ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Володина Ольга Владимировна

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация Одной из проблем в сфере образования является качество образования. Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника. Данная статья посвящена изучению эффективности урока как фактор повышения качества образования. Ключевые слова: эффективность урока, целеполагание, системно-деятельностный подход. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условие повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает - результат какого- либо действия. Согласно словарю педагогических терминов, эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени. С точки зрения менеджмента, эффективность – это получение отличного результата при наименьших затратах. Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем преподавателя и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность преподавателя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока, умение планировать, проводить и анализировать урок. Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если обучающиеся не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, преподавателя, обучающихся и их родителей. Рост степени обученности непосредственно зависит от упорядоченности учебных воздействий и их ориентированности на выполнение учебной задачи. Таким образом, организация учебной деятельности выступает как одна из важнейших предпосылок повышения эффективности обучения. Основа эффективности урока – его целеполагание. Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Многие педагоги недооценивают значение этого обязательного элемента любого планирования, полагая, что все само собой вытекает из темы урока. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно изза пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся. Важную роль в эффективности урока играет применение системно - деятельностного подхода. Для этого используются различные методы и приёмы. Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Поэтому очень важно использование нетрадиционных форм проведения уроков. Профессионализм преподавателя состоит в том, чтобы показать связь любого приобретаемого на уроке знания с нынешней или будущей жизнью. Для этого необходимо включать в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний. Эффективный урок предполагает использование современных или авторских методик, технологий, ИКТ. Но их использование эффективно только в том случае, когда это служит лучшему достижению образовательных целей урока. Эффектный урок не всегда эффективен. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний обучающимися. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных методов и видов работы, а обученность обучающихся, достижение целей урока. Литература 1. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие [Текст] /Н.А. Морева. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 432с. 2.Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А. Турик , Н.А. Осипова.- Ростов н: Феникс,2009.-281. 3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 2011. — 256с. 4.ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.