Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Правильное формирование.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Правильное формирование.
Автор: Шаврова Лилия Анатольевна

Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Правильное формирование осанки.Основное понятие.Привычное положение тела человека при ходьбе, статичных положениях стоя и сидя называют осанкой. Она формируется с детства в процессах роста, развития и воспитания ребенка.Основные этапы развития осанки.I этап ( 1 – 3 года ): физиологические изгибы позвоночника более выражены, нарастает мышечная масса. Трехлетний ребенок наиболее подвижен, следовательно, в этом возрасте становятся заметны первые признаки нарушения осанки.II этап ( 4 – 7 лет ): физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, происходит укрепление мышц и скелета. К 5 годам улучшается координация движений. К концу данного периода у детей укрепляется рост тела в длину. Признаки нарушения осанки и плоскостопия становятся ярко выраженными.III этап ( 7 – 8 лет ): интенсивно формируются изгибы детского позвоночника. В связи с этим фактором необходимо тщательное наблюдение за тем, как ребенок двигается, сидит и спит, потому что неправильные позы – это основные причины нарушения осанки. Факторы, влияющие на формирование неправильной осанки.В большинстве случаев нарушение осанки является приобретенным. Чаще всего подобные отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Основные факторы:1. Вынужденное длительное положение сидя. Профилактика: регулярные физические упражнения с детьми в форме игр. 2. Чересчур мягкая или легко прогибающаяся поверхность для сна. 3. Неправильные позы, которые ребенок принимает во время выполнения различного рода занятий, требующих усидчивости. 4. Неправильно подобранная мебель. 5. Переноска тяжестей. Отклонения в структуре осанки.Степени нарушения осанки.Iстепень :
  • нарушение тонуса мышц .
  • легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастической мышечной системы.
  • II степень:
  • нарушения осанки появляются в связочном аппарате позвоночника.
  • изменения могут быть исправлены лишь при дополнительных занятиях под руководством медиков.
  • III степень :
  • характеризуется изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника.
  • с помощью гимнастики исправить невозможно.
  • Правильная осанка.Нормальная ( правильная ) осанка – это положение тела человека, которое наиболее благоприятно для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Правильная осанка характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводками стоп. Признаки неправильной осанки:1. Сутулость.2. Усиление естественного изгиба позвоночника в: а) грудной области( кифотическая осанка ) б) поясничной( лордотическая осанка).3. Сколиоз. Сутулость.Сутулостьэто искривление позвоночника выпуклостью сзади, вызывающее нарушение осанки.Кифоз.Кифозэто искривление позвоночника с выпуклостью сзади в грудном отделе.Плечевой индекс ( ПИ ).Степень кифотической осанки и ее исправления под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:Лордоз.Лордоз — это изгиб позвоночника в шейном и поясничном отделах, обращенный выпуклостью вперед.Нарушение осанки:
  • Нарушение осанки в саггитальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника ( сутулость, плоско - вогнутая спина, плоская спина, кругло – вогнутая спина).
  • Нарушение осанки во фронтальной
  • плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлениям позвоночника ( остистые отростки позвоночника образует букву «С» ). Сколиоз.Определение сколиоза.Сколиоз – это боковое искривление позвоночного столба.Степени сколиоза.I степень: характеризуетсяпростой дугой искривления позвоночного столба, напоминающей букву «с». При данной степени деформации не являются стойкими. II степень: угол сколиотической дуги от 11 до 30 градусов, вследствие чего позвоночник принимает форму латинской буквы «S». Обязательны рекомендации специалиста. III степень: сколиотическая дуга > 30 градусов, вследствие чего позвоночник имеет не менее двух дуг искривления. Все изменения носят стойкий характер. IV степень: резко выраженный фиксированный кифосколиоз, значительное отклонение корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади. Виды сколиозов.1. По природе происхождения: а) врождённый – характеризуется внутриутробными нарушениями развития костей скелета, межпозвонковых дисков и хрящевой ткани.б) приобретённый – формируется под влиянием неблагоприятных факторов и воздействий окружающей среды (травмы позвоночного столба, слабый мышечный корсет спины, постоянное нахождение позвоночника в неправильном положении и прочие причины).2. По своему течению: а) непрогрессирующие;б) медленно прогрессирующие;в) быстро прогрессирующие.Двигательный режим для детей с нарушением осанки.Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают “симметричные” и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку. “Симметричные” нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, бег, лыжные гонки, плавание стилем “брасс” и на спине, гребля; смешанные нагрузки – волейбол, баскетбол, футбол, художественная гимнастика и др. Регулярные занятия перечисленными видами спорта способствуют гармоничному физическому развитию на фоне общефизической подготовки.ЛФК.Характеристика методов ЛФК.ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно – профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.Особенности ЛФК.Действующим фактором ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, присущих всякому живому организму – функция движения. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Физические упражнения являются основным средством ЛФК. Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование.Виды тренировок ЛФК.1. Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма больного. При ее проведении используют все виды организации физических упражнений. 2.Специальная тренировка направлена на восстановление нарушенных функций в результате травмы или заболевания. При этом используются виды упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на травмированный участок или функциональную систему. Правила ЛФК.При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки: • индивидуализация (учет возраста, пола пациента, характера течения заболевания); • системность (подбор упражнений и последовательность их применения); • регулярность (ежедневно); • длительность; • постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового лечения. Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки.Оценка физического развития.Физическое развитие человека – это комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят факторы: здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др. На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.Основные методы исследования физического развития человека.
  • Наружный осмотр ( соматоскопия ).
  • Антропометрия (соматометрия ).
  • Соматоскопия.Чтобы определить, есть ли у обследуемого нарушения осанки, его осматривают, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой.Антропометрия.Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Антропометрические показатели: а) основные: рост, масса тела, окружность грудной клетки, силу кистей и становую силу (силу мышц спины). б) дополнительные: рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Вывод:антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др. Поддержание правильной осанки на уроках физической культуры.Введение.В последнее время увеличилось число детей с нарушением осанки. К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания, связанные с ограничением двигательной активности. Всё это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида её нарушения, чтобы у ребёнка не возникали проблемы с утомляемостью, головными болями  и дискомфортом в мышцах туловища.Неправ тот, кто думает, что красивая, безупречная осанка даётся человеку от природы. Её нужно у себя воспитывать с детства. В юном возрасте позвоночник очень гибок и  податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить согнувшись, держать одно плечо выше другого и т. п., то позвоночник постепенно искривится, и последствия будут весьма плачевными. У детей и подростков ещё не достаточно развиты крупные мышцы спины. Если их не укреплять физическими упражнениями, то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Дряблые мышцы не смогут удержать позвоночник в прямом положении: он деформируется, а следовательно, человек станет сгорбленным.При этом практически всё специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражненияСуществует прямая зависимость между формированием хорошей осанки, правильным физическим воспитанием и двигательным режимом, ведь физические упражнения способствуют лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это обязательное условие их хорошего развития.В школах ученикам на уроках физической культуры предлагается комплекс упражнений не для исправления, но для поддержания правильной осанки. Рассмотрим ряд занятий, которые бы могли помочь ребенку сформировать красивую гордую осанку.
  • Упражнения у стены.
  • Попросите ребенка встать спиной к стене и прижаться к вертикальной плоскости затылком, спиной, ягодицами и пяткам. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь. Не меняя этого положения, ребенок должен: - сделать несколько шагов вперед, в сторону, вернуться к стене и принять исходное положение;- присесть с прямой спиной, не отрывая при этом затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделать шаг вперед и вернуться в исходное положение;- стоя у стены, поочередно поднять руки вперед, вверх, в стороны;- по очереди поднимать согнутые к коленных суставах ноги и, обхватив их руками, прижимать к торсу.
  • Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
  • Подобного рода тренировки специалисты рекомендуют проводить детям, у которых есть признаки сутулости. Для этого необходимо встать прямо, ноги – врозь:- положить ладони на лопатки ( локти вверх ); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга;- сцепить кисти рук за спиной: правая рука сверху над лопатками, левая – внизу, под лопатками; поменять положение рук.Данный комплекс упражнений можно выполнять, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.
  • Примерный комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника:
  • И. п.о. с. Принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.
  • Ходьба с правильной осанкой (1 мин).
  • Ходьба с высоко поднятыми руками (30—40 с).
  • Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30— 40 с).
  • Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на носках, легкий бег на носках.
  • И. п.—стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая на животе. Дыхательныеупражнения. 3—4 раза.
  • И. п.—стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силойвыбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера. 6—8 раз.
  • И. п.— стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершиныискривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всеготуловища. 6—8 раз.
  • И. п.— стоя ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу.6—8 раз.
  • И. п.—стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и разводя руками встороны-назад. Вернуться в и. п. 6—8 раз.
  • Дыхательные упражнения. Поднять руки вверх, потянуться, глубоко вздохнуть, опустить руки,выдох. 3—4 раза.
  • И. п.—ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх содновременны отведением ноги назад, вдох. Вернуться в и. п., выдох. 6—8 раз.
  • И. п.о. с, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад ивнутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх. 6—8 раз.
  • И. п.—лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другуюв сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались.Вернуться в и. п. 6—8 раз.
  • И. п. - лежа на спине, руки под головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны искрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и. п. 8—10 раз.
  • Примерный комплекс упражнений при сутулой спине ( кифотической осанке ):
  • Свободная ходьба (2-3 мин) с выпрямленной спиной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднять.
  • И. п. - о.с. 1 - отставляя правую назад на носок, отвести руки назад с лег¬ким прогибом в грудном отделе позвоночника; 2 - вернуться в и.п.; 3 - 4 - то же, левой ногой.
  • И. п. - о. с. 1 - полуприсед, поднять руки вперед; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - о.с. 1 - наклон вперед, руки вверх; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - руки перед грудью. 1 - резко развести руки в стороны; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на спине, ноги полусогнуты. 1 - поднять таз (до положения «полумост»); 2 - опуститься в и. п.
  • И. п. - лежа на спине, руки согнуты. 1 - прогнуться (в грудном отделе) с опорой на локти; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. 1 - прогнуть корпус в грудном отделе, опираясь на предплечья; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на животе, руки на поясе. 1 - разводя ноги, прогнуться; 2 - вернуться в и.п.
  • И. п. - лежа на животе, руки в стороны. 1 - вытянув шею, руки вверх; 2 - ноги вверх, руки к плечам; 3 - прогнуться (в грудном отделе); 4 - вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях. 1 - 2 - слегка вытянув шею, выпрямить руки; 3 - 4 - руки к плечам; 5 - 6 - прогнуться в грудном отделе позвоночника; 7 - 8 - вернуться в и.п.
  • И. п. - лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 - 4 - поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах; 7 - 8 - то же, но разгибать (ноги пола не касаются).
  • И. п. - упор лежа стоя на коленях. 1 - левую руку вверх, правую ногу вверх-назад; 2 - вернуться в и. п.; 3 - 4 - то же другой ногой и рукой.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, руки хватом на уровне пояса. 1 - наклон вперед прогибаясь в грудном отделе; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - стоя на четвертой планке гимнастической стенки, руки хватом на уровне плеч; 1 - присед (глубоко), выпрямляя руки; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - стоя прямо спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной областью и тазом); 1 - шаг вперед, сохраняя правильное положение корпуса; 2 - вернуться в и. п.
  • И. п. - стоя руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой «баранке»). Ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и. п.