"Обитатели пресных и соленых вод" с использованием ИКТ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обитатели пресных и соленых вод" с использованием ИКТ
Автор: Мухаметшина Лилия Рудиковна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет.Тема: Обитатели пресных и солёных вод.Программное содержание:
  • составить целостное представление об обитателях пресного водоема; познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними;
  • развивать память, мышление, связанную речь учащихся;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах.
  • Планируемые результаты (ребёнок научится):предметные: знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема, особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих водоёмах. метапредметные:
  • регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение нового знания.
  • познавательные: формирование информационной, познавательной и рефлексивной компетенций через работу с информационным текстом.
  • коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению. 
  • личностные: проявление навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других, формирование собственного мнения и умениянаходить выходы из спорных ситуаций; осознание своей значимости в решении экологических проблем.Межпредметные связи: экология, биология.Формы и методы работы: рассказ, беседа, работа в группах. Оборудование и ресурсы: презентация к занятию, видеоролик, заготовки для опорных слов при составлении кластера, информационные тексты (на каждого учащегося), задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер. Ход урока.
  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем. И мир большой познаем. Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать? II. Актуализация знаний. -Посмотрите вот сюда.- Ребята, что вы видите на экране?(Слайд 1 - водоем)– Скажите, какие бывают водоёмы? (Слайд 2 – естественные и искусственные) – Какие естественные водоемы бывают?(Слайд 2- пресные и соленые)- Какие типы водоёмов относятся к пресным водоемам? (Слайд 3 - Реки, озёра, ручьи)- Что относится к соленым водоемам? (Слайд 2-Моря, океаны)– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Слайд 3- Водохранилища, пруды, каналы)- Почему они называются искусственными? (Они созданы человеком)III. Формулирование темы занятия.– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры. - Да. (Дети приводят примеры).1. Работа в группах. Педагог читает загадки, дети отгадывают.1)Ползет наоборот,Задом наперед,Все под водой Хватает клешней.(Слайд 4-Рак)2) Вильнет хвостом туда-сюда И нет ее, и нет следа. (Слайд 5-Рыба)3)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Слайд 6-Лягушка)
  • У кого глаза на рогах,А дом на спине. (Слайд 7-Улитка)
  • Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Слайд 8-Стрекоза)
  • Есть на речках лесорубВ серебристо-бурой шубе.Из деревьев, веток, глиныСтроит прочные плотины. (Слайд 9-Бобр)
  • - Где живут названные животные?(В водоемах)- Да, эти животные могли бы сказать:В воде мы живем,Без воды пропадем. (Слайд 10)– Давайте сформулируем тему нашего занятия. (Слайд 11- Обитатели пресных вод. Рыбы)- Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (…)IV. Изучение нового материала.- 1.Просмотр видеофильма.– Давайте посмотрим видеофильм. - Кто являются основными обитателями водоемов?(…)- Кто такие рыбы?(Рыбы – это животные, которые обитают в воде)2. Работа в группах. - Исследуйте гипотезу: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».- Вспомним правила делового сотрудничества в группе:-уважать мнение другого;- не обижать и не обижаться;- быть внимательным;- соблюдать тишину(работать вполголоса);- слушать и слышать друг друга.- Давайте проверим выполненную работу. (Слайд 12, 13, 14)1.Продолговатое, обтекаемое тело, чтобы легче было двигаться в воде.2.Части тела рыбы: голова, туловище, хвост, плавники.3.Цвет тела помогает рыбе прятаться от хищников.4.Тело покрыто блестящей чешуёй.5.Плывёт с помощью плавников и хвоста.6.Жабры нужны, чтобы заглатывать воду и дышать.7.Нет ног, есть плавники, чешуя, жабры, дышат кислородом, растворённом в воде.8. Рыбы растут, питаются, размножаются, дышат.3. - А теперь давайте познакомимся с построением рыбы. Ребята, у вас на столах лежат рисунки. Вам надо обозначить части тела рыбы.- Теперь смотрите на экран и исправьте ошибки. (Слайд 15)- Ребята, а теперь отдохнем немного, встанем из-за столов. К речке быстро мы спустились,Наклонились и умылись.Раз - два-три-четыре -Вот так славно освежились!А теперь поплыли дружно!Делать так руками нужно-Вместе - раз – это брас,Одной – другой - это кроль.Все как один плывём. Вышли на берег крутойИ отправились домой.- Ну это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы возвращаемся. V. Включение в систему знаний повторения. 1. Чтение текста о рыбах с.92 - Дальше мы узнаем какие же рыбы живут в пресных водоемах? Для этого читаем текст дальше с. 93-94.- О каких рыбах вы узнали? Расскажите.(Рассказывают про карася, щуку, уклейку,сома)- Ребята, все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут. Что же нам, людям, делать чтобы они не погибли.( Ученики в группах рисуют правила сохранения водоемов)VI. Итоги урока.- Молодцы, ребята. Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Ребята, о ком мы говорили сегодня?(…)- Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился?(…)- А еще о чем говорили?(…)- Что особенно заинтересовало вас во время урока?(…)- Что нового узнали на уроке?(…)- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?(…)VII. Рефлексия:- Понравилась ли вам ваша работа на занятии? Оцените себя.- Если на занятии у вас всё получилось, то выберите желтую рыбку.-Если у вас возникали затруднения, то выберите зеленую рыбку.-Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите красную рыбку.