"Программа коррекции речи дошкольников в рамках дополнительного образования"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Программа коррекции речи дошкольников в рамках дополнительного образования"
Автор: Чекусова Наталья Михайловна
Пояснительная запискаРодной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.Говоря о важности развития речи у детей дошкольного возраста нельзя не отметить значительный рост в последние годы количества детей с различными речевыми нарушениями. Причины этого самые разные, но на первое место и выходят социально-экономические факторы.Практический опыт показал, что необходимость в совершенствовании связной речи существует у каждого из детей-дошкольников. Только у одних приходится устранять недочеты связных высказываний, а у других - формировать развернутую речь практически «с нуля». Оказалось также, что уровень связной речи не всегда совпадает с общим уровнем речевого развития ребенка. Нередко рано заговорившие, не имеющие логопедических проблем дети пользуются короткими, нераспространенными предложениями, делают в рассказах длинные паузы, без нужды употребляют междометия и засоряющие речь слова, испытывают психологические проблемы при вербальном общении, да просто не любят выступать, то есть демонстрируют при тестировании средний или даже низкий уровень развития связной речи. В то же время дети с теми или иными дефектами речи в ходе обучениянередко достигают высокого уровня сформированноcти связных высказываний.Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В МАДОУ № 304 осуществляется коррекция нарушений речи в группах компенсирующей направленности, однако, в связи с тем, что возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей. Программа по коррекции речи разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с учетом Устава образовательного учреждения МАДОУ №304 и положения об организации платных образовательных услуг. Она составлена с учетом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, программы по развитию речи Ткаченко Т.А., методических рекомендаций по организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста.Программа рассчитана на детей 4-6 лет и содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Программа выходит за рамки ООП образовательной организации.Программа способствует формированию у детей следующих образовательных областей: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие.Цель и задачи программы.Цель курса: создание условий дляразвития всех компонентов речи и литературно-творческих способностей детей дошкольного возраста, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй.Основные задачи программы.Учебно-познавательные:формирование направленности внимания на звуковую сторону речи и ее развитие, с целью предупреждения дисграфии и дислексии; - практическое формирование навыков словообразования и словоизменения; восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря; обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов;отработка навыков построения связного высказывания; развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики; формирование пространственно-временных отношений;формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;развитие психологической базы речи.В процессе речевой работы особое внимание уделяется развитию у детей: • способности к сосредоточению; • умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия; • умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий; • умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата; • возможности использования помощи партнера по работе.Коммуникативно-речевые задачи: - формирование информационно-коммуникативных умений,формированиерегуляционно – коммуникативных умений,формирование аффективно – коммуникативных умений.Направления речевой развивающей работы: 1) совершенствование произносительной стороны речи; 2) совершенствование лексико-грамматической стороны речи; 3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.Программа включает следующие разделы:развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений;развитие двигательного организма, внутренней ритмической подвижности(общая, пальчиковая и речевая моторика, речеголосовые и эвритмические упражнения);совершенствование произносительной стороны речи;постановка и автоматизация звуков (индивидуально, по запросу родителей);развитие чувства речи, слова или звуков речи (развитие фонематического слуха;языкового анализа и синтеза);развитие лексико-грамматическихсредств языка;развитиесамостоятельной развернутой фразовой речии формирование чувства мысли (делает возможным восприятие мыслей другого человека).В теоретическую и методологическую основу программы заложены положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др. принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи; принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Комплексность воздействия на ребенка. Воздействие на все стороны речи. Опора на сохранные звенья. Учет закономерностей онтогенеза. Учет ведущей деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Воздействие на микросоциальное окружение. Запланированный результатАктивная и целенаправленная работа по развитию устной речи и литературно-творческих способностей ребенка, проводимая в соответствии с предлагаемой программой:позволит обогатить словарный запас; сформирует практические навыки словообразования и словоизменения;научит ребенка чувствовать тип и стиль речи, анализировать особенности текстов на доступном для него возрастном уровне;привьет ему начальные навыки создания собственных высказываний в заданном стиле, раскрепостит фантазию;будет стимулировать желание составлять и использовать в общении такие высказывания, сформирует у детей коммуникативные умения и навыки. В итоге работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь: •составлять рассказы, пересказы; • владеть навыками творческого рассказывания; • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя однородными членами предложения и т. д.; • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка; • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.Условия реализации Курс состоит из 72 занятий, (8 занятий в месяц). Продолжительность каждого – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Начало занятий – сентябрь месяц. Каждое занятие строится как участие детей в какой-либо реальной, игровой или сказочной коммуникативной ситуации. Основные методы обучения:практические,наглядно-демонстрационные,игровые,методы ролевого моделирования типовых ситуаций,словесные. Критерии оценки эффективности курсаОсновными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате логопедического обследования, динамика речевого развития каждого ребенка. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в усвоении программы ДО, качество общения воспитанников, отзывы воспитателей и родителей.Содержание программы.Учебно-тематический план. Стержневые линии курса развития речи.Календарно-тематическое планирование занятийПрограмма обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами и литературой: