«Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников»
Автор: Белова Елена Анатольевна
Актуальность
Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает детям снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Дошкольники, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать знакомые им русские народные сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка и др.).
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Задачи театрализованной деятельности
Развивать:
-память, внимание;
-умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею;
-выразительность речи (эмоциональность);
-умственную и речевую активность;
-умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
-воспитывать выдержку.
Направления развития театрализованной игры
-постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- переход от индивидуальной игры и игры рядом к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли;
-переход от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого типичного образа в игре-драматизации.
Содержание работы
Необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий воспитатель включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Реализация
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку (Веселый дождик, Листочки летят по ветру и падают на дорожку, Хоровод вокруг елки).
Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (В. Берестов Больная кукла, А. Барто Снег, снег).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова Елочка; К. Ушинский Петушок с семьей, Васька; Н. Павлова На машине, Земляничка; Е. Чарушин Утка с утятами).
Ролевой диалог героев сказок (Рукавичка, Зайкина избушка, Три медведя).
Инсценирование фрагментов сказок о животных (Теремок, Кот, петух и лиса).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам (Колобок, Репка) и авторским текстам (В. Сутеев Под грибом, К. Чуковский Цыпленок).
У детей дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов (Этот пальчик - дедушка..., Тили-бом, К. Ушинский Петушок с семьей, А. Барто Игрушки, В. Сутеев Цыпленок и утенок.) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
1.группа умений связана с освоением позиции зритель (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо артистам).
2.группа умений обеспечивает первичное становление позиции артист, включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и вести куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
3.группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа Знакомство, Оказание помощи, Разговор животного со своим детенышем и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы (Солнышко и дождик, В лесу, Веселые обезьянки, Котята играют и т.п.).
Перспективный план
Форма работы
Сроки проведения
Практические выходы
Методическая работа
Изучение методической литературы по теме
Сентябрь-май
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет
Подбор методической литературы по теме самообразования
Сентябрь-декабрь
Повышение своего профессионализма
Изготовление атрибутов для театрализованных игр
Октябрь-май
Театры
Создание картотеки театрализованных игр
Сентябрь-май
Картотека
Создание картотеки потешек, песенок, хороводных игр
Сентябрь-май
Картотека
Разработка консультации для педагогов на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Май
Доклад
Работа с детьми
Составить картотеку театрализованных игр
Октябрь-ноябрь
Картотека
Провести беседу с детьми о театре
Октябрь
Беседа
Познакомить с миром театральных профессий
Декабрь
Игра
Знакомство с различными видами театров
Октябрь-май
Изготовление театров
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах
Сентябрь-май
Конспекты занятий и игры
Работа с родителями
Информационные бюллетни: Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста; Театральные игры – путь к детскому творчеству; Как проводить с ребёнком досуг; Развитие речи ребёнка 3 года жизни.
Сентябрь-май
Бюллетни
Изготовление народной игрушки
Ноябрь
Творческая работа
Консультации Просто ли играть?, Потешки для детей, Театрализованные игры – играйте вместе с детьми
Январь-март
Консультации
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр
Апрель
Конкурс Театр - детям
Совместные мероприятия с детьми
Сентябрь-май
Конспекты развлечений
План работы по самообразованию
Тема: Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников
Воспитатель:
Белова Е. А.