ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Автор: Володина Ольга Владимировна

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Как педагогическая категория термин «педагогическая инновация» относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности»[3, 215]. Система российского образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты. В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива. Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством в качестве основы для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов [5, 12]. Сюда также включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. В развитии среднего профессионального образования явно просматривается ряд тенденций. Первая тенденция связана с качественным обновлением среднего профессионального образования, изменением его парадигмальных, целевых, содержательных, технологических и методических основ, необходимостью приведения деятельности колледжей и техникумов в соответствие с новыми условиями профессиональной деятельности их выпускников. Вторая тенденция определяется новым повышенным уровнем образования, который призван давать студентам колледжа объем знаний в рамках первой ступени высшего профессионального образования[2, 30]. Традиционная модель подготовки преподавателя не позволяет решить эти задачи в полной мере. Эффективное профессиональное образование сегодня - это развитие у обучаемых новых способов мышления и деятельности. В практике все больше возникает задач, успешность решения которых зависит от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его творческого потенциала, принятого решения. В связи с этим возрастает потребность в преподавателе, который способен обогащать и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и нового педагогического опыта. Преподаватель колледжа, передавая студентам свои знания, опыт, навыки, умения, нравственные ценности личного и социального поведения управляет формированием их профессионализма, и этот процесс настолько эффективен, насколько глубоко духовные ценности внутренне восприняты личностью обучаемого. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов образовательной деятельности. В современных условиях возникает необходимость создания условий, при которых преподавательский состав должен постоянно находиться в курсе новейших научных достижений и перспективных технологий, активно участвовать в развитии отечественной науки, владеть нетрадиционными подходами к анализу, оценке педагогических ситуаций, принятию решений. В контексте инновационной стратегии учебного заведения, учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль преподавателя как непосредственного участника всех преобразований. Его инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, сущностных аспектов целеполагания и целеосуществления, выхода за пределы традиционной исполнительской деятельности преподавателя и смены ее на проблемно-поисковую, рефлексивно- аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В преподавательской среде возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Повышение роли и значения фундаментальных профессиональных знаний, исследовательских умений и навыков, осуществление интеграции в рамках смежных дисциплин, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых специальностей и дополнительных квалификаций, защиты выпускных квалификационных работ студентов - все это требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность образовательного учреждения и его педагогов. Разрыв между уровнем подготовки преподавателя и запросами практики побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов колледжа. Конкурентоспособны в современном мире только специалисты высокого уровня профессионально-педагогической компетентности, от которого во многом зависит качество образования. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами: - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения) [1, 17]. Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры [4, 44]. Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность? И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта. Литература 1. Борисова, Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов./ Н.Я. Борисова //Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2010.-№ 8.- С. 16 – 21. 2. Курманова, Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа./Э.А.Курманова// Среднее профессиональное образование. - 2011.- № 3.- С. 28 – 30. 3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка./ С.И Ожегов, Н.Ю Шведова. - М.,Оникс, 2011. — 736 с. 4. Сластенин, В.А., Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин, Л.С Подымова .- М., Изд-во «Магистр», 1997.-93с. 5. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании./ О.А.ж Солодухина.// Среднее профессиональное образование. – 2011.- № 10.- С. 12 – 13.