"Программа коррекции речи дошкольников в рамках дополнительного образования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Программа коррекции речи дошкольников в рамках дополнительного образования"
Автор: Чекусова Наталья Михайловна

Пояснительная запискаРодной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.Говоря о важности развития речи у детей дошкольного возраста нельзя не отметить значительный рост в последние годы количества детей с различными речевыми нарушениями. Причины этого самые разные, но на первое место и выходят социально-экономические факторы.Практический опыт показал, что необходимость в совершенствовании связной речи существует у каждого из детей-дошкольников. Только у одних приходится устранять недочеты связных высказываний, а у других - формировать развернутую речь практически «с нуля». Оказалось также, что уровень связной речи не всегда совпадает с общим уровнем речевого развития ребенка. Нередко рано заговорившие, не имеющие логопедических проблем дети пользуются короткими, нераспространенными предложениями, делают в рассказах длинные паузы, без нужды употребляют междометия и засоряющие речь слова, испытывают психологические проблемы при вербальном общении, да просто не любят выступать, то есть демонстрируют при тестировании средний или даже низкий уровень развития связной речи. В то же время дети с теми или иными дефектами речи в ходе обучениянередко достигают высокого уровня сформированноcти связных высказываний.Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В  МАДОУ304 осуществляется коррекция нарушений речи в группах компенсирующей направленности, однако, в связи с тем, что возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей. Программа по коррекции речи разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с учетом Устава образовательного учреждения МАДОУ №304 и положения об организации платных образовательных услуг. Она составлена с учетом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, программы по развитию речи Ткаченко Т.А., методических рекомендаций по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста.Программа рассчитана на детей 4-6 лет и содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Программа выходит за рамки ООП образовательной организации.Программа способствует формированию у детей следующих образовательных областей: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие;художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие.Цель и задачи программы.Цель курса: создание условий дляразвития всех компонентов речи и литературно-творческих способностей детей дошкольного возраста, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй.Основные задачи программы.Учебно-познавательные:
  • формирование направленности внимания на звуковую сторону речи и ее развитие, с целью предупреждения дисграфии и дислексии;
  • - практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;
  • обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов;
  • отработка навыков построения связного высказывания;
  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;
  • развитие психологической базы речи.
  • В процессе речевой работы особое внимание уделяется развитию у детей:     • способности к сосредоточению;      • умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;      • умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;      • умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;      • возможности использования помощи партнера по работе.Коммуникативно-речевые задачи: - формирование информационно-коммуникативных умений,
  • формированиерегуляционно – коммуникативных умений,
  • формирование аффективно – коммуникативных умений.
  • Направления речевой развивающей работы:      1) совершенствование произносительной стороны речи;      2) совершенствование лексико-грамматической стороны речи;      3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.Программа включает следующие разделы:
  • развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений;
  • развитие двигательного организма, внутренней ритмической подвижности(общая, пальчиковая и речевая моторика, речеголосовые и эвритмические упражнения);
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • постановка и автоматизация звуков (индивидуально, по запросу родителей);
  • развитие чувства речи, слова или звуков речи (развитие фонематического слухазыкового анализа и синтеза);
  • развитие лексико-грамматическихсредств языка;
  • развитиесамостоятельной развернутой фразовой речии формирование чувства мысли (делает возможным восприятие мыслей другого человека).
  • В теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др. 
  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); 
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; 
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; 
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи; 
  • принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 
  • При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов: 
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 
  • Комплексность воздействия на ребенка. 
  • Воздействие на все стороны речи. 
  • Опора на сохранные звенья. 
  • Учет закономерностей онтогенеза. 
  • Учет ведущей деятельности. 
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка. 
  • Воздействие на микросоциальное окружение. 
  • Запланированный результатАктивная и целенаправленная работа по развитию устной речи и литературно-творческих способностей ребенка, проводимая в соответствии с предлагаемой программой:
  • позволит обогатить словарный запас; сформирует практические навыки словообразования и словоизменения;
  • научит ребенка чувствовать тип и стиль речи, анализировать особенности текстов на доступном для него возрастном уровне;
  • привьет ему начальные навыки создания собственных высказываний в заданном стиле, раскрепостит фантазию;
  • будет стимулировать желание составлять и использовать в общении такие высказывания,
  • сформирует у детей коммуникативные умения и навыки.
  •       В итоге работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:      •составлять рассказы, пересказы;      • владеть навыками творческого рассказывания;      • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя однородными членами предложения и т. д.;      • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;      • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;      • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;      • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;      • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.Условия реализации Курс состоит из 72 занятий, (8 занятий в месяц). Продолжительность каждого – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Начало занятий – сентябрь месяц. Каждое занятие строится как участие детей в какой-либо реальной, игровой или сказочной коммуникативной ситуации. Основные методы обучения:
  • практические,
  • наглядно-демонстрационные,
  • игровые,
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
  • словесные.
  • Критерии оценки эффективности курсаОсновными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате логопедического обследования, динамика речевого развития каждого ребенка. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в усвоении программы ДО, качество общения воспитанников, отзывы воспитателей и родителей.Содержание программы.Учебно-тематический план. Стержневые линии курса развития речи.Календарно-тематическое планирование занятийПрограмма обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами и литературой: