чисел;
  • актуализировать знания о свойствах арифметических действий;
  • повторить алгоритм письменного вычитания с переходом через разряд;
  • повторить таблицу сложения.
  • 10. Какое из объяснений рекомендуется использовать в практике обучения при ознакомлении с примерами вида: 80:20, 800:200 и т.п.:
  • чтобы 80 разделить на 20, нужно 20 представить в виде произведения 5 и 4, затем 80 разделить на 5, а полученный результат на 4;
  • чтобы 80:20, нужно 80 представить в виде суммы 40 и 40, после каждое слагаемое разделить на 20, а полученные результаты сложить;
  • чтобы 80 разделить на 20, нужно делимое и делитель заменить крупными разрядными единицами, затем 8 десятков делим на 2 десятка и получаем ответ;
  • чтобы разделить 80 на 20 нужно 80 разделить на произведение чисел 10 и 2.
  • Ключ:ПРИМЕР ПРАКТИКУМА:Вариант № 1. ИнструкцияВнимательно прочитайте задание.Вы можете воспользоваться:
  • учебниками и программами по математике для начальной школы и методические указания к ним
  • Время выполнения задания – 40 мин.Задания
  • Продолжить определение: «Методика преподавания математики – это педагогическая наука …».
  • Перечислить основные формы организации образовательного процесса по математике в начальной школе.
  • Раскрыть основные этапы формирования понятия числа на примере одной из тем концентра «десяток» (фрагмент урока).
  • Определить теоретическую основу вычислений вида: 15 – 7, 8 + 7 (записать соответствующую (ие) букву (ы):
  • А) разрядный состав числа,Б) табличное сложение,В) табличное вычитание,Г) взаимосвязь компонентов и результатов сложения,Д) взаимосвязь компонентов и результатов вычитания,Е) переместительное свойство сложения,Ж) свойство прибавления суммы к числу,З) свойство вычитания суммы из числа,И) свойство вычитания числа из суммы,К) свойство прибавления числа к сумме,Л) конкретный смысл умножения, М) свойство натурального ряда чисел Н) сочетательный закон умножения
  • Определить методическую направленность задания: стр.___________.
  • Определить тип задачи: стр.______________________, описать методику работы над задачей при первичном её введении.
  • Список литературы.1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 2005.2. Истомина Н.Б., Ваяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе - Смоленск "Ассоциация XXI век", 2009.3. Стойлова Л.П. Возможности курса математики в формировании у студентов исследовательских умений// Начальная школа № 6, 2009.